4,5K подписчиков

Самые тревожные дни на льдине

482 прочитали

Хроника спасения челюскинцев по страницам прессы 1934 года. Сегодня продолжение разбора номера «Правды» от 12 апреля 1934 г., начатого вчера. Несколько слов о состоявшемся обсуждении прошлой статьи. Много комментариев было о болезни Шмидта, насколько она была серьезной. Но почти никто из читателей не обратил внимание на более интересный, на мой взгляд, казус – как 101 человек, бедствовавших на льду, превратились в 104 человека спасенных? В предыдущих правительственных сообщениях всегда называли, что на льду находится 101 человек, это же число сообщил Куйбышев американским журналистам. А число «104» впервые появилось на свет только 12 апреля в «Правде». Точнее говоря, эта цифра пока еще не была объявлена, это просто сумма уже эвакуированных челюскинцев и еще остающихся в лагере. Но в дальнейшем она застынет, вскоре будут награждены 102 челюскинца, без орденов оставят лишь двух грудных детей. Откуда же на льду возникли три дополнительных человека? У меня сходу возникли сразу две конспирологические теории, но я не буду ими делиться. Но загадка превращения 101 человека в 104 видимо существует, и возможно, будет решена не скоро.

А теперь от конспирологии вернёмся к сугубому материализму, точнее к вещественной газете «Правда» и её номеру от 12 апреля 1934 года. Как я писал вчера, «спасение челюскинцев» занимает всю первую страницу, материалов много, но описывать их все нет никакого смысла. Вся информация исчерпывающе содержится в двух радиограммах Ушакова. Сообщение правительственной комиссии, разобранное ранее, тоже базируется на этих радиограммах, большую часть сведений мы уже знаем, но не вредно заглянуть в первоисточник. Первая радиограмма:

Хроника спасения челюскинцев по страницам прессы 1934 года. Сегодня продолжение разбора номера «Правды» от 12 апреля 1934 г., начатого вчера. Несколько слов о состоявшемся обсуждении прошлой статьи.

«Москва. Совнарком – тов. Куйбышеву, Главное управление Северного морского пути – тов. Иоффе.

Ванкарем, 10 апреля. (По радио). Операция по снятию челюскинцев начата седьмого. В этот день в лагерь Шмидта было выпущено три самолета. На головной машина Слепнева вылетел я сам для ознакомления с состоянием льдов и положением лагеря.

Ледяной аэродром в пяти километрах от лагеря Шмидта был достигнут в 45 минут. При посадке, опасаясь дующего бокового ветра, Слепнев направил самолет по диагонали площадки. Машина вылетела площадку, сто метров прошла ропаками, повредила шасси, стабилизатор.

Пришедшие через полчаса на самолетах «Р-5» пилоты Каманин и Молоков удачно сели на небольшой аэродром. Через час Каманин и Молоков с пятью пассажирами вылетели обратно и достигли Ванкарема. Слепнев остался ремонтировать самолет.

Я пробыл в лагере трое суток. Лагерь со всех сторон окружен сильно торошенными льдами. Люди размещены в одном бараке, десяти палатках, отепленной фанерой. Во всех помещениях имелись камельки, легко поддерживалась комнатная температура. Палатки освещались изобретенными челюскинцами бензиновыми лампами. Лагерь имел продовольствие, топливо, теплую одежду. В лагере имелись отдельные кухня, пекарня.

Однако кажущаяся с первого взгляда спокойная, благоустроенная жизнь лагеря при ближайшем ознакомлении оказывается жизнью на вулкане».

Прервусь на простое лирическое замечание – два месяца читателям сообщали, что «в лагере все благополучно». А теперь, оказывается, это жизнь на вулкане!

«Весь лагерь живет в беспрерывном напряженном ожидании наступления льдов. Опасность грозит каждое мгновение. Восьмого апреля льды начали наступление на лагерь. В полдень ледяным валом снесло кухню.

Девятого апреля лагерь пережил самое сильное сжатие со дня гибели «Челюскина». В два часа утра новый высокий ледяной вал с шумом двигался в сторону лагеря. Скоро был сметен, замят льдом барак, разрушен один моторный бот, погребена часть лесных материалов, совершенно разрушен аэродром, на котором стоял самолет Слепнева.

Этот ледянной вал хорошо запротоколирован, выражясь суконным языком. А впрочем, может, это наоборот, первые дни на льду и вырубка шлюпок из проруби?
Этот ледянной вал хорошо запротоколирован, выражясь суконным языком. А впрочем, может, это наоборот, первые дни на льду и вырубка шлюпок из проруби?
Публикаторы очень вольно обращались с богатым фотоматериалом, и иллюстрировали им что  попалао
Публикаторы очень вольно обращались с богатым фотоматериалом, и иллюстрировали им что попалао

Получается, что с появлением самолетов обстановка в лагере серьезно осложнилась. Барак оказался сломан второй раз, и сейчас, похоже, окончательно. Остались одни палатки. И вышел из строя основной аэродром.

"Днем вновь повторялось сжатие, совершенно преобразившее район лагеря. Челюскинцы с первых моментов сжатия мобилизуются в несколько минут. Каждый занимает назначенный ему участок. Непоколебимый авторитет Шмидта, его помощника Боброва и крепкая партийная организация делают челюскинцев коллективом, всегда готовым к борьбе. Отправка людей на берег производится в строгом порядке, по списку, ранее составленному по принципу физического состояния и выносливости".

К тому времени, как Ушаков написал эти строки, порядок эвакуации он уже нарушил, вклинившись в список лично.

"Седьмого числа отправлены первыми на материк кочегар Киселев, зоотехник Стаханов, радист Иванюк, повар Козлов, матрос Ломоносов. Девятого челюскинцы, одновременно отражая натиск льдов, перетащили самолет Слепнева на другой аэродром на расстояние полутора километров".

Интересно, что в докладах Ушакова говорится о сломанной правой стойке. Однако на всех фоторгафиях самолет Слепнева завален налево. А впрочем, может сейчас его тащат через неровности, и он кренится то в одну, то в другую сторону? Похоже, что здесь как раз запечатлен момент транспортировки на другую площадку.
Интересно, что в докладах Ушакова говорится о сломанной правой стойке. Однако на всех фоторгафиях самолет Слепнева завален налево. А впрочем, может сейчас его тащат через неровности, и он кренится то в одну, то в другую сторону? Похоже, что здесь как раз запечатлен момент транспортировки на другую площадку.

Продолжаем читать радиограмму Ушакова:

"Сегодня пилот Каманин сделал в лагерь Шмидта один рейс, доставив на берег трех человек. Во второй рейс выйти не смог, в моторе лопнули пароотводные трубки. Слепнев, закончив ремонт, доставил на берег шесть человек. Три блестящих рейса в лагерь Шмидта сегодня сделал пилот Молоков, доставив на берег тринадцать человек»

«Четырнадцать, че-тыр-над-цать», - возражает ему Молоков, - «Ты себя забыл посчитать».

«Всего сегодня доставлено в Ванкарем 22 человека» - «ДВАДЦАТЬ ТРИ», - доносится голос Молокова.

В комментариях меня спрашивали, можно ли где-то увидеть пофамильный список эвакуированных по датам? Да, он существовал, и всегда был в открытом доступе: опубликован в 1934 году, в втором томе «Поход «Челюскина», в приложении II, в конце книги. Книга несекретная, изданная огромными тиражами. При этом историки эпопеи почему-то всегда его игнорировали. Видно, не дочитывали книгу до конца. Но Ушаков в своих радиограммах приводит фамилии полностью, а «Правда» их печатает. Я, пожалуй, не буду приводить их здесь, но я проверил - фамилии из радиограмм Ушакова совпадают со списком, приведенным в книге "Поход "Челюскина".

Ниже – вторая радиограмма Ушакова, от 11 апреля:

Хроника спасения челюскинцев по страницам прессы 1934 года. Сегодня продолжение разбора номера «Правды» от 12 апреля 1934 г., начатого вчера. Несколько слов о состоявшемся обсуждении прошлой статьи.-5

«Ванкарем. 11 апреля. 13 часов (По радио). Сегодня, 11 апреля, летная погода держалась весь день. Пилот Каманин сделал в лагерь Шмидта три рейса, доставив в Ванкарем 15 человек. Молчаливый отважный Молоков побил рекорд, сделав 4 рейса, доставив в Ванкарем 20 человек, в том числе заболевшего профессора Шмидта в сопровождении врача Никитина. Вечером температура Шмидта – 39,2°. Если утром не будет решительного перелома болезни, завтра Шмидт будет доставлен в лечебницу на Аляске».

Чуда не произошло, профессор не выздоровел и утром его повезли в США. Наверное, будет уместно забежать вперед и процитировать сообщение ТАСС из следующего номера, 13 апреля.

«Тов. Шмидт прибыл в Ном...

Перелет из Ванкарема в Ном протяженностью в 375 миль был совершен Слепневым в 2 ч. 10 мин.»

Удивительно, какой враг народа решил опубликовать такую заметку? В этом коротком тексте заложена бомба огромной разрушительной силы. Но подробней о ней стоит поговорить завтра. А сейчас просто поставлю ее скан.

Хроника спасения челюскинцев по страницам прессы 1934 года. Сегодня продолжение разбора номера «Правды» от 12 апреля 1934 г., начатого вчера. Несколько слов о состоявшемся обсуждении прошлой статьи.-6

"Кроме Шмидта и врача Никитина, сегодня сняты со льдов..." - далее Ушаков опять приводит пофамильный список из 33 человек.

"... В лагере под начальством Боброва, заместителя Шмидта, осталось 28 человек, уверенных в своем спасении. Переброшенная в лагерь упряжка собак облегчает оставшимся доставку на аэродром наиболее ценных приборов, материалов, грузов"

Из Ванкарема челюскинцы направляются в Уэллен для дальнейшего продвижения в бухту Провидения. Сегодня отправлены на собаках 15 человек. Кроме того, пилот Слепнев, отвозивший аккумуляторы, попутно доставил 6 человек в Уэллен.

Наши воздушные силы сегодня дополнились двумя машинами. Дождавшись, наконец, летной погоды, из Анадыря в Ванкарем прибыл пилот Доронин, а на мыс Северный – пилот Водопьянов. Запасы горючего пополнены бензином, прибывшим на собаках из Уэллена, а также доставлены на самолете Слепнева. Запас бензина обеспечивает переброску оставшихся на льду людей. Завтра, при наличие летной погоды, операция будет закончена. Машины в исправности, ночью будут заряжены и к четырем часам утра будут готовы к полету.

Ушаков».

Уполномоченный государственной комиссии имел все основания делать счастливые прогнозы. Самолетов стало в два раза больше, а людей на льдине, меньше, чем сняли за день. Однако в своем оптимизме он несколько поторопился, реальность расчеты опрокинула. День 12 апреля, информация о котором попала в газеты уже 13-го, выдался напряженным.

На этом разбор номера от 12 апреля стоит закончить. Кроме конкретных сообщений Ушакова, все остальное – сплошная словесная шелуха. «Триумф советской авиации», «Победа единой воли» и тому подобные заголовки над статьями без содержания. Но то ли еще будет в номере от 13 апреля…

Предыдущая статья Следующая статья

Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...

Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.