Сергей Балакин
У моряков с давних времён существует традиция считать корабль живым существом. Это объясняет, почему у каждого корабля есть свои повадки и характер; у одного - счастливая судьба, у другого - нет… Попробуем и мы залезть в корабельную душу, просочившись сквозь её железную оболочку. На примере маленького, но гордого судёнышка с необычным именем «Рипербан», которое уже полтора десятилетия катает туристов по акватории Кронштадтской крепости.
«Рипербан» вспоминает: Я родился в Германии, в Гамбурге, где затем и прошла большая часть моей жизни. У меня было 7 родных братьев и сестёр. Но из всей семьи я считался самым отвязным, меня трудно было привязать к причалу швартовами. Это, наверное, потому, что меня нарекли в честь столь же отвязной гамбургской улицы Рипербан – центра криминала и разврата, района кабаков, казино и борделей. А ведь известно: как корабль назовёшь…
Ах, юность - золотое время рок-н-ролла и свободы! Мне есть что вспомнить. Сюда, в Гамбург, стекались гении и безумцы, трудяги и бродяги, художники и музыканты. Из всех моих собратьев именно меня полюбили великие звёзды рока – «Битлз», «Роллинг стоунз», «Квин». В память о них – татушки на моих боках, изображающие виниловые диски над волной из нот:
На моей палубе кумиры 60-х и 70-х устраивали концерты и конференции, пили пиво, шалили и отбивались от поклонниц. Их песни и ритмы заряжали меня энергией и прибавляли моему железному сердцу лошадиных сил. Я гудел вместе с ними, и Пол Маккартни уверял, что ему нравился мой хриплый голос, пугавший летящих за кормой чаек.
Впрочем, общение со знаменитостями – это редкие праздники; в основном же были трудовые будни: с утра до ночи я возил пассажиров по Эльбе. Туда–сюда, без выходных. И так пахал без устали три с половиной десятилетия…
В предпенсионном возрасте я удостоился более престижной и не столь утомительной работы – плавал под флагом Гамбургского яхт-клуба. Чинно сопровождал парусные регаты, наблюдал, следил и судил.
А на старости лет принял решение эмигрировать в Россию. Меня все отговаривали, но я же «Рипербан», отваги и упрямства мне не занимать! В декабре 2009-го я распрощался с Гамбургом и пересёк всю Балтику с юга на север, сквозь шторм и лёд. Что мне лёд? - у меня с детства регистр ледового класса.
Мне говорили: куда ты собрался? С твоим-то имечком! Русские тебя заклюют, заплюют и переименуют. Чушь! Меня встретили с невиданным гостеприимством. Имя своё я сохранил, оно прекрасно вписалось в здешний колорит. Тут то и дело слышатся родные немецкие слова: Кроншлот, бушлат, бушприт, Крузенштерн, Кронштадтский футшток…
Ну, а в том, что некоторые индивидуумы прозвали меня «Триппербаном», не вижу ничего обидного. У друзей моей юности – «битлов» - есть песня «Day Tripper». У текста этой песни много трактовок, а у названия переводов – Однодневка, Однодневная туристка, Однодневный приход и т.д. И «Триппербан» - «Дорога путешественника», а вовсе не о то, о чём вы подумали...
Ещё меня пугали русскими военными. Да, здесь, в Кронштадте, я окружён ими:
Но они меня не обижают. Наоборот, к моему возрасту относятся с уважением. При встрече замедляют ход и подмаргивают красным левым глазом…
Примерно так бы звучали воспоминания ветерана «Рипербана», если б тот умел говорить. Ну да, он приврал немного – куда ж без этого?
Хотя признаваться в том, что он приукрасил свою биографию, гамбургский теплоходик не хочет. Мол, всё сказанное про всемирно известных рок-исполнителей – сущая правда. И в доказательство приводит фотографии. Вот совсем юные «Битлз» в 1960 году на его палубе:
А вот «Роллинг стоунз» на корме в 1970-м:
Чтобы понять, насколько эти снимки можно считать доказательствами, придётся совершить краткий экскурс в историю речного транспорта Гамбурга 1950-х годов.
«Рипербан» принадлежал к серии из 8 речных пассажирских дизель-электроходов типа «Штадерзанд» (проект Typ II-Schiffe), строившихся разными заводами в 1953-1957 годах. Их длина составляла 26,95 м, ширина 7,21 м, осадка 2,54 м, валовая вместимость 265 брт. Мощность дизеля Deutz380 л.с., скорость хода 11 узлов. Максимальное число пассажиров, размещавшихся на двух палубах, составляло от 265 до 513 человек – в зависимости от маршрута и региона плавания.
Проектный чертёж судна-парома Typ II:
Суда серии имели характерный «харизматичный» дизайн и в Гамбурге были весьма популярным видом городского транспорта. Они ходили по Эльбе, а также совершали рейсы до острова Гельголанд. В 1988 году «Рипербан» был передан гамбургскому яхт-клубу и на протяжении 20 лет служил судейским судном. Остальные дизель-электроходы были распроданы и оказались в разных странах мира – от Португалии до Израиля. А «Рипербан» с 2010 года эксплуатируется в России и совершает экскурсионные рейсы из Кронштадта до форта Константин.
Впрочем, некоторые представители серии остались на родине. Во всяком случае, в 2016 году в Гамбурге я встретил одного из них - «Кирхдорф»:
Параллельно с судами типа «Штадерзанд» на гамбургских верфях строилась серия очень похожих судов проекта Typ III. Их в 1952-1962 годах было построено 16 единиц. Они отличались лишь немного увеличенными размерениями (30,1 х 7,5 х 3,18 м) и в коротких речных рейсах могли брать на борт до 600 пассажиров. Один из дизель-электроходов этой серии – «Гроссер Михель» - мне встретился в Гамбурге в 2018 году:
Как видим, в 1960-е годы в Гамбурге помимо «Рипербана» совершали регулярные рейсы ещё 23 его ближайших родственника. Среди их пассажиров были и звёзды рок-музыки. Осталось несколько фотографий, однако на каких конкретно судах они были сделаны, остаётся только гадать.
Хотя кое-что выяснить всё же можно. Вот, например, фото участников группы «Битлз», фрагмент которого приведён выше, целиком:
Этот снимок выдаётся за сделанный на «Рипербане», но судя по ряду деталей похоже, что на фото скорее изображён «Ниендорф» (Typ III):
Ну, а встречающаяся в СМИ информация, будто бы «Битлз» и «Роллинг стоунз» давали на борту «Рипербана» концерты, выглядит фантастикой. Зачем им это делать? К тому же в тесных помещениях этих речных трамваев устроить концерт просто невозможно.
Что ж, выходит, что наше «судно Beatles» - такой же фейк, как яхта «Вагрант», о которой я недавно рассказывал? Нет, не будем спешить с выводами.
Вспомнилась одна история. В Санкт-Петербурге рядом с Петропавловской крепостью есть памятник миноносцу «Стерегущий». На нём изображены два матроса, якобы закрывшиеся в трюме и затопившие корабль во избежание его захвата врагом. Но потом выяснилось, что красивая история с героями матросами – выдумки журналистов. И когда проект памятника представили на утверждение государю императору, тому об этом сообщили. Спросили: может быть, фигуры матросов убрать? Но Николай II утвердил проект без изменений. Мнение было единодушным: «Пусть легенда живёт!». И в итоге памятник был сооружён – на мой взгляд, лучший из всех, посвящённых Русско-японской войне.
Так и с «Рипербаном» - пусть живёт легенда. Тем более что вероятность считать её правдой хоть и очень мала, но всё же существует. Вдруг и в самом деле рок-звёзд привлёк именно теплоход-тёзка гамбургской улицы «красных фонарей»?