Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Дом Штейна и дом Никитинских: архитектурные соседи, известные под разными именами, но имевшие одних хозяев

Оглавление

Кто гулял по Лялину переулку, тот наверняка обратил внимание, что большая часть его построек – доходные дома и несколько особняков. Исследовать истории доходных домов я с некоторых пор очень полюбил, но в этой любви есть и свое «страдание». Ведь если про храмы, особняки и городские усадьбы как правило рассказывается довольно много, то про доходники зачастую очень мало что известно.

Порой максимум информации, что можно выудить – это имя архитектора, год постройки и сведения о заказчике и первом, а иногда наоборот последнем владельце, под чьей фамилией тот или иной дом известен.

-2

Одно из таких зданий – точнее, даже два здания – повстречались мне на пути от ампирного особняка полковника Гурьева

к доходному дому Николая Ивановича Силуанова,

о котором я писал вчера. Оба они, прижавшись друг к другу...

…Стоят на углу Лялина и Барашевского переулков

И как раз они прекрасно иллюстрируют то, что я упомянул парой абзацев выше. Дом №8, строение 1 известен как доходный дом Штейна. А соседнее с ним строение 2 – Доходный дом братьев Никитинских.

Но самое интересное, что и первым, и вторым домом владели вначале Никитинские, а затем Штейн.

-3

Про оба эти дома имеется совсем мало информации, но я все же постараюсь рассказать о них обоих.

И начну с того, который…

…Стоит левее и на карте обозначен как строение 1

Его автор – архитектор Ольгерд Густавович Пиотрович, чьи работы в Москве я уже показывал в своих заметках.

Дом этот был выстроен в 1911 году в стиле позднего «рационального» модерна и стоит как раз на углу Барашевского и Лялина переулков, на краю Лялиной площади – самой маленькой из московских площадей.

-4

Собственно, вся та Лялина площадь – вот она – уместилась в одно фото, сделанное от угла дома Штейна.

-5

А дом – весьма характерный образец творчества Пиотровича: фасады облицованы «кабанчиком» и ритмично разделены оконными проемами, которые в свою очередь нарядно декорированы лепниной (7 фото).

Знатоки указывают, кстати, что эти женские маски на филенках второго этажа – почти точь-в-точь такие же, как те, что украшают дом его же работы в Дегтярном переулке. Надо будет побывать там, сравнить (4 фото).

А подъезды и лестничные пролеты мастер украсил коваными перилами и метлахской плиткой с замысловатыми узорами.

Его заказчиками и первыми владельцами были те самые братья Никитинские – Яков, Сергей, Иван и Николай Яковлевичи. Однако буквально через год после его постройки братья продали дом купцу Ивану Антоновичу Стахову. Но и тот получал с дома прибыль не больше года, уступив его хозяину технической и комиссионной конторы и домовладельцу Матвею Михайловичу Штейну – то есть теперь уже именно тому, кто и увековечил дом под своим именем, управляя им с 1913 по 1917 год.

-8

После революции, с 1920 по 1930-е годы здесь разместился дом-коммуна Всероссийского союза строительных рабочих, а затем – обычные коммунальные квартиры.

(7 фото)

Среди жильцов дома отметились такие личности, как актриса театра и кино Ольга Владимировна Бакланова – ученица Станиславского, позднее эмигрировавшая в США, где добилась большой популярности в Голливуде, художник и теоретик «неофициального искусства», близкий друг Мандельштама Владимир Григорьевич Вейсберг, художник, архитектор, декоратор и сценограф Леонид Михайлович Браиловский – основатель Музея русского религиозного зодчества при Конгрегации восточных церквей в Ватикане.

-10
Москва, Лялин переулок, 8с1, 105062

Это – то, что касается первого из домов. А справа от него стоит еще один, и…

…Тоже под номером 8, но строение 2

Иногда его по ошибке называют «доходным домом П.К. Такке», но именно что по ошибке. На самом деле он также строился по заказу братьев Никитинских.

-11

При этом выстроен он был на шесть лет раньше своего соседа, по-видимому, достраиваясь позднее. Годы его возведения указываются как 1905-1912, хотя известно, что уже в этом промежутке он функционировал как жилой.

-12

Его архитектор – еще один потомственный мастер зодчества – Сергей Флегонтович Воскресенский, младший брат Флегонта Флегонтовича, которого я упоминал буквально на днях.

И он, в отличие от своего соседа, ближе к неоклассицизму. С рустованными первыми двумя этажами, легким изгибом эркеров и замковыми камнями на окнах первого этажа (7 фото).

Братья владели этим домом, точно также как и предыдущим архитектурным героем нашей истории, до 1912 года. И история повторилась, хоть и с некоторым отличием в именах. Первым покупателем сделался домовладелец и благотворитель Василий Матвеевич Пискунов, а еще через год – опять все тот же Матвей Михайлович Штейн.

(5 фото)

Вопрос, почему оба своих доходника братья одновременно продали разным людям, а затем их также одновременно купил один и тот же человек – загадка. Впрочем, вполне может быть, что и не самая таинственная. Скорее всего, просто так совпало.

-15

Но два дома, носящие разные имена, были построены одними и теми же людьми и одним и тем же человеком управлялись на протяжении почти пять лет. А это уже тянет, как мне кажется, на некоторую занятную историю. Впрочем, судить об этом не мне, а моим дорогим читателям.

-16
  • (В скобках замечу по секрету: честно говоря, о строении №2 изначально я писать не планировал. Дома очень разные, и, как уже в комментариях заметили мои дорогие подписчицы, первый выглядит откровенно наряднее и ярче второго. Впрочем, здесь я подозреваю вмешательство прошедших десятилетий. Вполне допускаю, что дом Никитинских изначально выглядел богаче... хотя здесь кто знает? Но когда начал писать про дом Штейна, понял, что писать необходимо про оба этих дома. И утром специально возвращался в Лялин переулок за фотокарточками дома Никитинских.)

А из былых обитателей этого дома можно упомянуть адвоката, литератора и музыканта Федора Карловича Богрова, совмещавшего юридическую практику с должностью тапера в синематографе (возможно, музыкально озвучивал и великие немые картины с участием Ольги Баклановой, жившей в доме по соседству), и лидера комсомольского движения, одного из организаторов профессионально-технического и политехнического образования в СССР, позднее ставшего жертвой доноса и расстрелянного на полигоне в Коммунарке Андрея Павловича Шохина.

А о тех, кто живет в этих домах сегодня, возможно, будут писать блогеры и любители-москвоведы будущего.

-17
Москва, Лялин переулок, 8с2, 105062

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!