Книга, в которой все ханжи получили по заслугам)
Сюжет
Дочь священника и молодой поэт, сын "женщины из высшего общества", вступивший в неравный брак, жена чванливого политика, изменяющая ему с молодым светским щеголем. Вот такую карусель из героев закрутил Моэм. Кто выйдет из ситуации с честью, кто будет страдать, кто сделает правильный выбор?
Впечатления
На самом деле о чем книга писать бесполезно. Это присущее Моэму сплетение светских интриг, распрей, подводных течений, прикрытых любезными пустыми разговорами. Но внутри у каждого буря, и мы слышим сначала отдаленный рокот грома, а после попадаем в самый шторм из эмоций, ведомых только непосредственным участникам трагедии. И писателю)
Книга написана в 1904 году, это ранняя работа Моэма, ему всего 30 лет. Здесь уже виден его стиль, язвительные высказывания и критика принятых тогда отношений, припорошенных светской любезностью, но это роман больше века XIX, чем XX.
Моэм берет типичные штампы литературы той эпохи и подвергает сомнению поведение героев. Но не всех и не всегда. Линия чахоточный поэт-старая дева просто доведена до логического завершения, чтобы - что? Заставить косного отца девицы раскаяться в грехе гордыни?
Осуждающий мать за вольное поведение, юнец, попав в затруднительную ситуацию, поступает "как должно". В итоге, вопреки ожиданиям, разрушает жизнь девушки и чуть было не губит себя тоже.
Изменщица возвращается в лоно семьи, оценив мужа - пожалуй, единственный хеппи-энд, и то с оговоркой. Этому тоже сопутствовала трагедия.
Книга интересна тем, как на стыке двух эпох меняется отношение к любви, свободе, разводу, приличиях, долге. Моэм наглядно показывает, к чему приводит ханжество, двойная мораль, лицемерие. Сам он следует девизу "живи и давай жить другим")
Думаю, книга понравится тем, кто в восторге от английской литературы XIX века. Это произведение довольно сильно отличается от позднего Моэма. Хотя в нем тоже множество интересных и метких наблюдений за природой человека, а многие моменты так и хочется разобрать на цитаты.
— У человека есть четыре страсти, — говорила она. — Любовь, власть, пища и риторика. Но лишь одна риторика защищает от пресыщения, тоски и диспепсии.
Чтобы сделать пищу удобоваримый, питательной и полезной прилагаются неимоверные усилия, зато голова забивается любой ерундой, которая попадается на пути.