Нынешнее воскресенье, в которое мы по милости Божьей вступаем, посвящается Церковью памяти замечательного человека, преподобного Иоанна Лествичника, как его величают, потому что он написал такую книгу, в которой тридцать глав по годам жизни Христа Спасителя, поэтому так его именуют. Он был человеком учёным, образованным, поэтому сумел по просьбе своего друга написать эту книгу о духовной жизни. Эта книга стала таким учебником духовной жизни в течение более чем тысячи лет для разных людей и до сего дня. Она переведена практически на все европейские языки, на русском языке выдержала много изданий, является в некотором смысле как бы продолжением Евангелия. На основании Евангельского духа она более подробно рассказывает о том, что есть жизнь духовная, причём это рассуждения не просто теоретические, книжные, а сам отец Иоанн опытным путём прошёл вот этот подвиг настоящей христианской жизни, поэтому, с одной стороны, эта книга никак не может устареть, потому что духовная жизнь всегда одинакова, что в восьмом веке, что в двадцать первом. Каждый человек, который действительно захочет настоящей христианской жизни, обязательно там для себя почерпнёт очень важные сведения, очень важные наблюдения, очень глубокие советы. Кому по силам, конечно, можно всем рекомендовать. Чтение это довольно насыщенное, трудное. Современный человек обычно умственно расслабленный, к такому чтению не готов так сразу, но если читать постепенно, вдумываясь в каждое слово, то тогда можно полегонечку войти во вкус. Раньше это было вообще обязательным чтением Великим постом в храме во время богослужения, как раз вот вечерня, утреня, в определённое время после кафизм и после третьей и шестой песни читались разные поучения, в частности, из книги преподобного отца Иоанна Лествичника, который был игуменом Синайской горы. Испокон веков и опять же до сего дня там существует монашество. Там и сейчас есть один известный монастырь, там небольшое количество монахов, пять-шесть обычно бывает, потому что уже в другую эпоху живём, но когда-то там было довольно много монастырей, потому что больше людей хотело учиться настоящей духовной жизни. В определённый период, можно сказать, расцвета, те монахи, которые жили на этой горе, где Господь открылся святому пророку Божьему Моисею, как раз молился и жил преподобный Иоанн Лествичник.
Книга так построена, он использовал такой литературный приём, по главам-ступеням. Хотя особенно в начале такой строй соблюдается – от простого к сложному, но вообще книгу можно читать, начиная с любой главы. На самом деле такой классификации духовная жизнь поддаётся только условно, как мы условно разделяем Евангелие на главы, чтобы удобней было работать с текстом, а так, конечно, никаких глав в Евангелии нет, зачал нет, предложений нет и разделения на слова тоже нет. Евангелие всё написано в одну строчку, так писали раньше. Потом уже люди разделили на слова, на предложения, на главы, на зачала для удобства. Так же и книга Иоанна Лествичника разделена им на главы по годам жизни Христа Спасителя, чтобы придать ей какую-то красивую форму, чтобы нам лучше ощутить то, что жизнь христианина – это есть жизнь Христа в человеке. Чтобы мы почувствовали, что прохождение подвига борьбы со страстями – это есть жизнь человека по Евангелию. Чтобы это так символично и наглядно выглядело. Вот такая совершенно явная, хотя им она не декларировалась, но такая ставилась цель. У нас тут есть в алтаре Лествица, я сейчас возьму её, прочитаю кусочек, как я обычно делаю на день памяти. Можно её читать с любого места. Вот открыл посерёдке и напал на ступень двадцать вторую – о тщеславии. Тщеславие – это такая страсть, которой подвержены абсолютно все люди. Есть, конечно, редкие исключения, когда тщеславие в человеке есть в наименьшей дозе по сравнению с другими людьми, но так чтобы совсем человек был лишён этого – так не бывает. Так как тщеславие есть производная гордости, а гордость – это страсть, которая делает человека духовно слепым, он как бы не видит в себе проявлений греха, то и тщеславие обычно для самого человека незаметно. А для других тщеславие очень заметно и делает тщеславного человека в глазах других отвратительным и глупым, потому что тщеславие всегда очень глупо выглядит. Как, например, тщеславие проявляется чаще всего? Два человека разговаривают, во время этого разговора один перебивает другого. О чём это говорит? Это говорит, что каждый из них совсем не хочет что-то сказать другому, чтобы он воспринял какую-то информацию, а он просто хочет выговориться. Ему не так важно, услышат его или нет, как важно сказать. Если ему не дадут сказать, он испытывает от этого, как теперь говорят, дискомфорт. Хотя, казалось бы, разговаривают два человека, значит должен быть диалог, какой-то обмен, этот одному сказал, тот другому, как-то они это восприняли и сделали определённые выводы. На самом деле не так. Желание во что бы то ни стало показать себя. Вот это очень интересно, особенно это видно во всяких передачах на телевидении. Как человек страдает, если что-то вырежут из того, что он сказал, как ему казалось, очень важное. А если вырежут, он обязательно начнёт рассказывать, что он это сказал и вот это сказал. А некоторые самого себя начинают цитировать. Это всегда выглядит страшно глупо, потому что на самом деле практически так не бывает, за редким-редким исключением, когда один говорит, а другому было бы на самом деле глубоко интересно это слушать.
Я, например, всё время выступаю вроде бы в речевом жанре, но постоянно сталкиваюсь с удивительным явлением – с интерпретацией. Я однажды как-то рассказывал, это было уже довольно давно, но с этого как бы начались эти наблюдения. Иду я из храма, подхожу к троллейбусной остановке и вижу двух женщин. Видно, что из храма, сразу видно, но тут храма не было, кроме нашего. Я слышу, о чём они разговаривают. Одна другой говорит: “Я не поняла, батюшка сегодня говорил, когда кошка перейдёт путь, надо через правое плечо плевать или через левое?” А речь шла о том, какие глупые бывают суеверия и что неужели от плевка что-то вообще изменится. Человек воспринял только то, что он хотел услышать и то, что для него важно. А чтобы он со слуха что-то усвоил, надо десять тысяч раз повторить. Занимаясь всякой административной работой, я заметил: часто говоришь человеку, он кивает, потом оказывается, что он не понял, что ты ему сказал. Поэтому ему обязательно нужно сказать: “Повтори”. А потом ещё сказать: “Запиши”. А потом нужно сказать: “Когда сделаешь, позвони, скажи, что ты сделал”. И потом всё равно на каком-то этапе всё вылетит, нужно самому помнить, звонить, переспрашивать. Только так, в противном случае не будет ничего. Это не только с детьми.
Тот, кто в школе работает, тоже знает, вот маленькие дети тянут руку, говоришь: “Скажи”. “Ой нет, я не буду, я, наверное, неправильно скажу”. Или говорит: “Ой, а я не знаю, что сказать”. Учитель спрашивает: «А почему ты руку тянешь тогда?» Как почему? Из-за тщеславия. Зашла женщина в шляпный магазин: “Что Вы можете мне предложить?” Или, как сейчас сами продавцы говорят: “Вам чем-нибудь помочь?” – «Хочу шляпу себе подобрать» – «Вот эту» – «Такие никто не носит» – «Тогда вот эту» – «А такие все носят». Спрашивается, что надо? А вот нужно чтобы и не такую, как все носят, и такую, чтобы мало у кого была. Опять, в чём причина-то? В тщеславии. Причина-то одежды в чём? Чтобы было тепло и удобно, а всё остальное? А всё остальное тщеславие.
Спрашивается, ну зачем в Москве джип? Это же грузовик. Я понимаю, если ты в Техасе живёшь или в Вологодской области, нет проблем. Ну здесь-то зачем? Или некоторые на Хаммерах ездят, шире любого грузовика. Спрашивается, зачем? “А в Москве, вы знаете, батюшка, только два Хаммера и один у меня”. Тщеславие. Господь хочет каждого человека призвать к славе Божьей, а дьявол вкладывает человеку такую мысль в голову, чтобы вся его слава была тщетной, напрасной. Одна слава у Бога – это настоящая, а другая слава от людей – это тщетная. В ней ничего нет. Почему? Выглядит ну просто глупо. На такой машине в пробках ездить – это глупо, просто глупо. Я понимаю, если бы на работу двенадцать человек возил, тогда понятно, но если один за рулём и один пассажир, ну зачем такую дрыну, тем более бензина тридцать пять литров на сто километров она ест. Ещё глупей. Мало того, что экология нарушается, во-вторых, просто бессмысленная трата денег. Для чего? Тщеславие. Никуда от этого не денешься.
Тщеславие проявляется абсолютно во всём – и в походке, и во взгляде, и в косметике, в манере говорить по телефону, даже при обращении к детям, потому что каждая мама хочет, чтобы её детки выглядели как-то. Начинает бессмысленно на них кричать, требует от них чего-то несуразного, совершенно не по возрасту. “Ну-ка иди сюда, расскажи дяде стишок”. Он думает: «Что за глупости с меня требуют?» Иногда в ступор входит. Обязательно на него сердятся: “Ты плохой мальчик, с тобой никогда не договоришься”. Для дитя ставят задачу совершенно в его глазах, двухлетнего ребёнка, абсолютно идиотскую. Причина-то в тщеславии. Страсть всё время требует питания. Конечно, это происходит от извращённости нашего сознания грехом.
Иоанн Лествичник аж сорок шесть глав приводит об этом. Сорок шестая глава этой ступени заканчивается таким образом: «Не имеющий сего недуга весьма близок ко спасению; а одержимый оным далек явится от славы святых». Почему близок ко спасению? Можно так сказать, что спасение – это есть преодоление гордости. Если человек не избавился от тщеславия, от гордости он просто не может избавиться, то есть тщеславие – это одно из проявлений. Начинать нужно, конечно, с этого. Во-первых, это легче, всё время стараться быть поскромнее во всём. Например, такой совет даётся: молчи, когда тебя не спрашивают. Первый не начинай говорить. Говори не больше того, что с тебя спрашивают, потому что тщеславие побеждается, во-первых, молчанием. Человек всё время хочет именно через свою речь что-то такое изъяснить, обосновать.
На исповеди, например, очень часто человек вместо того, чтобы каяться в грехах, начинает тщеславиться. Как это выражается? Прежде всего в осуждении. Человек начинает рассказывать о грехах других людей – родственников, знакомых, сослуживцев. Рассказывает, какие они плохие, поэтому с ними мне так трудно жить – в надежде, что его пожалеют, а он на этом фоне вроде бы получше выглядит. Это подспудное тщеславие. Выглядит это страшно по-идиотски, потому что человек пришёл-то вроде исцеляться от своих грехов, а начинает прямо с самого начала о других. И хотя я двадцать лет одно и то же повторяю, но сейчас отойду к исповеди, продолжу исповедовать – дальше человек подойдёт и начнёт каяться в чужих грехах, рассказывать, какие его люди окружают плохие, какие негодные и так далее. Ничего с этим не сделаешь, потому что настолько это укоренилось глубоко, что это можно только путём длительных упражнений побеждать.
Вот несколько советов, которые даёт Иоанн Лествичник: «Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание; а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится». Понятно, что нельзя просить у Бога награды. «Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарования, силы чудотворения и дара прозорливости всуе изнуряют тело свое; но сии бедные не знают того, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ». Это можно хоть сто лет говорить человеку, Амвросий Оптинский даже стишок такой сочинил: «Без смирения нет спасения». Он любил такие краткие стишки. Человек всё равно думает, что бы ему ещё почитать, куда бы ещё съездить, какой монастырь посетить, с кем поговорить, кому бы ещё ногой двери открыть. А что от этого? Ничего не меняется, хоть замучайся коленопреклонениями. Русский народ, откликаясь на эту духовную потребность, говорит: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Это как раз сказано о тщеславии, потому что человек, который с покаянием молится, он лоб расшибать не будет, а дурак-то вполне. От тщеславия человек, к сожалению, страшно глупеет. Не просто глупо выглядит, а становится по существу глупым, у него разум теряется, вот как это опасно.
«Тщеславие часто бывает причиною бесчестия, вместо чести». Вот именно, человек-то тщеславится для чего? Чтобы себя как-то представить в лучшем свете, а на поверку выходит, что наоборот, человек терпит бесчестие. Невыносим человек, который без устали что-то говорит, объясняет. Уже все устали, забыли, зевают, ему всё равно надо выговориться. В результате все от него отворачиваются, получается противоположное. «Тщеславие делает гневливых кроткими перед людьми». То есть даже человека, по природе своей имеющего какой-то грех, тщеславие заставляет принимать другой вид. Например, гневливый старается прикинуться кротким. Или, например: что легче – убрать свою комнату или прийти к какому-нибудь приятелю или подруге и ей предложить помочь убраться? В чужом доме это будет делать легче. Почему? Бес тщеславия будет помогать, потому что люди будут говорить: “Какой молодец, как он здорово работает, как он трудится”. А самому себя заставить за то, что никто не похвалит и не увидит, довольно трудно. Это совершенно наглядно видно.
Если кто желает, может и дальше почитать. Я читаю для того, чтобы мы услышали, сколь мудрые замечания нашей падшей человеческой природы содержатся в этой книге, чтобы в нас интерес к этому пробудился и, может быть, мы сами для пользы своей души это почитали. Не чтобы стать более образованными, что тоже само по себе неплохо, а чтобы эта книга тоже каким-то образом поучаствовала в нашей жизни. Спаси, Господи!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/