В 2023 году впервые за последние годы российская авиаотрасль показала положительный финансовый результат. Но не просто так, а, во-первых, за счет бешеного роста цен на авиабилеты (в 5 раз выше уровня инфляции),
а во-вторых, за счет разового эффекта "положительного урегулирования" по иностранным самолетам. При этом крупнейшие госавиакомпании "Аэрофлот" и "Россия" все равно остаются убыточными.
Глобальные проблемы в отрасли, возникшие в 2022 году, сохраняются и еще акунутся в ближайшие годы. Но вот в подотрасли авиадиспетчерской деятельности уже сейчас наблюдается масштабный финансовый кризис, ситуация буквально критическая. Настолько критическая, что представители отрасли через свой профсоюз обратились с коллективным письмом к президенту РФ, где описывают возникшие проблемы и просят повлиять на ситуацию. С этим письмом ознакомились СМИ.
Теперь подробности. Авиадиспетчерская отрасль в России представлена государственным предприятием под названием "ФГУП Госкорпорация по организации воздушного движения". Это подведомственное предприятие "Росавиации", по сути, является стратегически важным, поскольку именно оно регулирует все полеты на территории России, от него во многом зависит их безопасность. И это предприятие сейчас погрязло в огромных убытков, а также испытывает серьезнейший кадровый голод, как утверждают сами его представители в обращении к президенту:
В течение 2022 года предприятие потеряло 12% работников. Ушли более 2000 специалистов основных профессий — авиадиспетчеры и инженерно-технический персонал радиолокации, радионавигации и связи. Восполнить потери трудовых ресурсов в течение 2023–2024 годов не удалось и в ближайшей перспективе не удастся.
Президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России (ФПАД) Сергей Ковалев в адресованном президенту письме отмечает, что из-за отсутствия финансовых резервов предприятию уже буквально нечем платить достойные зарплаты сотрудникам и поддерживать социальный пакет.
Авторы обращения отмечают, что по указанию вышестоящей "Росавиации" деньги Госкорпорации по ОрВД на протяжении последних 5 лет тратятся на непрофильные инвестиционные проекты — такие как строительство взлётно-посадочных полос и установка многопозиционных систем наблюдения (МПСН), эффективность которых под большим вопросом, особенно по части обеспечения безопасности воздушного движения.
Например, компания выделяла из своих резервов 8 млрд рублей на строительство 3-й взлетно-посадочной полосы в Шереметьево. Эти траты в "Росавиации" обещали компенсировать, но так и не компенсировали.
Также предприятие несет многомиллиардные убытки из-за обнуления тарифов за аэронавигационное обслуживание коммерческих авиакомпаний, летающих на Дальний Восток, фактически, субсидируя частные авиакомпании, которые и так имеют более высокую рентабельность, в сравнении с государственными.
До 2020 года Госкорпорация по ОрВД всегда была прибыльной компанией. Резкое ухудшение финансового состояния в компании произошло еще в пандемию 2020 года, с тех пор оно продолжает ухудшаться, и особенно в последние 2 года (2022-2023) под влиянием международных санкций.
"Основная проблема в том, что большую часть выручки всегда генерировали иностранные авиакомпании, использующие воздушное пространство России", - поясняют диспетчеры. Сейчас число таких компаний резко снизилось, выручка, соответственно, тоже.
За счет внутренних перевозок обслуживается то же количество воздушных судов, что и раньше, однако зарабатывать на этом не удается: ставки аэронавигационных сборов для российских перевозчиков всегда были и остаются значительно ниже — примерно в 20 раз.
Также, отмечают авторы письма, несмотра на то, что Госкорпорация ОрВД, как и все субъекты экономики, платит все причитающиеся налоги и сборы в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, помимо этого обязана отдавать в федеральный бюджет 50% своей прибыли. Сейчас эта норма поставила компанию на грань убыточности.
В последние годы предприятие существовало за счет господдержки, например, в 2023 году ему было выделено 5 млрд рублей (из которых 3 млрд на возвратной основе), но с 2024 года такой поддержи больше не предусмотрено.
Авторы обращения констатирует, что предприятие вынуждено урезать и отменять меры социальной поддержки своих сотрудников, потому что на это банально нет денег. Среди таких мер, например:
- компенсация авиабилетов к месту проведения отпуска;
- жилищные программы и программы привлечения специалистов на работу в районы Дальнего Востока и Крайнего Севера;
- курсы английского языка для сотрудников (знание на высоком уровне просто необходимо в работе);
- "корпоративная пенсия" и т.д.
Также в компании сильно падают зарплаты в реальном выражении (на фоне того, что по стране в целом они растут). Так, в период с 1 января 2022 года по 1 марта 2024 года, уровень оплаты труда сотрудников, с учетом инфляции, снизился на 23,3% - подсчитали в профсоюзе.
Вот что говорят сами авиадиспетчеры, с которыми связались СМИ:
Ситуация по зарплате действительно сложная: максимальную зарплату я получал в 2019 году, и с тех пор в реальном выражении она только снижается. Работодатель предпринимал попытки индексации, но темпы отстают от инфляции. Называть нам свою зарплату нельзя по условиям контракта, но могу сказать, что в региональных подразделениях зарплаты авиадиспетчеров и инженеров уже сравнялась с зарплатами, например, охранников, курьеров, парикмахеров, таксистов, чей труд объективно намного менее квалифицирован.
***
Авиадиспетчеры сегодня получают примерно ту же зарплату, что и пять лет назад, в абсолютной величине в рублях. От коллег часто звучат фразы навроде «вот раньше я с 3-м классом чувствовал себя более свободно, чем сейчас с 1-м», а зарплата диспетчера 1-го класса значительно (примерно на 40%) выше зарплаты диспетчера 3-го класса. Однако, учитывая общее положение дел в отрасли, радуемся, что зарплату вообще платят.
***
Индексация в 0,5% с 1 апреля этого года — это не шутка. Так мы живем уже два года, и, конечно, это не соответствует жизненным реалиям, когда цены на продукты, товары и услуги выросли, минимум, на 20%. После первой такой индексации на полпроцента мы добились через суд пересмотра, и нам всё же проиндексировали зарплаты на 4,5%. Но наступает новый рабочий год, и мы возвращаемся к старому. Денег на индексацию зарплат нет, но зато есть миллиарды на нецелевые расходы: строительство полос в аэропортах, закупка дублирующего оборудования, и всё это кажется нелогичным.
***
Зарплаты падают и, конечно, уже не соответствуют тому функционалу и ответственности, которые ложатся на авиадиспетчеров, инженеров и IT-специалистов, и при этом, вопреки расхожему мнению, должностные обязанности у нас не изменились. Да, международный трафик уменьшился, но мы, работая на аэродромах, этого не замечаем, поскольку внутренние перевозки, наоборот, выросли, увеличились сезонные маршруты, и объем работ не изменился.
Во многих регионах сотрудников перевели на неполный рабочий день и наблюдаются простои, что тоже негативно отражается на работниках и стимулирует дальнейший отток кадров.
Авторы письма обращают внимание и на то, что неконкурентные зарплаты и урезание соцпакета отталкивают молодежь. Если ранее на это предприятие всегда выстраивалась очередь соискателей, и сама работа считалась очень престижной, то теперь даже выпускники профильных ВУЗов отказываются от работы по специальности.
Так, в 2023 году из 500 выпускников со специальностью диспетчера управления воздушным движением лишь половина трудоустроились в ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Оставшиеся 50% выпускников нашли более привлекательную для себя работу.
Таким образом, предприятию не удается восполнить дефицит сотрудников на фоне неизбежного ухода пенсионеров и предпенсионеров, тем более, при усилении оттока кадров в целом.
Особенно остро эта проблема стоит в отдаленных регионах, где людей с необходимой квалификацией меньше, например, на Севере и Дальнем Востоке (переезжать туда в нынешних условиях тем более никто не хочет). А действующие сотрудники, наоборот, стремятся перевестись в более высокооплачиваемые города центральных регионов.
В заключение письма говорится о переходе ситуации в катастрофическую, если оперативно не будут приняты меры поддержки предприятия:
Если прямо сейчас не предпринять комплекс мер государственной поддержки, ситуация перерастет в катастрофическую, и далее потребуются уже более существенные расходы для восстановления деятельности предприятия, обеспечивающего весь комплекс беспрерывных аэронавигационных услуг в России. Страдает в целом всё авиасообщение в России — по причине отсутствия работников, способных обеспечить работу подразделений.
В частности, президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России (ФПАД) Сергей Ковалев просит у президента РФ поручить правительству компенсировать предприятию многомиллиардные расходы, понесенные на строительство взлетно-посадочной полосы в "Шереметьево", компенсировать потери в связи с нулевыми тарифами за аэронавигационное обслуживание на Дальнем Востоке и разрешить предприятию не перечислять в федеральный бюджет 50% скорректированной чистой прибыли, а также приостановить не имеющие критического значения инвестиционные проекты, расходы по которым возложены на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Кроме того, профсоюз указывает на необходимость срочного принятия программы по привлечению и сохранению необходимых для стратегического предприятия кадров. В первую очередь, авиадиспетчеров и инженеров, IT-специалистов, где главным критерием должно являться восстановление достойного уровня заработной платы с реальной индексацией.
В заключение отмечу, что на аэронавигационное обслуживание, как подсчитали авторы обращения, приходится лишь 1% от стоимости авиабилета по России. То есть, все это повышение цен на билеты для россиян, в 5 раз превышающее уровень инфляции, никак не отразилось на работе предприятия, обеспечивающего безопасность полетов.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.