жанр: хэви-метал, прогрессив-метал
главные композиции: Moonchild, Can I Play with Madness, The Evil That Men Do, Seventh Son of a Seventh Son, The Clairvoyant
Седьмой альбом "Железной девы" и лично для меня - самый лучший. По крайней мере, в их классический период 80-х - однозначно. Моё мнение, на этой работе британские металлисты достигли пика своего развития во всех смыслах: в композиторском, композиционном, аранжировочном, техническом и даже текстовом - имеется в виду, что альбом стал у них самый первый концептуальный в творчестве.
Как мне кажется, с самого начала мэйдены развивали свою музыку как конструктор путём апгрейдов своих промежуточных итогов, которые в любой момент могли стать финальными. В том смысле что с первого альбома группа создала себе фундамент в виде определённого звучания со сдвоенными соло-гитарами, с приходом Дикинсона и "The Number Of The Beast" они полностью устаканили "костяк" своего канонического звучания, когда группа приобрела полностью все свои фишки, включая узнавание своей музыке буквально с первых аккордов, любой басовой линии Стива Харриса и первых нот голоса Дикинсона, на "Powerslave" они отточили свои аранжировки и ужесточили свой звук, убрав из своей музыки все остатки "грязных" и "рваных" моментов. На этой же работе наступил следующий этап.
Серьёзный подъём в композиторско-аранжировочных моментах. Впервые в творчестве группы мы слышим сложные композиционные ходы, основанные на всё тех же интересных басовых линиях Харриса, более навороченные гитарные партии Мюррэя и Смита, многоуровневые построения песен с лирическими отступлениями с проигрышами на акустических гитарах, синтезаторными помпезными вставками с хорами, со сменами ритмов. Масштабно и с риском для металлического жанра добавлены синтезаторы - в результате получилось не просто круче, чем раньше. Клавишные партии и сложность музыки дало композициям мэйденов полного права называться "прогрессив-металлическими". Этот жанр, получившийся из слияния хэви-метала со сложностью старого прогрессивного рока, едва только появился на рок-арене как самостоятельный. И этот альбом мэйденов достойно вписался в его восхождение. Ну и, конечно же, концептуальность альбома стала завершающей "вишенкой на торте": в песнях есть общая сюжетная линия про некоего Седьмого Сына Седьмого Сына, имеющего дар предвидения.
Как итог получился цельный альбом, выполненный по всем канонам как хэви-метала, так и прогрессивного рока. Большим плюсом для такого рода альбома стала большая разрозненность авторства песен. Каждый музыкант своим композиторским талантом привнёс своё настроение в нужный момент на альбоме: драйвовая вступительная экспрессия от Дикинсона и Смита в Moonchild, мягкое сугубо бас-гитарное лирическое отступление от Харриса в Infinite Dreams, две самые главные "бомбы" альбома, шедевры со сложной прогрессив-рок-структурой Can I Play with Madness и The Evil That Men Do от тройки авторов Харрис-Дикинсон-Смит, самая длинная и эпическая заглавная Seventh Son of a Seventh Son, плавно и размеренно "вытягиваемая" её автором, басистом Харрисом с мрачной готической вставкой посередине; минутка гитарного мастерства от двух авторов-гитаристов Мюррэя и Смита в The Prophecy, классическая в исконной стилистике мэйденов The Clairvoyant с резкой сменой ритмов, чётко построенная на скоростном басовом риффе её автора Харриса и, наконец, мягкая развязка в лице Only the Good Die Young от Дикинсона и того же Харриса.
Как мне кажется, после этого альбома группа уже не смогла вылезти куда-то дальше, а если у неё и получались хорошие вещи, то на уровне предыдущих альбомов если только. Этот переплюнуть не вышло однозначно. До "Brave New World" 2000-го года точно, когда команда, возродившись в классическом составе, внезапно долбанула сложными и интересными композициями вполне себе на уровне "Seventh Son...".
Другие статьи про Iron Maiden:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.