Найти в Дзене

Русские художники. Грабарь

Оглавление

Общий план
Общий план
Грабарь слева, в очках и с небольшим количеством волос. У него - самое большое берёзовое полено (у Левитана - тоненькие березовые палочки, у Кинджи - среднее берёзовое поленко.
Грабарь слева, в очках и с небольшим количеством волос. У него - самое большое берёзовое полено (у Левитана - тоненькие березовые палочки, у Кинджи - среднее берёзовое поленко.

Игорь Иммунуилович Грабарь. 1871 - 1960.

Поучившись там и сям, в 1900 году Грабарь оказался в Париже, на знаменитой Всемирной выставке. Там, закусив перно багетом, а божоле жареным голубем, он и решил, что всем непременно нужно увидеть то, как он будет изображать русскую действительность. И не прогадал!

В революционные и постреволюционные годы он сосредоточился не только на живописи, но и на сохранении музейных фондов и реставрации полотен, и этим совершил подвижнический подвиг в нашей с вами культуре. За что мы ему вечно благодарны, по-крайней мере я.

Сентябрьский снег. 1903
Сентябрьский снег. 1903

Здесь мы видим явный социальный посыл - во-первых, колонны в бедном имении сделаны из стволов деревьев, во-вторых они не крашены давно, потрескались и погнулись, а ещё крылечко убрать от снега нетрудно, но, видимо, некому. Доски пола вообще прогнили, судя по всему. Балюстрада какая-то несуразная, лоховская.

А так, в общем-то, ничего особенного.

Угасающий день. 1904.
Угасающий день. 1904.

Усадьба эта раньше вроде как принадлежала знаменитым Бенкендорфам, про которых АСПушкин писал обидные эпиграммы направо и налево. Ну, я бы сказал, что это русский импрессионизм, а меня все поправляют, что мол, дивизионизм…

Из интересного в технике - мазки, направление которых на небе одно, на траве другое, на воде третье, а если бы на первом план курил самокрутку дворник Ефим, то у него на усах, небось, было бы четвёртое.

Берёзовая аллея. 1940
Берёзовая аллея. 1940

Скакнули в творчестве вперёд без малого на 35 лет. Ну вот хоть палкой меня по лбу колоти, не вижу ничего особенного, никаких находок ни технических, ни композиционных, ни палитры особой, ни сюжета. В академии первокурсники с пленэров получше вещицы приносят. Но я тут, конечно, так себе авторитет.

Понятно, что можно раскинуть мысли: типа, колея как жизненный путь, с ухабами, неровностями и извилинами, где по снегу, а где по грязи, но это пусть высоколобые умники страдают. Едем дальше.

Автопортрет с палитрой (в белом халате). 1935
Автопортрет с палитрой (в белом халате). 1935

Будто мы и сами не поняли, что он в белом халате. Спасибо, как говорится.

Ладно, чего я злобствую, хороший автопортрет, забавно даже, что довольно мало художников изображают себя за работой, а это ведь и правда довольно просто - рисуешь себя, рисующего себя.

Единственное, что я, как художник, за работой все-таки галстук не надеваю, это уже какой-то бред.

Но заради автопортрета можно.

Неприбранный стол. 1907
Неприбранный стол. 1907

Тут я что-то потерялся в композиции и в том, что она соображает.

При каких таких условиях на столе остаётся наполовину свёрнутая скатерть, при этом в половине стаканов и рюмок не допито, а тарелки уже аккуратно сложены.

Можно себе представить только одну ситуацию - когда на званом обеде в зюзю пьяный генерал опрокинул креманку с ежевичным вареньем, хозяйка крикнула прислугу заменить скатерть, извинилась за удобство, и в этот момент диск-жокей сделал погромче и врубил «How much is the fish?»: и на словах

The chase… is better than the catch….

Все ринулись на танцпол, не допив наливочки.

За самоваром. 1905
За самоваром. 1905

Ну вы уже поняли, я надеюсь, что начало века у Грабаря совпало с периодом, когда он страстью воспылал к варенью в хрустальных мисочках.

На этой же картине мы также видим гражданку, которая, судя по щекам, второй завтрак пропускать не любит (я тоже, поэтому это не бодишейминг, а дружеская подколка).

Интересно, что это чуть более импрессионистская (читай ленивая) картинка. Например, вон та мазня справа над подписью - это стакан.

Февральская лазурь. 1904
Февральская лазурь. 1904

Воооот, наконец та самая берёзка, которую он держит у меня в руках на моей картине. Здесь, конечно, самое крутое - синее небо. А вон бэрэзовы бруньки, на мой взгляд, какие-то не сообо убедительный, НО.

Мне с каждым взглядом на картину всё яснее и яснее, что вживую она производит совершенно бомбическое впечатление. Но подтвердить это я не могу пока.

Ямщик. 1904
Ямщик. 1904

Я всегда представлял себе ямщиков такими суровыми мужиками в зимних тулупах, бородатыми и с красными носами от постоянных водочных чаевых. А этого ямщика я бы вообще назвал гражданкой, очень уж он с виду нежен. И подумал бы, что Грабарь под ямщиком имеет в виду лошадку, мол, пошутил.

А вообще картина интересное впечатление производит и какую-то эмоцию мне явно транслирует, но сложную; сходу её и не описать. Поделитесь в комментариях, какая эмоция у вас. Может и я сформулирую.

А вот оглобли надо ровнее рисовать, камон, на кривых оглоблях лошадке неудобно, заносить же постоянно будет и нагрузка на одни копыта больше чем на другие. Представьте себе, что у вас у рюкзака одна лямка на 10 см длиньше другой, и побегайте ведь день по снегу….

Так что нормальные пацаны на ровных оглоблях возили, без вариантов.

Абрамцево. Плетень. 1944
Абрамцево. Плетень. 1944

Вообще мне очень любопытно, чем это Абрамцево так интересно, что и Грабарь, и Поленов, нарисовав что-то в его окрестностях, непременно выносят этот топоним в название работы. При том, что и тот и и другой нарисовали вполне сносное количество совсем безымянных кручей, пустырей, рощиц и дорог.

Прочитал. Да там просто подмосковная деревня художников была, тю.

Портрет В.Г. Дуловой. 1935
Портрет В.Г. Дуловой. 1935

Дулова - известнейшая арфистка, её портрет также написал, например, художник Вильямс. Здесь интересно, конечно, что показана мода как будто бы не свосем тридцатых годов Советского Союза, например, платья того времени почти все с рукавами, либо фонариками, либо так называемые руки крылья. И прическа больше подходит под салоны предвоенного царского Петербурга. В общем, дама знала толк в винтажном шике.

Такой вот художник Грабарь. Тоже молодец, что тут ещё скажешь.