Найти тему

Как корабелы ОСК участвуют в освоении космоса

Покорение космоса стало возможным благодаря величайшему прорыву в науке и технике, совершенному учеными и инженерами, специалистами самых разных профессий, работающих на земле, в воздухе и даже на воде. Немалый вклад в освоение космического пространства вносят корабелы Объединенной судостроительной корпорации.

В 2024 году исполнилось 90 лет со дня рождения первого космонавта Земли Юрия Гагарина
В 2024 году исполнилось 90 лет со дня рождения первого космонавта Земли Юрия Гагарина

Кто бывал в Музее Мирового океана в Калининграде, мог видеть у причала Набережной исторического флота уникальное судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев". Это сегодня оно является музеем, а когда-то входило в состав знаменитой космической флотилии, построенной на петербургском заводе Объединенной судостроительной корпорации "Северная верфь " (прежде судостроительный завод имени А. А. Жданова).

Судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев"
Судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев"

В 1976–1978 годах четыре лесовоза, как наиболее подходящие по конструкции, были превращены в суда плавучего радиотелеметрического комплекса, вошедшего в Главное управление космических средств Минобороны СССР. Они получили имена погибших космонавтов. Лесовоз "Вытегралес" был переоборудован в НИС "Космонавт Павел Беляев", "Енисейлес" – в судно "Космонавт Владислав Волков", "Назар Губин" – в судно "Космонавт Георгий Добровольский", "Семен Косинов" – в судно "Космонавт Виктор Пацаев".

Все четыре судна были оснащены универсальной телеметрической системой и специальной техникой. Находясь в любой точке океана, они контролировали полеты спутников и межпланетных станций, поддерживали их связь с землей, вели различные измерения о состоянии бортовых систем, здоровье космонавтов и т.п. По сути, это были плавучие измерительные пункты на акватории Мирового океана. С 1977 по 1993 год на судах космической флотилии было выполнено более 20 экспедиционных рейсов. Флотилия завершила свою службу в середине 90-х годов. До наших дней сохранилось только судно "Космонавт Виктор Пацаев", остальные были разобраны на металл либо утилизированы.

В 2001 году НИС "Космонавт Виктор Пацаев" было ошвартовано у причала Музея Мирового океана в Калининграде и еще несколько лет обеспечивало связь с Международной космической станцией.

После выведения из эксплуатации судно могло разделить судьбу своих "собратьев" и отправиться на металлолом. За него вступились ветераны, музейщики и дочь легендарного космонавта Светлана Пацаева. Идею сохранить корабль поддержал губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Кстати, сам Виктор Иванович Пацаев был калининградцем. И справедливо, что легендарный корабль, носящий его имея, встал на вечную стоянку в его родном городе.

"Космонавт Виктор Пацаев" – единственное в мире судно космической связи с музейной экспозицией на борту. Здесь можно узнать об открытиях первых советских космонавтов, исследованиях на борту космических станций, эпохе начала покорения космоса.

В 1983 году космическую флотилию страны пополнил корабль измерительного комплекса (КИК) "Маршал Неделин", построенный на петербургском предприятии ОСК "Адмиралтейские верфи". Он совмещал в себе разные функции: вел телеметрию, поддерживал связь с космонавтами, осуществлял поиск и спасение. Корабль обеспечивал сложнейший полет "Союза Т-13" для восстановления работоспособности орбитальной станции "Салют-7". Сопровождал полеты космонавтов при выполнении уникальной операции по переносу оборудования со станции "Салют-7" на станцию "Мир". В 1989 году корабль участвовал в обеспечении беспилотного полета многоразового корабля "Буран".

Корабль измерительного комплекса "Маршал Неделин"
Корабль измерительного комплекса "Маршал Неделин"

Всего планировалось построить пять кораблей этой серии, но в состав флота вошли только два. Вторым стал КИК "Маршал Крылов", который до сих пор несет службу на Тихоокеанском флоте.

Корабль измерительного комплекса "Маршал Крылов"
Корабль измерительного комплекса "Маршал Крылов"

В 1969 году на Балтийском заводе ОСК в Ленинграде состоялась закладка научно-исследовательского судна "Космонавт Юрий Гагарин" – будущего флагмана космического флота СССР. После ввода в строй в 1971 году это гигантское судно, имевшее длину 231,6 м., а ширину31 м., выполняло задачи по измерению параметров движения космических аппаратов, передаче в космос команд и программ для управления их полетом, приему из космоса телеметрической и научной информации, а также для ведения радиопереговоров с космонавтами.

В отличие от первенцев космического флота СССР на судне были созданы все необходимые условия для комфорта экипажа: современный для тех лет кинозал на 250 зрителей; спортзал; три бассейна; зоны отдыха с бильярдной.

В период с 1971 по 1991 годы судно совершило более 20 экспедиций в Атлантический океан, где в его задачи входило управление полётами искусственных спутников Земли и пилотируемых космических аппаратов, а также автоматических межпланетных станций.

НИС "Космонавт Юрий Гагарин"
НИС "Космонавт Юрий Гагарин"

Освоению космоса послужили не только модернизированные в суда космической связи лесовозы, но и бывшие буровые платформы, переделанные корабелами в полноценный стартовый комплекс. Такую работу впервые в мире выполнили на Выборгском судостроительном заводе ОСК.

В 1990-х годах завод принял участие в масштабном международном космическом проекте – постройке плавучего космодрома "Sea launch" (Морской старт). Идея заключалась в том, чтобы запускать ракеты с экватора в Тихом океане, именно там можно максимально выгодно использовать вращение земли для старта и подъема ракеты. Для этого предстояло переоборудовать в космический стартовый комплекс нефтедобывающую платформу "Одиссей". Она серьезно пострадала во время пожара, но идеально подходила на роль взлетной площадки из-за большого палубного пространства и запаса устойчивости.

Плавучий космодром "Морской старт"
Плавучий космодром "Морской старт"

Судостроители поставили на платформу транспортно-установочный агрегат, системы заправки ракеты-носителя, систему термостатирования, стартовое оборудование, в том числе массивный газоотражатель, закрепленный под пусковой палубой.

28 марта 1999 года состоялся первый запуск ракеты-носителя с платформы Морской старт. А всего до 2014 года было проведено 36 таких пусков.

Существенный вклад в дело освоения космоса внесли и корабелы Северодвинска. На предприятии ОСК "Звездочка" с 2004 по 2012 год построили пусковой стол и элементы стартового комплекса для запусков ракет "Ангара" с космодрома Плесецк в Архангельской области. К тому времени у заводчан уже был опыт выполнения аналогичных заказов для иностранных компаний.

Стартовый комплекс ракеты-носителя включал целый ряд частей, в том числе заправочные мачты, башни обслуживания, командный пункт, газоотводные желоба, подъездные пути и т. д. Главный элемент комплекса – пусковой стол, на который ракета устанавливалась перед стартом, и откуда производился ее запуск. Работы завершились успешным стартом космического корабля.

Со стартового стола на космодроме Плесецк произведено шесть пусков ракет семейства "Ангара" – как легкого, так и тяжелого класса. Первый запуск состоялся в 2014 году.

Стартовый стол на космодроме "Плесецк"
Стартовый стол на космодроме "Плесецк"

После Плесецка корабелам "Звездочки" предстояло взять новую высоту – изготовить конструкции пускового стола и стартового комплекса для второго российского космодрома Восточный в Амурской области. Работы выполнялись в 2019-2020 годах. Параллельно с ними специалисты "Звездочки" начали создавать комплект облицовки газоотражателей пускового стола и запасных деталей монтажных частей. Все эти многотонные элементы и металлоконструкции впоследствии будут собраны на стартовой площадке космодрома Восточный.

11 апреля 2024 года с площадки космодрома Восточный успешно стартовала первая тяжелая ракета космического назначения "Ангара-А5". Предполагается, что в будущем с этой площадки на космодроме Восточный будут стартовать модернизированные ракеты "Ангара-А5М" и ракеты повышенной грузоподъемности "Ангары-А5В".

-8

Поистине, кто может строить корабли, может все. С Днем космонавтики, друзья!

Подписывайтесь на Телеграм-канал ОСК, чтобы следить за событиями судостроительной отрасли в режиме онлайн.