Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Бабья яма и «Ребро Адама»: не там виноватых ищете!

«Мужчины в этом фильме нейтральны, показано падение женщин. Милосердие, философия, служение – всё к чёрту! Теперь нам нужна только койка!» Высказывание, поражающее своей глубиной и объективностью, попалось мне на глаза в сети и относилось к фильму «Ребро Адама», а авторство принадлежало представителю сильного пола.

Перед глазами живо встал образ великовозрастного детины, какого-нибудь сыночки-корзиночки, сладкого пирожочка слишком любящей матери, которая воспитала обожаемое чадо в полной уверенности, что его окружают сатаны в юбках, имя которым – Порок и Распутство. Суть их – нечистая страсть и вожделение, а единственная цель – затащить в чертоги ада невинных херувимов в шелковистых завитках: мужчин. Те, истошно вопя, теряя нимбы и рассыпая непорочно белые перья по всем закоулкам преисподней, отбиваются от цепких лап своих мучительниц, скандируя: «Сво-бо-ду по-пу-га-ям!»

Ну, или что-нибудь в этом роде.

Трагикомедия «Ребро Адама». Мосфильм, Киностудия «Ритм»,1990 год. Режиссёр Вячеслав Криштофович, автор сценария Владимир Кунин. По мотивам повести Анатолия Курчаткина «Бабий дом». Нина Елизаровна, экскурсовод в музее «Красная Пресня» – Инна Чурикова
Трагикомедия «Ребро Адама». Мосфильм, Киностудия «Ритм»,1990 год. Режиссёр Вячеслав Криштофович, автор сценария Владимир Кунин. По мотивам повести Анатолия Курчаткина «Бабий дом». Нина Елизаровна, экскурсовод в музее «Красная Пресня» – Инна Чурикова

Не знаю, в какой параллельной реальности нужно существовать, чтобы представить Нину Елизаровну – интеллигентную женщину-экскурсовода средних лет с парализованной матерью на руках и двумя взрослыми дочерьми «от очень разных мужей» – похотливой самкой, у которой одно на уме.

Перед нами обычная женщина, в памятные всем лихие 90-е старающаяся удержать на плаву утлый кораблик своего семейства, в котором существуют одни только «рёбра» – без Адамов. Обстановка совсем не райская: теснота, лежачая больная, с которой вынуждена делить комнату старшая из дочерей, вечная нехватка денег. Грех не упомянуть здесь о «нейтральных» персонажах, которых так истово выгораживал и упомянутый комментатор. Где же Адамы?

Бабушка, парализованная мать Нины Елизаровны – Елена Богданова
Бабушка, парализованная мать Нины Елизаровны – Елена Богданова
Настя, младшая дочь Нины Елизаровны от второго брака – Маша Голубкина (дебютная роль)
Настя, младшая дочь Нины Елизаровны от второго брака – Маша Голубкина (дебютная роль)

Бывшие мужья Нины Елизаровны красочно представлены в ретроспективном показе, рамкой для которого послужил день рождения бабушки. Все слетелись в этот затерянный оазис, превратившийся в «бабью яму»: и тщеславный, заносчивый, крайне несдержанный и хамоватый родитель старшей Лидочки, и очень милый, добродушный, мягкий Александр Наумович Гольдберг – отец младшей дочери Насти, привыкший за долгую жизнь перед всеми извиняться за свою фамилию и давно намочивший нос в рюмке.

Оба наперебой уверяют, что до сих очень любят Ниночку, а в крушении их браков виновата «эта» – немощная парализованная старуха, лежащая за стенкой. Удобная позиция! Уйти, оставив жену и ребёнка, и переложить ответственность на тёщу, конечно, проще и спокойнее, чем ломать голову над решением проблемы.

Виктор Витальевич, первый муж Нины Елизаровны, отец Лиды – Ростислав Янковский
Виктор Витальевич, первый муж Нины Елизаровны, отец Лиды – Ростислав Янковский
Лида, старшая дочь Нины Елизаровны от первого брака – Светлана Рябова
Лида, старшая дочь Нины Елизаровны от первого брака – Светлана Рябова

А потом являться с букетиком цветов и продуктовым набором на праздники и дни рождения, предаваясь воспоминаниям, но при первом намёке на новые сложности хвататься за сердце и упрекать других в сложившихся обстоятельствах. Главное – не замарать белые «польта» и не угодить в щекотливую ситуацию, которая внезапно замаячила на горизонте: пятнадцатилетняя Настя беременна.

Очень показательно, что при этом известии «старший» муж впал в истерику, от которой перешёл к угрозам, а «младший» занял обычную примирительную позицию, весьма разумно при этом возразив на гневные выкрики предшественника, что забеременеть в 15 лет отвратительно и противоестественно: «Ты знаешь, Виктор Витальевич, вот если бы ты забеременел, это было бы отвратительно и противоестественно» (ироничные и живые диалоги – отдельное очарование фильма).

Александр Наумович Гольдберг, второй муж Нины Елизаровны, отец Насти – Игорь Кваша
Александр Наумович Гольдберг, второй муж Нины Елизаровны, отец Насти – Игорь Кваша
-8

В это время на лестничной площадке беснуется ещё один «нейтральный»: пьяненький и осатаневший от отчаяния парень Насти – Мишка, не нашедший ничего умнее, чем на известие о беременности подруги задать вопрос «а ты уверена, что от меня?» и вполне закономерно изгнанный из рая.

Единственный из мужчин, кто смог угомонить распоясавшегося скандалиста – влюблённый в Нину Елизаровну скромный командированный инженер Евгений Анатольевич. На мой взгляд, он вообще единственный в фильме заслуживает того, чтобы называться мужчиной: немногословный, сдержанный, несколько чудной и неказистый на вид, этот застенчивый провинциал предлагает конкретные решения и ищет выход. Поступки нашего героя лишены театральности, его ухаживания несколько старомодны, однако он – пока ещё чужой, по сути, человек – незаметно, без громких слов и обещаний взял на себя заботы о любимой женщине и её семье.

Мишка, парень Насти – Андрей Касьянов
Мишка, парень Насти – Андрей Касьянов
Евгений Анатольевич, близкий друг Нины Елизаровны, командированный инженер – Андрей Толубеев. «Евгений Анатольевич, эти трусики в цветочек вам очень к лицу», – помните крылатую фразу Нины Елизаровны?
Евгений Анатольевич, близкий друг Нины Елизаровны, командированный инженер – Андрей Толубеев. «Евгений Анатольевич, эти трусики в цветочек вам очень к лицу», – помните крылатую фразу Нины Елизаровны?

И кажется – если только Нина Елизаровна наконец позволит себе поверить в возможность счастья – одно ребро обретёт своего Адама, а в доме появится его глава.

Предвижу обвинения в пристрастности и сразу хочу уточнить, что Нину Елизаровну я не оправдываю. Когда, сорвавшись из-за испорченного свидания, в истерике, она нападает на мать с обвинениями в своей загубленной жизни, то, по сути, обвиняет себя. Взрослая женщина не смогла отстоять своё право на самоопределение и самостоятельность – кто ей виноват? Тем более, какой бы ни была мать, сейчас она беспомощна и целиком зависит от милости дочери и внучек: накормят ли, вынесут ли судно, перестелят ли постель.

-11
-12

Нет, старшая из дочерей Евы не виновата в их несчастьях. Вот и Лидочка попала впросак: её начальник и по совместительству любовник – изрядно потрёпанный житейскими бурями «кобелирующий» персонаж, к тому же женатый – не лучший выбор. В поступках Лиды нет никакого расчёта, одна любовь и несбыточные надежды, что изворотливый, лживый и хитрый возлюбленный наконец внесёт определённость в их отношения.

Кто знает, сколько ещё тянулась бы очень некрасивая история, если бы не появление жены, которая до этого момента оставалась за кадром и её можно было представлять навязчивой, неинтересной, непривлекательной, не заслуживающей счастья – реальность же предъявила молодую дивно красивую женщину, трогательную в своём искреннем горе: муж изменяет и, если он уйдёт из семьи, она останется с двумя детьми без средств к существованию.

Каково потрясение: узнать, что любишь негодяя, который, к тому же, тебя тоже обманывает и укатил в Ялту с твоей близкой подругой!

 Надя, жена Андрея Павловича, любовника Лиды – Лидия Ежевская
Надя, жена Андрея Павловича, любовника Лиды – Лидия Ежевская
Марина, подруга и коллега Лиды, новая любовница Андрея Павловича – Галина Казакова
Марина, подруга и коллега Лиды, новая любовница Андрея Павловича – Галина Казакова

Очередной «нейтральный». Он, конечно, ни при чём – просто бес попутал.

Обычная история: поиски счастья женщинами разных возрастов и поколений. Совсем ещё юные, молодые и вошедшие в пору зрелости, они любят, надеются, совершают ошибки, обретают опыт и мудрость. Мы проживаем отрезок жизни вместе с ними, вместе проходим через горечь, боль, разочарования, анализируем, размышляем, работаем над ошибками и ищем пути – так простая история поднимается до философских высот.

Читайте также:💔

Не знаю, найду ли единомышленников в своём выборе, но мне из четырёх героинь (не забываем про революционную бабку) больше всех нравится Настя.

-15

Ершистая, резковатая, совсем ещё девчонка, она подкупает искренностью и правдивостью, всегда называя вещи своими именами и не пытаясь прикрываться «фиговым листочком» манерности и жеманства. Это время и для неё – пора переосмысления, переоценки ценностей, и один из главных этических выборов сделан верно.

Наступает эпоха безвременья, когда столкнутся друг с другом вековые пласты, полетят в тартарары строй, устои, мораль и нравственность.

Но маленький воин знает, как выстоять в битве, и не держится за своего хлипкого «Адама», подавившегося яблоком. Ведь в «бабью яму» падают и ломают шею только слабаки – сильные духом способны подняться сами и вытянуть тех, кто им дорог.

-16
«Знаешь, мам, мне кажется, этот Андрей Палыч с его односторонним движением все-таки жлоб.»
«Знаешь, мам, мне кажется, этот Андрей Палыч с его односторонним движением все-таки жлоб.»

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается

-18
«– А откуда у нас языки? – Языки... Это Настюха-добытчица! – Вот не люблю я эти торгашеские дела! – А жрать любишь. – Жрать люблю. – Вот и заткнись!»
«– А откуда у нас языки? – Языки... Это Настюха-добытчица! – Вот не люблю я эти торгашеские дела! – А жрать любишь. – Жрать люблю. – Вот и заткнись!»
-20
«Немедленно прекратите ходить в наш музей! На вас историко-революционная экспозиция действует разрушающе!»
«Немедленно прекратите ходить в наш музей! На вас историко-революционная экспозиция действует разрушающе!»
-22