Найти в Дзене
Катя Князь

Умирающий крайний север. Увидела, как выживают последние жители в брошенных поселках

Оглавление

В зоне крайнего севера России среди бесконечных лесов и болот расположены труднодоступные посёлки, где раньше велись лесозаготовки. Добраться до них можно только по узкоколейной железной дороге на старом тепловозе или дрезине, поскольку других дорог просто нет. Местных жителей там почти не осталось, а те, кто все еще не уехал, выживают, как могут. Мы отправились в этот всеми забытый край, чтобы ощутить на себе, в каких условиях вынуждены жить люди.

Едем до узкоколейки

Мы провели в дороге два дня - в первый день мы доехали от Москвы до города Вельск Архангельской области, там переночевали и утром отправились в посёлок Авнюгский. В общей сложности на машине мы преодолели путь в 1200 км в одну сторону.

-2

Мы заранее договорились с водителем дрезины Борисом Петровичем Скуминым, чтобы он довез нас по узкоколейной железной дороге от Авнюгского до отдаленного посёлка под названием Поперечка. Но в тот день был очень сильный ливень с грозой и Борис Петрович сообщил нам, что уехал на дрезине на спецзадание - от ветра оборвались провода и в ближайших населенных пунктах отрубило электричество, надо было срочно починить.

https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s
https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s

В ожидании дрезины мы решили пообедать и попробовали зайти в кафе, но из-за отсутствия электричества нам сказали, что оно временно не работает. Хорошо, что у нас всегда с собой есть сухпаёк на случай непредвиденных обстоятельств.

-4

Поездка на дрезине

После пары часов ожидания мы наконец встретились с Борисом Петровичем.

https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s
https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s

Его считают хозяином местной узкоколейки. Несколько раз в неделю он водит старенький тепловоз и иногда подрабатывает местным таксистом, доставляя людей и грузы на своей дрезине.

https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s
https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s

Дрезина (или в народе "пионерка") представляет собой небольшую тележку, которая передвигается по рельсам. Она полностью сделана из подручных средств. Колёса взяты от старой телеги, на которой когда-то развозили шпалы, а двигатель - от Honda.

https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s
https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s

Такой транспорт вмещает в себя 8 человек и разгоняется до 60 км/ч. Расход топлива небольшой, на дорогу туда-обратно (около 60 км) требуется всего 3 литра бензина.

-8

Стандартная ширина железнодорожной колеи равна 1520 мм, однако ширина узкоколейных дорог составляет всего 750 мм. При Советском Союзе их строили для перевозок грузов практически на любой местности - на болотах или через лес. Они требуют меньше ресурсов для строительства и часто использовались как временное решение.

-9

В дороге нам предстояло провести около часа. Поначалу от сильного стука колёс и большой скорости становилось не по себе, ведь пассажиры никак не пристегиваются. Пару раз я даже чуть не выронила пакет с вещами. Но спустя какое-то время мы освоились и полностью доверились профессионалу.

https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId
https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId

Казалось, что мы находимся где-то на краю света и едем по бесконечно долгой дороге. В голове не укладывалось, что в таких глухих местах до сих пор живут люди. Но природа вокруг просто невероятная! Бескрайние леса, болота, реки и полная тишина.

https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId
https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId

Наконец мы подъехали на станцию посёлка Поперечка.

https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s
https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s

Исследуем Поперечку

Попрощавшись с Борисом Петровичем, мы встретились с местными жителями Владимиром и Еленой. Они обещали провести нам экскурсию на уазике по посёлку и показать местные красоты.

https://www.youtube.com/watch?v=pKJqhrFIzA4
https://www.youtube.com/watch?v=pKJqhrFIzA4

Раньше в посёлке проживало 600 человек, сейчас осталось меньше 30. Основное население посёлка - пенсионеры. Летом они ухаживают за огородом, а на зиму уезжают к своим детям в города.

-14

Еще лет 20-30 назад здесь активно добывали лес и перевозили его по узкоколейке. Но после закрытия лесопункта люди, особенно молодёжь, стали постепенно уезжать в поисках новой работы. Закрылась контора, почта, клуб, школа, детский сад, столовая, медпункт и многие другие предприятия.

https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s
https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s

Владимир показал нам школу, в которой раньше учился. В то время обучалось около 30 учеников в трех начальных классах. После окончания 3 класса детей возили в город Котлас на самолете АН-2. Сейчас в поселке 3-4 ученика, которых перевели в Авнюгскую школу.

https://www.youtube.com/watch?v=pKJqhrFIzA4
https://www.youtube.com/watch?v=pKJqhrFIzA4

Для рабочих, которые приезжали сюда на лесозаготовки, была построена общественная столовая. Здесь же выпекали свежий хлеб.

https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E
https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E

Недалеко от пекарни стояла целая мельница. Под ней текла река и вращала жернова для перемалывания муки. Сейчас от мельницы осталось только несколько брёвен.

-18

Пройдя немного дальше, мы увидели такую впечатляющую конструкцию в виде больших тарелок. Оказывается, местные жители установили здесь усилители, чтобы хоть как-то ловить связь и интернет.

https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E
https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E

Дело близилось к ночи, и нам надо было где-то переночевать. Мы познакомились с местной жительницей Валентиной, которая согласилась приютить нас у себя на пару ночей. Она со своей дочерью приезжает сюда на лето из Вельска.

https://www.youtube.com/watch?v=pKJqhrFIzA4
https://www.youtube.com/watch?v=pKJqhrFIzA4

Ночевали мы в таком домике. И даже успели попариться в настоящей северной бане.

https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E
https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E

Отправляемся за морошкой на болото

На следующее утро мы встретились с Владимиром и он решил показать нам свою технику. Она была привезена либо по зимнику, либо на прицепе по железной дороге, по другому сюда просто не добраться. В распоряжении у Владимира есть такой УАЗ, чтобы можно было проехать по лесной местности.

-22

Также Владимир показал нам ГАЗ-51 1954 года, который все еще на ходу и часто используется для перевозки грузов.

https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId
https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId

Но больше всего меня впечатлил каракат! Это самодельный вездеход, двигатель у него от мотоцикла, а колёса сделаны из камер для грузовиков. На каракате местные жители ездят на болота за морошкой и клюквой, куда собрались и мы.

https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId
https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId

Пока мы ехали по деревне, встречали огромное количество заброшенной техники, показатель того, что раньше здесь вовсю кипела жизнь.

https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId
https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId

На каракате нам предстояло преодолеть несколько километров полного бездорожья. Временами казалось, что мы можем завалиться набок или застрять в грязи.

https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s
https://www.youtube.com/watch?v=HReOM5Kz-hQ&t=738s

Но Владимир успешно довез нас до пункта назначения - мохового болота.

Сначала мне было страшно вставать на мягкую поверхность. Но оказалось, бояться нечего - под мхом плотный песчанник и глина. К тому же, этим летом было мало дождей, поэтому болото высохло.

Мы приступили к сбору морошки. В это время нас чуть не настигла гроза. Было немного не по себе от бескрайнего пространства, где некуда укрыться. Но тучи нас миновали.

-29

Удивительно красивые кадры получились!

На обратном пути я даже сама села на каракат и попробовала проехать несколько метров. Задача была не из лёгких. Оказалось, что для того, чтобы рулить по бездорожью, надо прикладывать немало усилий.

-31

Священное место древних монахов

По пути мы заехали в деревню Соезерская Пустынь. В 1748 году на берегу Соозерского озера монахи построили Троицкую церковь.

https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId
https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId

Они также посадили здесь кедровую рощу, собирали кедровые орешки, делали из них масло, продавали и на это жили.

-33

В советское время здесь была деревня. Сеяли рожь, овес, разводили скот.

-34

Но о храме никто не заботился, сжигали иконы, воровали. С тех времен осталось единственное захоронение - надгробная плита с надписями, которые уже сложно разобрать.

https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId
https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId

Сейчас храм восстанавливают и иногда проводят службы.

Внутри церковь также выглядит очень чисто и ухоженно.

-37

После осмотра местных достопримечательностей мы вернулись в Поперечку и провели там еще одну ночь.

Возвращаемся на поезде по узкоколейке

На утро нас ждала поездка на местном тепловозе обратно до поселка Авнюгский, где мы оставили нашу машину.

-39

Нас встретил уже хорошо знакомый нам машинист поезда Борис Петрович.

https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E
https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E

Поезд на ходу уже более 50 лет. Разгоняется он до 50 км/ч. Но из-за того, что в некоторых местах пути были в неисправном состоянии, временами поезд двигался со скоростью человеческого шага.

https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId
https://dzen.ru/a/ZdJGU1I15nBNUeId

Бывали случаи, когда поезд сходил с рельс. Поднимать его приходилось своими силами с помощью подручных средств.

https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E
https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E

Мы были далеко не единственными пассажирами. Почти все места в вагоне были заполнены.

-43

За билет мы заплатили 100 рублей.

-44

Удалось даже зайти в кабину машиниста и пообщаться с Борисом Петровичем. Он уже больше 10 лет работает на узкоколейке после закрытия леспромхоза. Говорит, что не может оставить свою работу. А кто тогда будет возить людей, продукты, лекарства, почту? Бывали случаи, когда надо было экстренно довезти человека до медпункта или в роддом. Одним словом, на нем все держится. Пока есть по-настоящему сильные люди, жизнь здесь будет продолжаться!

https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E
https://dzen.ru/a/Za4N3vcQyVN_8H7E

Благодарю за просмотр! Подписывайтесь на канал, там рассказываю о путешествиях по необычным местам, где мало кто бывает.

💌ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Также в моем Telegram канале вы можете найти больше фото и видео-кружочков с поездок. 

💌ПОДПИСАТЬСЯ НА TELEGRAM

Катя Князь | live

Предлагаю ознакомиться с другими моими статьями: