Найти тему
киНоНостальгия

Тень "маэстро ужасов" на советских экранах. "Наваждение" (1976).

Репутация Альфреда Хичкока у советской критики была в прямом смысле слова "ужасной". Потому, что он - по утверждению этой критики - снимал фильмы ужасов, бездуховные, безнравственные и бесчеловечные. До самых последних лет существования СССР ни одна лента Хичкока, "маэстро ужасов", как его часто именовали советские киноведы, не демонстрировалась на отечественных экранах в широком официальном прокате.

На самом деле Хичкок никаких ужасов не снимал. Он был маэстро саспенса, одним из "отцов" современного триллера, и даже самый его "страшный" фильм "Психоз" (Psycho, 1960) трудно отнести к жанру хоррора.

Не случайно, когда вся фильмография Хичкока стала доступной и у нас, творчество маэстро осталось в первую очередь уделом киноманов, любителей истории кино и старой доброй классики. Неподготовленного же зрителя Хичкок разочаровал - ждали ужасов, а получили совсем другое.

-2

Тем не менее, по иронии судьбы, тень Хичкока все-таки легла на экраны кинотеатров СССР в начале 80-х, когда в прокат с относительно небольшим (по советским меркам) опозданием в пять лет вышел фильм Брайана Де Пальмы "Наваждение" (Obsession, 1976).

-3

Забавным образом "Наваждение" отразило разницу в восприятии Хичкока в СССР и за его пределами.

В остальном мире Хичкок уже не одно десятилетие считался классиком. Молодые французские критики возвели его в статус выдающегося мастера авторского кино (т.н. auteur). Влияние Хичкока на кинематограф было настолько велико, что даже возник термин hitchcockian - то есть фильм снятый в духе маэстро. "Наваждение" - один из наиболее ярких, до степени смешения, примеров "хичкоковского" стиля в чужом исполнении.

В СССР, повторюсь, "настоящего Хичкока" массовый зритель не знал. Понятия "саспенс" и "триллер" ему были неведомы. "Хичкоковский" фильм "Наваждение" пользовался успехом, как почти любая (редкая на советском экране) голливудская продукция, однако настоящей сенсацией не стал. Я помню, как не пошел на ленту Де Пальмы, услышав от друзей разочарованные отзывы - мол, нудная, запутанная мутотень без погонь и перестрелок.

Хорошо, что тогда я, подросток 80-х, пропустил "Наваждение" - скорее всего я бы разделил мнение приятелей. Хорошо, что теперь я, наконец-то, посмотрел оммаж Де Пальмы и, признаюсь, остался очень доволен.

-4

1959-й год. Жизнь Майкла Кортланда - словно рекламный проспект американской мечты. Прекрасная жена, очаровательная дочь, просторный дом, процветающий бизнес, надежный товарищ-партнер. По законам жанра такое счастье не может длиться долго.

-5

Жену и дочь Майкла похищают неизвестные и требуют выкуп - огромную по тем временам сумму в пол-миллиона долларов. Майкл берет деньги из общего фонда под залог доли в бизнесе, однако в последний момент все-таки решает обратиться в полицию. Полицейский инспектор уверяет его, что операция пройдет как по маслу: семья воссоединится и деньги не пропадут.

Само собой, идеальный план окончится крахом - жена и дочь погибнут в горящем автомобиле, а Майкл долгие годы будет жить вдовцом-одиночкой с чувством вины, считая, что его решение погубило любимых людей и что это он - настоящий убийца.

-6

1975-й год. Майкл с бизнес-партнером и ближайшим другом летят во Флоренцию по бизнесу. Для Майкла поездка носит еще и личный характер - когда-то во Флоренции он познакомился с покойной женой. Движимый непрекращающейся много лет болью, Майкл заходит в церковь, где впервые увидел ее, и тут его ждет огромное потрясение. Он замечает молодую женщину, как две капли воды похожую на мертвую жену!

-7

Разумеется, Майкл знакомится с итальянкой Сандрой, и начинается то самое "наваждение", вынесенное в заголовок фильма. Майкл приглашает Сандру в ресторан, который любила его погибшая жена, сравнивает их походки, назначает одно невинное свидание за другим, знакомится с умирающей матерью Сандры и в конце концов делает предложение.

Очевидно, что лихорадочные действия и эмоции Майкла - плод многолетнего чувства вины. Кажется, что Майкл не столько наполнен мечтами о новом счастье, сколько обуреваем наваждением вернуть былое. Как метко замечает его друг - на дворе 1975-й, а Майкл по-прежнему живет в 59-м.

-8

Здесь мы остановимся, чтобы не перейти к настоящим спойлерам. Нетрудно догадаться, что все не так просто и традиционный happy end здесь может и не наступить. Брайан Де Пальма вполне эффективно - в духе маэстро - повышает градус саспенса, и развязка, на мой взгляд, удовлетворит даже вполне искушенных любителей психологического триллера. Некоторых, предполагаю, даже может слегка шокировать. Недаром ряд сцен пришлось доработать, чтобы сгладить некие противоречивые моменты, о которых я деликатно промолчу, чтобы не портить вам впечатление от первого просмотра.

-9

Оммаж великому маэстро оставляет интересное послевкусие. Сюжетная канва - прямой отсыл к шедевру Хичкока "Головокружение" (Vertigo, 1958), где герой так же встречал точную копию женщины, в гибели которой винил себя. Приезд Майкла и Сандры в Америку явно напоминает первый американский успех Хичкока "Ребекка" (Rebecca, 1940). Там новобрачная тоже прибывала в дом мужа, где все проникнуто духом его мертвой жены.

-10

Пожалуй, самое интересное - даже не отсылки к фильмам Хичкока, а непосредственная реализация "хичкоковского" сценария. Когда-то итальянец Серджио Леоне "очистил" классический вестерн от "лишнего" и создал уникальный стиль, концентрированную квинтэссенцию жанра. Вот и Де Пальма, кажется, "выжал" из стилистики маэстро все самое "сочное" - и снял "фильм Хичкока", который выглядит как фильм Хичкока больше, чем некоторые фильмы самого Хичкока.

Кстати, в будущем Де Пальму будут постоянно упрекать в копировании приемов "старины Хитча" и даже время от времени называть Де Пальму Хичкоком для бедных". Кому как - а по мне так совсем не стыдно следовать лучшим образцам.

-11

Яркий штрих - Де Пальме удалось заполучить для создания саундтрека не абы кого. И даже не просто хорошего композитора. А Бернарда Херрманна - того самого грандиозного автора блистательной музыки к шедеврам Хичкока, таким как "Головокружение", "На запад через северо-запад" (North by Northwest, 1959), "Психоз".

Музыка всегда играла большую роль в фильмах Хитча, но Де Пальма идет дальше - мелодии Херрманна сопровождают львиную долю хронометража, а некоторые эпизоды выглядят чуть ли не как музыкальные номера (в хорошем смысле слова).

-12

Отдельно надо отметить безупречную работу великого оператора Вилмоша Жигмонда. Его виртуозная камера помогла Де Пальме создать сложные мизансцены, наполненные эффектными съемками в движении, выразительными композициями и крупными планами. По-видимому, Жигмонд обильно использовал рассеивающие фильтры, которые создали удивительную атмосферу в кадре - изображение вроде бы и реальное, и в то же время как будто слегка, едва заметно глазу, размытое, что добавляет ощущение ирреальности, сновидения наяву.

-13

Упражнение в стилизации "под Хичкока" оказалось удачным для Де Пальмы. "Наваждение" принесло приличную прибыль по отношению к скромному бюджету и стало первым финансовым успехом молодого режиссера. Поклонником и последователем хичкоковского стиля Де Пальма останется на протяжении всей своей карьеры и в удачах, и в провалах. Даже в гангстерских или шпионских боевиках вроде "Неприкасаемых" (The Untouchables, 1987) или "Миссия: Невыполнима" (Mission: Impossible, 1996) многие ударные эпизоды будут поставлены в духе хичкоковского саспенса.

За барочность, избыточность выразительных средств Де Пальму будут то ругать, то хвалить. Оглядываясь назад, легко заметить приметы его будущего стиля в "Наваждении". Когда-то его не особо оценили в советском прокате. На мой взгляд, теперь, когда слова "саспенс" и "триллер" не звучат для нашего уха чужеродными, "Наваждение" стоит просмотра. Особенно для тех, кто любит самого Хичкока и кому интересно его влияние на кинематографистов всего по мира. Которое продолжается и по сей день.

-14
-15
-16