Этой картине более 100 лет, а создал ее человек, который повлиял на вас
Картину создал шведский иллюстратор Йон Бауэр, один из самых известных художников, о которых вы никогда не слышали. Его революционное творчество повлияло на все — от графических романов до анимационных фильмов и видеоигр, и вот почему...
У Йона Бауэра была короткая, но удивительно яркая творческая жизнь, которая закончилась трагедией. Он погиб в 1918 году в возрасте всего 36 лет вместе со своей женой и сыном в результате кораблекрушения на озере Веттерн.
Но за отведенное ему время Бауэр успел подарить миру действительно многое.
Бауэр, который в школьные годы рисовал карикатуры, учился в Шведской королевской академии искусств. Именно там он поставил перед собой цель найти новый способ иллюстрирования сказок, особенно для детей — он считал, что они стали слишком традиционными, безликими и безжизненными. На протяжении всего XIX века иллюстрация была своего рода подделкой под «настоящее искусство». Иллюстраторы были неразрывно привязаны к картинам эпохи Возрождения и академической живописи и использовали упрощенную версию этих стилей для иллюстрации детских историй.
Йон Бауэр изменил все эти устои. Другие иллюстраторы, возможно, слишком почтительно и трепетно относились к средневековым и ренессансным гравюрам на дереве, таким как Альбрехт Дюрер. Опять же, эти произведения искусства неплохие, но Бауэр был прав — таким иллюстрациям не хватает жизни, не хватает магии, волшебства.
Его иллюстрации к классическим шведским народным сказкам, наряду с историями из германской мифологии, не были похожи ни на что другое, что создавалось в Европе в то время. Его работы были детскими, но не инфантильными, и фантастическими, но не тривиальными. Сильно стилизованные миры Бауэра были и остаются совершенно очаровательными.
Каким-то образом он нашел способ вдохнуть новую жизнь в сказочные образы троллей и фей, рыцарей и дев, гоблинов и волшебников, не полагаясь на знакомые формы, которые использовали в работах остальные иллюстраторы.
Суммируя, Йон Бауэр придал иллюстрации собственный особый визуальный язык. Иллюстрации больше не будут отсылать к академическому искусству или эпохе Возрождения. Бауэр хотел превратить иллюстрацию в особый вид искусства, и ему это удалось. Но каким образом?
Обратите внимание, что Бауэр использовал необычные композиции. Его фигуры часто втиснуты в кадр или расположены на краю одной из сторон, оставляя пласты пустого пространства. Нестандартный выбор, но он придает этим изображениям соответствующее ощущение таинственности и необычности. Ему также нравилось изображать сцены почти что двухмерно. Это отсылает к средневековому искусству, но Бауэр не просто имитировал или подражал — он использовал это по-новому. Эти иллюстрации очень похожи на видеоигры-платформеры.
Дизайн некоторых частей Minecraft был вдохновлен его изображениями лесов и пещер.
Вы можете увидеть, почему Йон Бауэр оказал такое влияние — тысячи людей выросли на его рисунках, которые были опубликованы в ежегодной антологии шведского фольклора под названием «Среди гномов и троллей».
Но он никогда не был доволен своей работой, его всегда преследовали сомнения и неуверенность в себе, и он чувствовал, что так и не достиг своей цели — сократить разрыв между «настоящим искусством» и «иллюстрацией». Но другим он показал, что последнее может быть по-своему так же хорошо, как первое. Потому что из этих довольно скучных иллюстраций XIX века появилось что-то новое.
Сказки Бауэра по-настоящему захватывающие, притягательные, даже пугающие и мрачно-волшебные. Они кажутся нам знакомыми, потому что иллюстрации такого рода уже стали обычным делом, но в те времена это было революционно. Тем не менее, вы можете видеть сомнения Бауэра на его автопортрете.
Влияние Бауэра трудно оценить в полной мере. Несомненно, он обладал огромным влиянием у себя на родине, и такие люди, как Брайан Фрауд и Нил Гейман, высоко оценили и признали его творчество. Но влияние Бауэра на все, от анимации до видеоигр, вероятно, гораздо больше, чем мы думаем.
Он представляет собой поворотный момент от устаревшего мира иллюстраций XIX века к современной эпохе, когда иллюстрация — включая комиксы, графические романы, анимационные фильмы и с недавнего времени видеоигры — стала самостоятельным полноценным жанром.
Бауэр, конечно, был не одинок в этом. В Британии был Артур Рэкхем, который, как и Бауэр, иллюстрировал фольклорные сказки, а также оперы Рихарда Вагнера. Тем временем во Франции появился Анри Тулуз-Лотрек. Хотя он больше специализировался на плакатах, чем на иллюстрациях, но, несмотря на это, он все равно был частью более масштабной континентальной революции в графическом дизайне, которая вывела искусство за пределы мира фресок и холстов.
Еще одной столь же важной фигурой был Гюстав Доре. Он был, пожалуй, самым плодовитым иллюстратором 19-го века, создавшим тысячи сказочных изображений для иллюстрации всего, от Библии до эпических поэм, таких как «Неистовый Роланд» или «Потерянный рай», а также «Дон Кихот».
Художественные учреждения отвергли Доре как «простого» иллюстратора. Но он, как и Бауэр, создавал произведения искусства, которые понравились людям, читавшим и любившим эти истории. И со временем их вера в художественный потенциал «простой» иллюстрации изменила все.
Значительное влияние оказала и Япония. Когда в 1850-1860 годах границы Японии были насильственно открыты для международной торговли, укие-э — японские гравюры на дереве, выпускавшиеся тысячами для массового рынка, наводнили Европу. Они навсегда изменили европейское искусство.
Но среди всех этих влиятельных людей и великих художников трудно найти кого-то более оригинального, чем Йон Бауэр. Он вдохнул новую жизнь в иллюстрацию, и, хотя нельзя сказать, что он в одиночку создал новый вид искусства, он явно помог сделать это. Йон Бауэр осуществил свою мечту.
Источник: The Cultural Tutor