Найти в Дзене
WinkingFox

О громкости Российского стриминга.

Оглавление
Yandex Music, VK Boom
Yandex Music, VK Boom

• Громкость • Стандарты • VK • Yandex • Spotify • YouTube • mp3 • LUFS •

Привет, пишу первую статью о том, чего я не мог нигде найти на просторах интернета (да и просто на глаза никогда не попадалась эта тема), а именно, о стандартах громкости какого-либо российского сервиса.

Спойлер: Всё просто! стандарты - их нет!

Я как молодой звукорежиссёр, желающий разобраться в мире звука и подвергающий сомнениям всё в этом мире, решил провести небольшое исследование двух российских стриминговых сервисов: VK Boom, Yandex Music, в сравнении с Spotify и YouTube, а также обычных сайтов для скачивания mp3.

VoiceMeeter
VoiceMeeter

Для внутреннего роутинга Windows, мне помог виртуальный аудиоинтерфейс VoiceMeeter от VB-AUDIO. С помощью него я смог напрямую забрать сигнал приложений и вывести их в свою DAW, где проводился анализ с помощью плагина Insight 2 от Izotope. Также проверил, чтобы в тракте везде была выставлена громкость в 0Дб (полная шкала громкости), были выключены эквалайзеры у сервисов, также следил за тем, чтобы ничего лишнего не попадало во внутрь аудиопотока.

Анализатор Insight 2
Анализатор Insight 2

В целом получилось довольно качественное и очень наглядное исследование (главные выводы можно прочитать в конце).

После каждого прогона трека от начала до конца все данные о параметрах динамики я заносил в таблицу:

-4

В качестве материала для измерений было выбрано 8 треков разных жанров, среди которых авторский релиз Run From Fears для сравнения с оригинальной аудиодорожкой, отправленной дистрибьютеру:

1. Piano Trio No. 3 in C Minor, Op. 101: II. Presto non assai Johannes Brahms, Christian Tetzlaff, Tanja Tetzlaff, Lars Vogt (2015)

2. Miles Davis, John Coltrane, Bill Evans - Blue in Green (1959)

3. Billie Eilish - What Was I Made For? (2023)

4. Lesov - Run From Fears (2023)

5. AURORA - Cure For Me (2022)

6. Lauv - I Like Me Better (2018)

7. Tiesto, Tate McRae - 10:35 (EDM, 2023)

8. Metallica - The Day That Never Comes (2008)

Измеряемые параметры:

Integrated LUFS - это показатель общей (усреднённой) громкости аудиосигнала.

True Peak - это показатель максимального уровня аудиосигнала.

LRA - это показатель динамического диапазона аудиосигнала.

Integrated LUFS
Integrated LUFS

При первом взгляде на таблицу можно сделать очевидный вывод о том что изначально все миксы, до загрузки на платформы имеют собственный динамический диапазон и уровень громкости, исходя, в первую очередь, из жанра и стиля музыкального материала.

А также моментально можно сделать вывод о том, что сервисы VK Boom и Яндекс Музыка никак не регулируют громкость внутри своих сервисов. Мало того, VK Boom, даже уровни громкости треков выше, относительно других сервисов, что, естественно, должно отражаться на качестве материала. Взглянув на таблицу, можно предположить, в какой степени это может быть минусом для пользователей, ведь не очень удобно постоянно регулировать громкость своей аудиосистемы для каждого играющего трека. Также это может быть небезопасно как для слуха, так и для чувствительных акустических систем. Так из примера видно, что перепад громкости от записи академической музыки до Металлики может быть фатальным для пользователя.

С другой же стороны, эти сервисы дают нам материал по громкости таким, каким он был задуман мастеринг инженерами (если исключить, что сервисы могут дополнительно повышать уровни). Но опять же, по моей субъективной оценки, эти сервисы, в принципе, плохо звучат. Я могу лишь предположить, почему у меня могло сложиться такое впечатление. Как видно из анализа примеров, на динамику эти сервисы, грубо говоря, не влияют, скорее всего в них просто значительно урезано качество стриминга.

И вообще, получается, «война громкостей» всё ещё актуальна для российского продакшена, ведь ничего не мешает вам сделать свой микс громче других, кроме соображений о сохранении динамики, чистых транзиентах, а также уместности уровня громкости для конкретного микса.

Сервисы Spotify и YouTube могут вмешиваться в динамику вашего микса. Обе платформы понижают общую громкость аудио к -14.2 LUFS, если изначальная громкость превосходила данное значение. В случае если первоначальная громкость микса имеет более тихое значение, то динамика не изменяется, за исключением переключения уровня громкости в Spotify на громкий (в таком случае сервис сожмет динамику микса со слышимыми искажениями и повысит громкость). При среднем и тихом режиме сервис не влияет на динамику сигнала, но «запас прочности» в виде пары dBFS в пиках, оставлять, видимо, имеет смысл.

Про сайты загрузки mp3 затруднительно что-то сказать, так как трудно предположить откуда они берут файлы, но в случае моего микса, динамика и уровни громкости являются оригинальными.

True Peak
True Peak

А теперь остановимся подробнее на истинных пиках. Рекордсменом по его уровню стала поп песня Lauv - I Like Me Better в которой уровень True Peak +1.3 Дб на Яндекс Музыке. Что интересно, явных искажений я не услышал, ну а моя акустическая система возможно, конечно, ощутила.

В целом история такова, что пики уменьшаются пропорционально с понижением громкости на Spotify и YouTube, это логично.

Самый тихий пик имеет запись Piano Trio No. 3 in C Minor, Op. 101: II. Presto и составляет -5,4 дБ True Peak, он не превышает этого значения на всех сервисах, кроме Spotify в режиме Loud, где он составляет -1.0 дБ.

При сопоставлении общей громкости и пиков можно предположить, какие уровни треки имели изначально, а также при сравнении разных площадок, можно выявить какое-либо вмешательство в динамику микса.

Аномалии в измерениях и предполагаемые причины:

  1. AURORA - Cure For Me. Данный трек имеет аномально низкую общую громкость -15.7 LUFS на Spotify, при условии, что значение True Peak составляет -7.1 дБ. Напомню, что стандартным значением для сервиса является -14.2 LUFS. Получается Spotify понизил громкость микса ниже своего стандарта, и связано это, как мне кажется, с общей громкостью альбома. В возможном дальнейшем исследовании данная гипотеза будет проверена.
  2. При измерениях истинные пики на разных сервисах оказывались разными, даже при равных значениях общей громкости LUFS. С одной стороны это можно связать с возможной погрешностью при измерении параметра True Peak, но при повторном измерении значения оказываются идентичными предыдущим. Поэтому можно аккуратно сказать, что с динамикой на сервисах что-то да происходит. Только если артисты не выгружают на разные площадки разные мастеринг версии своих треков.
  3. Музыка VK, кажется, повышает громкость своей музыки. Во всех измерениях этот сервис показал самые высокие значения общей громкости. Отмечу, что в случае моего микса ничего не изменилось, кроме изменения пика на 0.1 дБ. Но глобально музыка в VK действительно громче чем в других сервисах.
  4. YouTube в случае моего трека Lesov - Run From Fears не только понизил общую громкость микса, но и увеличил уровень пиков. Данный случай для меня является удивительным, но, конечно, спасибо сервису за обогащение динамического диапазона еще больше.
  5. Похожая ситуация случилась и в случае Lauv - I Like Me Better на Яндекс Музыке и Youtube. Несмотря на то, что уровень громкости LUFS находится ниже, чем в других сервисах, значения пиков у данных сервисов наблюдаются выше. В случае с данной песней пик составляет +1.3 дБ при общем уровне громкости -9.2 LUFS на Яндекс Музыке, при том что в VK Boom уровень громкости составляет -8.9 LUFS с пиком +1.0 дБ.
  6. Если рассматривать значения динамического диапазона в LRA, то помимо логичного уменьшения значения в громком режиме Spotify, в случае трека Tiesto, Tate McRae - 10:35 с этим значением происходят очень неоднозначные метаморфозы. Микс сам по себе является громким, это свойственно для электронной музыки, но также это можно сказать, взглянув на отношение общего уровня громкости к пикам, что скажет нам о степени сжатости динамики микса. При достаточном запасе пикового уровня, в других режимах громкости, значение LRA падает с 8.1 LU до 7.9 LU как в тихом, так и громком режиме Spotify. Мало того, в загрузчике mp3 динамический диапазон еще выше и составляет 8.4 LU. Тут я могу уверенно говорить, что скорее всего это просто разные мастеринг-версии одного трека, другой вариант не представляется мне реалистичным.
LRA
LRA

Общие выводы:

-8

В целом ситуация с громкостью музыкальных стриминговых сервисов в России является таковой:

  1. Сервисы никак не регулируют общие уровни громкости внутри себя, в отличие от, например, Spotify и YouTube.
  2. С динамикой миксов на площадках могут происходить изменения за счет конвертаций треков самими площадками в другие кодеки.
  3. VK Boom имеет искусственно завышенную громкость относительно других сервисов.
  4. Пики в сервисах VK и Yandex, как правило, превышают 0 dBFS.

Для себя, как звукорежиссёра, я составил следующие выводы:

  1. Не стоит делать миксы исходя только из стандартов музыкальных площадок, у которых эти стандарты есть.
  2. Громкость и динамика микса должна зависеть от вашего представления и видения, а также стиля и жанра музыкального материала.
  3. В России всё ещё актуальны негласные законы «войны громкостей» и, как правило, это может негативно сказываться на качестве коммерческих работ инженеров.
  4. Стоит обратить внимание на параметр True Peak с точки зрения защиты от искажений микса и возможности оставить peak headroom в пару дБ.

(Если вы подкинете в комментарии хорошую статью о цифровых аудио потоках, их конвертации и обрезке в других кодеках, или просто можете рассказать о мастеринге в +1.0 dB True Peak, буду очень благодарен).