Найти в Дзене
Психолог Юлия Стриж

Как перестать стыдиться и начать жить? (2 часть)

начало здесь

причины токсического стыда в нашем детском опыте
причины токсического стыда в нашем детском опыте

Токсический (иррациональный) стыд затрагивает ощущение внутренней ценности и самоуважения. Это результат отвержения значимыми взрослыми в раннем детстве, которое могло проявляться по-разному:

  1. постоянные сравнения. Ребёнок познаёт ощущение собственной значимости через отношение  взрослых значимых фигур. Сравнения с другими детьми приводят к тому, что у него формируется ощущение, что он не дотягивает до определенной планки, до уровня других детей, что он неспособный, неумный, неумелый. Отсюда ощущение собственной неполноценности, иррациональный стыд и неустойчивая самооценка, напрямую зависящая от мнения окружающих.
  2. деструктивная семья. Алкоголизм и наркозависимость родителей и близких родственников, физическое и психологическое насилие, бедность, нищета. Ребёнок, находясь в естественном слиянии с родителями (до определённого возраста) не разделяет себя и родителей. Ему стыдно за их поведение, за материальное положение в семье, бедность и за самого себя. Отсюда чувство иррационального стыда, ощущение бессилия и синдром выученной беспомощности, которые зачастую приводят людей к различным зависимостям и созависимым отношениям.
  3. манипуляции чувством вины и стыда. Классика советского воспитания. Постоянные пристыжения, невозможность выразить своё мнение, игнорирование чувств и эмоций ребёнка приводят к тому, что он боится быть естественным и самовыражаться. Пристыженный и виноватый ребёнок равно удобный ребёнок. 
  4. отвержение личности ребёнка. Наказание за поступок не равно наказанию ребёнка за его плохость, неидеальность. Посмотрите, как отличаются следующие формулировки: «Это плохой поступок, не делай так больше» от «Ты плохой. Становись в угол». Отвергать личность ребёнка значит не принимать его таким, какой он есть, поощрять его невротические проявления такие как перфекционизм, синдром отличника и стремление к недостижимому идеалу.
стыд - это ощущение со мной что-то не так
стыд - это ощущение со мной что-то не так

Стыд является результатом отвержения значимыми взрослыми в раннем детском периоде.  При этом страдает ощущение самоценности и адекватная оценка себя (самооценка).

Поэтому важным пунктом в работе с чувством невротического стыда является отделение Вашего восприятия себя от этого иррационального чувства. 

По порядку:

  1. стыд надо заметить, не убегать от него в самокритику и самобичевание, а принять как данность. То есть эмоцию стыда надо выдержать, осознать, прожить.
  2. ощущение стыда затрагивает всю нашу личность, поэтому важно отделить себя от чувства невротического стыда, осознать, что это всего лишь привычная эмоция, которая никак не подтверждает Вашу никчёмность или глобальную плохость.
  3. стыд - социальное чувство, стыдно всегда перед кем-то. 

Задаём себе вопросы:  

- перед кем мне сейчас стыдно?

- кто судит, стыдит и оценивает меня? 

- чей это голос? 

- прав ли он? 

- для кого я хочу быть идеальным?

В основе иррационального чувства стыда - ограничивающие убеждения и искаженная оценка себя

Выпишите в 2 столбца пункты, которыми Вы гордитесь и которые предпочли бы скрыть.

Что лежит в основе данных позиций? Какие убеждения и ценности? Вы оцениваете себя адекватно? Или Ваша привычная реакция стыда возникает на автомате? 

За эмоцией стыда всегда скрывается другая аутентичная эмоция, которую Вы боитесь проявлять.

Вопросы в помощь: 

За проявление каких эмоций меня ругали в детстве? Какие эмоции были под запретом в моей семье? Какие поощрялись (возможно негласно)? Разрешалось ли мне открыто радоваться, злиться или печалиться? 

Выразить подавленные чувства, не прятаться от них за маской стыда или вины. Спросить себя: что я на самом деле чувствую? Могу ли я проявить это? Как?

Не забывайте подписываться на канал, ставить лайки и оставлять комментарии. Этим Вы очень поможете моему каналу. Благодарю!