Найти тему
Raut Route

Histoires vivantes: до конца мая в Русском театре Эстонии будет проходить юбилейная выставка Веры Станишевской «Живые истории»

В противовес французскому nature morte (мёртвая природа). И вообще в противовес всему безжизненному, увядшему, тусклому, закостеневшему и несвободному.

Данная выставка — уже четвёртая по счёту за юбилейный год художницы. Символично, что вернисаж прошёл 9 апреля, в День рождения Веры. Так что поздравления она принимала сразу по двум поводам.

В экспозиции представлено около 30 работ. Большинство из них — новые, созданные уже в 2024 году. В основном это натюрморты в технике акварель.

«Натюрморт — мой любимый жанр в живописи, — объясняет художница первое слово в названии своей выставки. — Этот термин пришёл в русский язык от французского nature morte (мёртвая природа). Но слово «мёртвая», на мой взгляд, несёт некую негативную окраску. Мне же захотелось показать зрителям, как много жизни в моих работах».

У второго слова — «истории» — тоже есть своя… история: «Я не пишу работы с натуры, как это обычно делает большинство художников. Я их сочиняю, придумываю. Создавая натюрморты, я создаю свой особый мир и придумываю некую историю, где каждый изображённый предмет несёт смысловое и символическое значение».

Иногда, по словам Веры, придуманные ею истории не умещаются на одном полотне. И тогда появляется целый цикл работ на общую тему.

«И, кстати, с каждым из вас, зрителей, кто пришёл на вернисаж, у меня тоже связана своя, особая, часто совершенно неожиданная, а подчас и не одна, история», — сказала Вера Станишевская, предваряя открытие. И пригласила гостей погрузиться в созданный ею — живой и яркий — мир своих работ.

Так что в следующий раз, когда вам доведётся дискутировать с кем-либо о том, пессимистично ли искусство Прибалтики, как чувствуют себя в Таллинне его русскоязычные жители и чем вообще отличаются мировосприятия граждан Эстонии и России, вспомните эти работы — и у ваших оппонентов не останется аргументов против.

Вероника Маанди

Фото автора

P. S. В подкрепление свой позиции можете ещё привести в пример творчество таллиннского художника Сергея Инкатова, о персональной выставке которого «Диалог» я рассказывала в статье «Имеющий глаза — да услышит».