Найти тему
Территория речи

С чего начинать родителю развитие речи ребенку в 2,5 года?

Оглавление

На вебинаре Татьяны Грузиновой "Эффективный запуск речи и освоение навыков особых детей в домашних условия - реальность" родители детей с задержкой развития задавали много вопросов.

Публикуем ответы на некоторые из них.

Фото с занятий в логопедическом центре "Территория речи" по методике Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной
Фото с занятий в логопедическом центре "Территория речи" по методике Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной

"С чего родителю начинать развитие речи ребенку в 2,5 года?"

Отвечает Татьяна Грузинова:

"К этому вопросу нужно много уточнений.

На дистанционной диагностике в “Компетентном родителе” (это онлайн-проект Территории речи) мы просим маму снять несколько видео с ребенком. Специалисту нужно увидеть ряд моментов, в том числе насколько у ребенка присутствует уровень произвольности, умеет ли он дуть и по просьбе или, имитируя, открыть рот и высунуть язык.

Если умеет - в развитии речи мы с ним пойдем “по пути А” - будем в игровой форме сажать звуки на жесты.

Если не умеет дуть и есть сложности с простыми движениями (открыть и высунуть), то работа будет “по пути Б” - мы будем помогать ему формировать звуки с физической помощью.

Это не страшно: когда он 2-3-4 звука научится произносить, дальше идет ускорение - у него появляется опыт, как управлять речевым аппаратом, и подключается подражание.

Если говорить о речевом развитии - необходимо оценить уровень его произвольности - и стратегии опять могут быть разные.

Необходимо оценить и другие навыки ребенка: если не имитирует и есть проблемы с коммуникацией - надо обязательно параллельно в это вкладываться. Пока маленький возраст и, образно, “поезд едет”, вы можете в этот поезд максимально загрузить все, что нужно.

Речь никогда не бывает выше деятельности. А если не развита коммуникация и деятельность скудная? Скорость освоения деятельности зависит от имитации, и мотивация ребенка зависит от общего развития навыков, в том числе имитации.

Если у ребенка только речевые трудности и он все понимает и прекрасно коммуницирует, например, может вам все жестами показать и готов повторять - работа будет только над речью

А если не только речь? - То надо тянуть и все остальное."

Уточнение мамы: "Ребенок имитирует 50/50: захочет - сделает, не захочет - не сделает"

Т. Грузинова: "В этом случае опять есть варианты: может быть, это у него трудности с навыками сотрудничества - тогда сотрудничество надо налаживать в первую очередь!

А еще бывает, что он “не хочет”, потому что “не может.”

Нам же тоже не нравится делать то, что мы не умеем - мы стараемся этого избегать.

Дети даже в маленьком возрасте понимают, что он "что-то делал и у него не получилось". Дальше он думает: я опять это попробую - у меня не получится, меня не похвалят - уйду ка я лучше от этого...

Т.е. под несотрудничеством может быть опыт, что это "не получалось".

Ок, допустим имитация есть - это хорошо - можем сажать звуки на жесты. Но еще важно уточнить, есть ли произвольная воздушная струя? Может ребёнок задуть свечку, дуть в дудочку? В идеале свечку, но хотя бы в дудочку."

Уточнение мамы: "Дуть не может"

- "Тогда нужно учить играть с жестами, сотрудничеству, имитировать и дуть.

Возможно, этому ребенку понадобится консультация и логопеда, и поведенческого аналитика. Потому что в зоне aba-специалиста - сотрудничество и имитация, а в зоне логопеда - про дуть и формирование связки жест-звук."

Получилось, что нужно все сразу, и как родителю разобраться?..

1. Работа с речью неговорящего ребенка всегда индивидуальна. С чего начать и как и куда идти в процессе - зависит от того, какие навыки у ребенка уже есть, и на каком они уровне - поэтому всегда все начинается с тщательной диагностики. В "Компетентном родителе" ее можно провести самостоятельно по видеоурокам или ее вам может провести наш специалист.

2. Запустить речь особому ребенку - это не то же, что поставить [Р] и [Ш] нормотипичному. Самостоятельный запуск мамой будет эффективным только если ее занятия курирует специалист - вы же видите, сколько в этой работе нюансов и составляющих! И именно для того, чтобы у мамы из любого региона была возможность получить дистанционную поддержку профильных специалистов, мы и организовали наш Онлайн-Клуб "Компетентный родитель".

Посмотреть вебинар Татьяны Грузиновой "Эффективный запуск речи и освоение навыков особых детей в домашних условия - реальность" целиком можно в соседней статье этого канала.

🎁 Бесплатно получить файл с играми "12+1 игра для вызывания звуков" от Татьяны Грузиновой, которые в своей работе используют игровые логопеды, можно тут.