Найти в Дзене
Новый Калининград

«Это меня унижает»: в московском суде рассмотрели дело о тарифах на проезд в Калининграде

Оглавление

Суд в Москве в течение месяца рассматривал апелляцию по делу об установлении в Калининграде дифференцированного тарифа на проезд в общественном транспорте. Иск к властям и лично руководителю региональной службы по тарифам Яне Бабкиной подал житель города, бывший депутат калининградского горсовета Сергей Карпушенко. Рассмотрение дела дважды откладывали из-за нехватки доказательств со стороны чиновников. Пояснения пришлось давать не только службе по тарифам, но и администрации совместно с «Калининград-ГорТрансом». «Новый Калининград» послушал, как власти объясняли появление трех разных тарифов для общественного транспорта.

«Мне не нужна эта оферта»

Жалобу по административному делу о дифференцированных ставках на проезд рассматривал Первый апелляционный суд общей юрисдикции. Участники собирались трижды в течение месяца, заседания проходили с 12 марта по 11 апреля. Истец — Сергей Карпушенко — представлял свою позицию сам. По его мнению, приказ об установлении разной стоимости услуги противоречит требованиям действующего законодательства РФ, в том числе — Конституции. Бывший депутат требовал признать документ недействующим и отменить его. Рассматривавший дело Калининградский областной суд отклонил этот иск.

Выступая в апелляционной инстанции, житель города неоднократно обращал внимание суда на «ценовую дискриминацию» и нарушение закона о защите прав потребителей. Дифференцированный тариф на проезд установили в Калининграде с июля 2023 года. Сейчас он составляет 28 рублей при оплате картой «Волна Балтики», 33 рубля при безналичной оплате другим способом и 37 рублей при оплате наличными. До этого тариф повышали в 2020 году (тогда действовали разные ставки для автобусов и маршрутных такси: 28 и 30 рублей, по карте «Волна Балтики» проезд стоил несколько меньше: 25 и 27 рублей соответственно).

Использование транспортной карты «Волна Балтики» подразумевает согласие с условиями оферты, которая предложена властями, обратил внимание Карпушенко. «Я, житель Калининграда, категорически против делать акцепт этой оферты, потому что мне не нужна эта оферта. И условия, которые там прописаны, для меня неприемлемы», — заявил истец.

По мнению бывшего депутата, нынешняя дифференциация фактически устанавливает льготы для пассажиров, оплачивающих билет в безналичной форме, и обеспечивает «перекрестное субсидирование», то есть завышение цены для одних потребителей в целях компенсации преимуществ по цене для других. Экс-депутат сослался на расчеты, сделанные на основе данных службы по тарифам, согласно которым экономически обоснованный единый тариф на проезд в общественном транспорте Калининграда должен составлять 31 рубль.

Чиновники с доводами Карпушенко не согласились. От областной службы по тарифам в суде выступали два представителя: Андрей Крепин и Виталий Курочкин, директор областного Центра экспертиз цен и тарифов. Руководитель ведомства Яна Бабкина в заседаниях не участвовала.

Объясняя нововведение, службе пришлось представить московской коллегии исчерпывающие доказательства. Суд указал на целый ряд недочетов в документах, направленных ведомством. В частности, в заявлении муниципального предприятия «Калининград-ГорТранс», по просьбе которого был изменен тариф, не нашлось перечня документов, подтверждающих экономическую обоснованность такой меры, а приложения по этим вопросам, которые служба направила в суд в электронном виде, не содержали электронных подписей. Кроме того, показатели в таблице с расчетами, представленной ведомством, приводились в разных единицах измерения. От представителей городской администрации и «Калининград-ГорТранса» потребовались дополнительные пояснения. В результате к третьему заседанию количество чиновников и сотрудников предприятия, выступавших на стороне ответчиков, увеличилось с трех до восьми.

«По факту прибыль нивелируется в ноль»

Как выяснилось в суде, изначально приказ о введении дифференцированного тарифа был утвержден только для автомобильного транспорта, несмотря на то, что «ГорТранс» просил изменить ставки также для трамваев и троллейбусов (для этого вида перевозок соответствующий нормативный акт утвердили позднее). Представители службы по тарифам не смогли внятно ответить в суде, почему документы были приняты в таком порядке. Директор областного Центра экспертиз цен и тарифов Виталий Курочкин сначала пояснял, что ведомство «формировало тариф по автобусам», а впоследствии утверждал, что расчеты велись с учетом как автомобильного, так и электрического транспорта.

В среднем, как было отмечено судом, тариф на проезд в Калининграде повысили в 2023 году примерно на 20%. «У вас зарплаты так хорошо подросли в регионе?» — поинтересовалась председательствующая судья, указав на социальный стандарт, которым рекомендовано не превышать 7%-ную долю среднемесячных расходов пассажира на поездки в общественном транспорте. «Вы анализировали, будет ли социально доступным проезд?» — обратилась она к представителям службы по тарифам. «Если вы посмотрите индекс потребительских цен, то он был гораздо выше с 2020 года», — парировал Виталий Курочкин. Он заверил, что служба исключила все необоснованные расходы транспортных предприятий и прилагает «максимум усилий, чтобы услуга была комфортной и доступной».

Представители городской администрации сообщили, что доля «Калининград-ГорТранса», инициировавшего повышение тарифа, составляет 37% от общего количества обслуживаемых муниципальных маршрутов. Наряду с этим исполняющий обязанности директора «Центра организации движения и пассажирских перевозок» Константин Папшев заявил, что цена муниципальных контрактов с перевозчиками практически равна полученной плате за проезд, что на 70% ниже необходимого уровня. За год собираемость по всем маршрутам Калининграда, по данным администрации, составляет порядка 1,8 млрд рублей.

— То есть несмотря на то, что у вас себестоимость проезда гораздо выше и муниципальные контракты составляют по цене без полученной доплаты 30%, фактически вы не компенсируете перевозчикам эту сумму, так что ли? — уточнила судья.

— Да, — подтвердил Папшев.

— Но перевозчики не жалуются?

— Выкручиваются.

Представители службы по тарифам утверждали, что если бы стоимость проезда устанавливалась «по всем требованиям экономической обоснованности», тариф, «безусловно, был бы выше». Андрей Крепин заверил, что в ведомство поступали заявки и от частных перевозчиков, но их отклонили из-за того, что был представлен неполный пакет документов в качестве экономического обоснования. В частности, группа компаний «Маршрутное такси» просила, по его словам установить тариф на автотранспортные перевозки в размере 83 рубля, ООО «Вест Лайн» — 42 рубля, ООО «Балттрансавто Один» — 60 рублей.

Объясняя решение о введении трех разных ставок, областные власти указывали в числе прочего на то, что дифференцированные тарифы применяются в ряде других регионов. В свою очередь, представители «ГорТранса», обосновывая инициативу предприятия повысить стоимость проезда, сообщили, что до этого тариф не менялся с 2020 года, а издержки росли. «На самом деле, анклавное нахождение Калининградской области накладывает серьезный отпечаток на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Девяносто процентов всех договоров и контрактов, которые заключаются у нас с поставщиками товаров и услуг, по срокам не соответствуют фактически установленными. При этом наибольший объем — это автозапчасти, которые нам требуются ежедневно. Мы их не можем своевременно получать, и у нас происходит простой автотранспорта. Простои порождают несоблюдение транспортной работы в рамках муниципальных контрактов. Поэтому по сути та прибыль, которую мы должны получать, по факту не получается и нивелируется в ноль», — заявил представитель муниципального предприятия Александр Шахновский.

Среди преимуществ перехода на безналичную оплату проезда он назвал вывод платежей в общественном транспорте из тени, отказ от отдела сбора выручки и отсутствие необходимости оплачивать услуги инкассации. Переход на транспортную карту «Волна Балтики» предприятие, по словам Шахновского, поддержало по той причине, что ее внедрение позволяет контролировать реальный объем пассажиропотока на маршрутах.

-2

«Невозможно выделить группу граждан»

Прокурора, который участвовал в рассмотрении дела, пояснения чиновников и представителей «Калининград-ГорТранса» не убедили. Высказывая свою позицию, представитель надзорного ведомства заявил, что приказы службы по тарифам следует отменить. Прокурор посчитал, что дифференцированный тариф установлен «без надлежащего обоснования», о чем свидетельствует в том числе установление одинаковых тарифов на проезд в автобусах и электротранспорте.

После этого выступления суд решил сделать небольшой перерыв. Вернувшись, участники перешли к прениям. Представители областной службы по тарифам настаивали, что приказы ведомства не нарушают прав потребителей и другое законодательство, установленные тарифы «отвечают интересам жителей Калининградской области и не несут каких-то дискриминационных моментов», а перекрестного субсидирования в результате такого разделения не происходит. Андрей Крепин и вовсе высказал мнение, что истец пытается подменить «подлинную суть» созданной нормативной базы в этой сфере.

«Доказательства, дающие основания полагать, что расчет произведен не на основе экономически обоснованных расходов, отсутствуют», — заявил директор Центра экспертиз цен и тарифов Виталий Курочкин.

Представитель администрации Калининграда Олег Суслин, отвечая на претензии истца, высказал мнение, что при утверждении ставок был соблюден «баланс перевозчиков и граждан». Дискриминации по виду оплаты нет, считает юрист, так как «невозможно выделить группу граждан» по такому признаку.

«Я до сих пор не могу понять административных ответчиков и третьих лиц. Ведь они утверждают и настаивают на том, чтобы ввести экономический механизм заставить человека перейти на транспортную карту. Вот если я не могу этого сделать и не подкован с электроникой, то в данном случае это меня унижает и дискриминирует по сравнению с другими пассажирами», — возразил Сергей Карпушенко.

Апелляционная инстанция в итоге встала на сторону ответчиков. Решение Калининградского областного суда коллегия оставила без изменения, а жалобу Карпушенко — без удовлетворения. Экс-депутат заявил «Новому Калининграду», что намерен дойти в этом деле до Верховного суда РФ.

Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград