Скажи мне свою фамилию, и я определю географию твоего рода!
Можно ли по фамилии почти сразу определить, откуда происходили предки?
Кто-то усомнится – мол, как это так? И действительно, Афанасьевых и Свиридовых полно по стране – в каждой третьей деревне найдутся. И как в таком случае быть?
Согласен. С теми, у кого предки с «именные фамилии» из великорусских губерний, не просто. Если только Ваш пра-пра- носил какое-нибудь заковыристое прозвище, тогда шансы найти его место происхождение есть. А вот, например, у сотен тысяч Кузнецовых, Ивановых и Васильевых однофамильцы жили в каждой губернии и в каждом уезде. Поэтому трудно сказать, где их ядро, а где периферия.
По широко распространённым фамилиям (так называемым «фамилиям-чемпионам») ничего конкретного сказать нельзя. Можно лишь констатировать, что там-то и там-то они были чрезвычайно часты.
Я уже писал, что появлению таких фамилий, образованных в основном от отчеств, способствовали два фактора – рекрутчина и русская община, отвечавшая перед государством за поставку «живого товара». Идентификация конкретного человека была важна в самой общине, поэтому вне её, «наружу», выдавался лишь результат – годный в рекруты крестьянин. Гражданское ведомство в лице МВД, отвечавшее за приём в армию, принимая рекрута от общинного отдатчика, так и записывала – Иван Иванов или Пётр Васильев.
От МВД в виде формулярных списков подобное именование приходило и в Военное Ведомство, где новых фамилий не присваивали, как ошибочно полагают некоторые.
Конечно, и в центральной России имелись своеобразные единичные прозвища, характерные только для данной местности, например, Яртаров из Владимирской губернии или Шевелякин из Вологодской, но сразу распознать это по каким-то определённым признакам не получится. Мудрёные прозвища иногда никак не зависели от характерного говора данной местности, а были результатом «изобретения» коренных шутников или злыдней.
Некоторые фамилии были характеры для определённой местности. Так, в частности, по подсчётам В. А. Никонова фамилию Попов в Архангельской губернии носили 2% сельского населения (в частности, в небольшой Сюземской волости Поповы составили 20%). Однако, Поповых по России – «пруд пруди», и сказать, что все Поповы с русского Севера было бы неправильно.
Фамилии на -ий , -ый , -ой , некогда частые (Толстой, Жидкий) сохранили свои позиции только на Севере, сберегшем много архаичных черт. На всех остальных русских территориях они единичны.
Есть форма фамилий, также региональная абсолютно: -их , -ых (отчество от именования семьи как целого) — Долгих, Косых, Плохих, Черных. Они чрезвычайно распространены в Вятской и Пермской губерниях. Их иногда называют «сибирскими».
Совсем иное дело обстояло на Западе и Юго-Западе бывшей российской Империи.
Юго-Западный край – так при царе называли три губернии Правобережной Украины (Киевскую, Подольскую и Волынскую).
Работая с списками рекрут, «выбранных в отборные рода войска» набора с Западной полосы Империи 1850 года, я обратил внимание, что в этих краях оригинальных фамильных прозвищ было намного больше, нежели в Центральной России. Это настолько бросалось в глаза, что потребовало немедленного анализа, что и было сделано.
Разнообразие форм здесь было велико, и во многом подобная ситуация была связана с периодом долгого вхождения Правобережной Украины в состав Польши (Речи Посполитой) и Великого княжества Литовского.
Различие между этими двумя частями современной Украины нашло своё отражение и в фамильных прозваниях. Своеобразным водоразделом являлись окончания прозвищ.
Если двигаться по направлению с Востока на Запад, можно заметить интересные особенности.
Так, в Черниговской губернии фамилии на – нко (Евтушенко, Леонтенко, Михеенко, Пилипенко) составляют 23% - минимальный показатель среди всех губерний Левобережной Украины. Фамилий на – ий/ый (Григоровский, Зарецкий, Петлицкий, Струтинский) здесь 9%.
Среди оригинальных прозваний – Гапон, Завало, Корж, Нещерет, Рубель.
В Екатеринославской губернии прозвищ, оканчивающихся на – нко (Авраменко, Косяченко, Мисюренко, Прокопенко, Ющенко, Яковенко), больше, чем на Черниговщине. Доля таких фамильных прозваний составляет 31%. Фамилиий с окончанием на – ий/ый также побольше (11%) (Горецкий, Завгородний, Калюжный, Лучинский, Персистый). Прозвища на – ук/юк/як довольно редки (4%) (Бурсук, Красюк, Святонюк, Суганяк).
Здесь также встречаются интересные прозвания - Ганжа, Доля, Лапа, Раскаряка, Шаля, Шаня.
Похожая картина наблюдается в соседних Харьковской и Полтавской губернии.
Похожая картина наблюдается в соседних Харьковской и Полтавской губернии.
На Харьковщине процент фамилий, оканчивающихся на – нко (Величко, Гавришенко, Запорожченко, Лукьяненко, Олиференко, Проценко), немного выше (34%). В остальном – большое сходство с Екатеринославской губернией: прозвища на – ий/ый (Безрукавый, Нарожный, Растенский) также составляют 11%, а на – ук/юк/як (Безрук, Лелюк, Позняк) даже меньше (3%).
Здесь также есть оригинальные прозвища: Багрич, Братушка, Ворожба, Зюба, Кваша, Масюра, Могиляс, Проказа.
На Полтавщине фамилии на –нко (Андрущенко, Кириченко, Крутченко, Николенко, Репаренко) ещё более распространены, здесь их доля составляет 36%. Прозвища, имеющие окончания – ий/ый (Безлюдный, Божинский, Кощий, Сенецкий) составляют даже меньше, чем в Харьковской и Екатеринославской губерниях (9%). Также снижена (2%) доля фамилий на – ук/юк/як (Гайдук, Пендюк, Шердюк).
Среди редких фамилий – Атамас, Бомба, Верета, Гаркуша, Дука, Кимяница, Лиховид, Очколяс.
Наконец, в Киевской губернии доля фамилии, оканчивающихся на –нко (Алексеенко, Грищенко, Любченко, Штаненко, Яковенко), превышает 38%. Это – максимальный показатель по всей Украине. Заметен значительный прирост (12%) фамилий с окончанием – ук/юк/як (Мельничук, Мищук, Мозарчук, Остапчук) и небольшой рост (15%) прозвищ, имевших окончания – ий/ый (Бродецкий, Будзивский, Житинский, Завальный, Квалинский, Миляновский), что свидетельствует о близости границ Правобережной части.
Оригинальные фамилии – Байда, Вихлец, Дейнега, Калибаба, Мезка, Пузан, Снигур.
С переходом через Днепр картина меняется радикально.
Во-первых, на Волыни и в Подолии, исторически тяготевших к Польше, появляется обилие католических имён - Адам, Викентий, Героним, Доминик, Иосиф, Казимир, Карл, Каспер, Лукаш, Людвиг, Матуеш, Станислав, Тадеуш, Тибурций, Томаш, Франц, Юзеф. Это объясняется большим количеством поляков (лиц римско-католического вероисповедания, проживавших на этих землях).
Во-вторых, доля фамильных прозвищ, оканчивающихся на –нко уменьшается почти в 10 раз, и одновременно во столько же вырастает доля фамилий с окончанием – ук/юк/як.
Так, в Волынской губернии фамилий на –ук, -юк (Алексейчук, Лобчук, Несторук, Саничук, Тросюк, Уласюк, Ящук) и –ий (Блажевский, Галицкий, Заборский, Иваницкий, Колусовский, Подольский) в совокупности составляют более 50% всех носителей. Доля первых составляет 38% - самый большой показатель среди всех украинских губерний.
Кроме того, здесь замечено большое разнообразие прозвищ, оканчивающихся на - ец (Волинец, Глушец, Гросалимец, Дидовец, Закорданец, Карпец, Могоржец, Почаевец) и гласную букву –а (Заверуха, Кучма, Мантачка, Мичулка, Порпица, Приступа, Причепа, Пюра, Саморока, Фагоциста, Фарфула).
В Подолии - также большой процент (27%) фамилий, оканчивающихся на – ий, -ый (Бабчинский, Гроховский, Жуковский, Забродный, Рачинский, Синельский, Хрипливый, Цишевский) и их укороченные формы (Болдий, Гладий).
Также здесь значительна доля прозвищ на - ук, -юк (Гуменюк, Завалюк, Нагайчук, Плахотнюк, Полещук, Рогелюк, Шпендюк) и - як (Бошняк, Буряк, Гурьняк, Капляк, Кобыляк, Кругляк, Лопушняк, Марусляк, Скрыпняк, Шуляк).
Кроме этого, для Подольской губернии были характерны фамилии, оканчивающиеся на - ун, - ан (Баклан, Колтун, Петрун, Скакун, Цвигун, Цуркан) и на гласную букву –а (- Басиста, Бацюра, Блызница, Вендвера, Гандзила, Гудыма, Дулепа, Музыка).
Подведём некоторые итоги.
Район наибольшего распространения фамильных прозваний, оканчивающихся на –нко – это Левобережная Украина, восток, с наибольшим преобладанием в Киевской губернии:
Киевская - 38%, Полтавская – 36%, Харьковская – 34%, Екатеринославская – 31%, Черниговская – 23%, Подольская – 5%, Волынская – 2%.
Район же наибольшего преобладания фамильных прозвищ на –ук, -юк, -як и –ий, -ый – Правобережная Украина:
–ук, -юк, -як
Волынская – 36%, Подольская – 23%, Киевская - 12%, Черниговская – 5%, Екатеринославская – 4%, Полтавская и Харьковская – по 3%
–ий, -ый
Подольская – 27%, Волынская – 16%, Киевская, Харьковская и Екатеринославская – по 11%, Полтавская и Черниговская – по 9%