Найти в Дзене
KinoGeek

"Падение империи": репортаж о разложении общественной морали. Рецензия на фильм

Оглавление

Отсутствие политической стабильности в гражданском обществе каждой крупной сверхдержавы является стимулом для запуска спекуляций о волнообразных и катастрофичных последствиях падения государственного режима. Сегодняшнее неспокойное время держит простых людей на уздечке, переваливая вес в сторону либо мира и затишья, либо - парализованности и медленного завязывания узлов. Новый тренд в кинематографической эпохе 2020-х - это донесение самой очевидной и правдивой информации насчёт современных государственных проблем до массовой аудитории зрителей, и об этом вовремя смекнули продюсеры из А24, решившись на грандиозный и смелый карьерный эксперимент. "Гражданская война" (она же - "Падение империи", в отечественном переводе) - медленная и отрезвляющая память ода о разложении духа и морали на фоне стирания любых граней эмпатии и милосердия. Тем и не удивительнее, что для студии проект стал самым важным и веховым за всю её долгую десятилетнюю историю существования

Режиссёром ленты стал зарекомендовавший себя в авторском кинематографе Алекс Гарленд: его вы можете знать по сай-фай историям "Из машины" и "Аннигиляция", остросоциальному хоррору "Род мужской" и технологическому высказыванию "Программисты". Для постановщика "Гражданская война" стала самым грандиозным и монструозно гигантским проектом в его карьере: на этот раз пределы локаций не стали ограничиваться четырьмя стенами или мини-полями, а сценарий вышел за границы приземлённости и камерности. А24, совместно с Гарлендом, создали масштабный авторский блокбастер, наполненный самыми разнообразными приёмами из всех предыдущих работ режиссёра. От того ленту и интереснее разбирать на выходе

-2

Гарленд-сценарист не разжёвывает зрителю лишнюю экспозицию, а вместо этого моментально бросает его в гущу мрака, насилия и кромешной депрессии: на территории Соединённых Штатов Америки вот уже длительное время идёт настоящая гражданская война между правительственной армией и членами сепаратистов из западных регионов страны, а в центре истории оказываются не невинные люди или оказавшиеся посреди основных боевых действий солдаты, а военные корреспонденты и журналисты, снимающие самый главный и, возможно, последний репортаж в своей жизни - о падении самой великой и устойчивой империи планеты на самое дно пищевой цепочки. Гарленда, как и аудиторию, не волнует, что произошло за кадрами фильма, и какие события послужили катализатором к столкновению между членами общества - важнее уже то, что происходит после объявления "войны"

-3

Режиссёр показывает нам события фильма с точки зрения нейтрального на политические взгляды отряда журналистов, куда входят опытная и побитая жизнью корреспондентка (она же - Кирстен Данст), её оптимистичный и энергичный помощник, косплеющий Педро Паскаля (играет его Вагнер Моура), молодая и только начинающая репортёрша, увязывающаяся за кумиром детства (Кэйли Спэйни стала для современного Голливуда новой восходящей звёздочкой) и профессиональный старожила в области журналистики, выступающий для главных героев кем-то вроде учителя (Стивен Хендерсон): далее история ведётся непосредственно от лица персонажей, не дающих ярко-выраженную окраску происходящим событиям. Алекс Гарленд до последнего не раскрывает, кто являлся виновником в развязывании войны или пытался её остановить: эта информация не требуется для выстраивания общей плачевной картины разрозненного гражданского общества Соединённых Штатов

-4

Ещё нельзя забывать, что Гарленд не только талантливый сценарист, но и блестящий режиссёр, что ещё раз подтвердилось в его "Падении империи", где постановщик выстраивает линейную и нагнетающую композицию из саспенса и напряжения, вызывая приступы тревоги и дискомфорта практически на каждом ровном месте. В новой ленте режиссёра отсутствуют как таковые герои или злодеи, в ней нет определённого протагониста или антагониста: есть лишь простые люди, за жизни которых мы начинаем переживать так, как за свои собственные. Проводя журналистскую команду сразу по нескольким штатам и длинным дорожным автобанам, Гарленд снимает чуть ли не полноправное роад-муви в сеттинге "Апокалипсиса сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы: только на основе спекуляций о плачевном будущем, а не уже известных миру событий прошлого

-5

Также продюсеры А24 много раз отмечали, что "Падение империи" - это самый дорогой проект за всё время существования студии. Бюджет, в размере 75 миллионов баксов, ощущается буквально в каждой сцене фильма: размах, постановка, экшен (дозированный, но экшен), переменчивость локаций - студия вышла за пределы своей границы комфорта, сняв широкое и масштабное кино о широкой и масштабной теме, в пределах стиля компании и авторского высказывания самого Алекса Гарленда. Фанаты творчества А24 точно не смогут остаться раздосадованными после просмотра: в "Падении" есть все те фишки и приёмы студии, за которые вы так сильно её полюбили

-6

Но что же насчёт экшена? К счастью, он очень дозированный: первые два акта "Падения империи" - это медитативный и напряжённый триллер с ограниченным количеством действий персонажей, где ставка идёт на саунд-дизайн, проработку звука и режиссёрский стиль, а третий разворачивает всё зрительское восприятие на сто восемьдесят градусов, показывая практически одну непрерывную (как в буквальном, так и в переносном смысле) экшен-сцену внутри Вашингтона. Алекс Гарленд оттягивает самую вкусную часть фильма до самого конца, вдобавок заставляя фанатов своего творчества наслаждаться изысканным визуальным почерком, а зрителей - щекотать себе нервы, в попытках справиться с дискомфортом во время противостояния между вражескими подразделениями фронта

-7

"Падение империи" - действительно монументальное и броское кино от ныне гигантской инди-студии (как бы парадоксально смешно это сейчас не звучало), где на восприятие аудиторией работает практически каждый визуальный и сценарный аспект: звук и работа с дизайном вызывает напряжение и саспенс, экшен-сцены - наслаждение от постановки и операторской работы, а неспешное и медленное путешествие героев из точки А в точку В - лёгкую ностальгию и состояние душевного умиротворения. Гарленд не морализирует зрителей, отказываясь давать какие-либо комментарии и подробности насчёт настоящих зачинщиков широкого гражданского конфликта в его видении будущего США: на пороге оказываются лишь простые люди, ставшие заложниками ситуации, и военные корреспонденты, освещающие эти страшные события специально для обывателей, то есть - для нас, для зрителей. Подобное режиссёрское решение подкупает ещё больше, вследствие чего после просмотра "Гражданской войны" появляется лёгкая нотка тоски и боязни за всё человечество. Глобальные империи умеют восстанавливаться после самоубийственного разрушения: но сработает ли это правило в работе с современной политической нестабильностью? Стоит надеяться, что об этом мы с вами никогда не узнаем

-8

Плюсы:

  • Блестящая работа с саспенсом
  • Волнообразное напряжение
  • Отличная работа со звуком
  • Отточенная режиссура
  • Взгляд на события фильма с точки зрения репортёров/журналистов (простых зрителей)
  • Насыщенный и масштабный третий акт
  • Приятный визуал
  • Плавность и медитативность истории

Минусы:

  • Недостаточная эмоциональная привязанность к персонажам
-9

9/10

- Каждый раз, когда я выживала в зоне боевых действий, я думала, что посылаю домой предупреждение: "Больше не делай этого". Но вот мы снова здесь...