Вчера, после публикации статьи про поезда из Белгорода, один из моих постоянных читателей попросил сделать отдельный обзор по поездам, следовавшим по участку Елец - Касторная - Старый Оскол - Валуйки. Выполняю эту просьбу.
Начнем, как обычно, с 1987 года. Поездов там было прямо приличное количество, причем потом они веером разлетались по самым разным направлениям:
- № 15/16 "Ворошиловградский" сообщением Москва - Ворошиловград (ну и обратно, конечно). Отправлялся он с Павелецкого вокзала столицы в 20:50, в Ельце оказывался в 04:28, на станции Касторная-Восточная - в 06:36, в Старый Оскол прибывал в 08:10, а в Валуйки - в 11:02. Все 757 км от Москвы этот поезда преодолевал со средней скоростью 53,3 км/ч (с учетом всех остановок, то есть я не выбрасывал время стоянок), а вот на участке Елец - Валуйки средняя была чуть ниже - 52,6 км/ч;
- № 195/196 Москва - Дебальцево. С того же Павелецкого вокзала он отправлялся в 00:40, в Елец прибывал в 11:44, а дальше у него было огромное количество остановок (Хитрово, Долгоруково, Ударник, Касторная-Восточная, Алисово, Старый Оскол, Новый Оскол, Волоконовка), и в результате в Валуйки поезд прибывал лишь в 20:20. В результате, на всем этом участке от Москвы средняя у него не дотягивала даже до 40 км/ч - 38,5 км/ч, а на участке от Ельца - 42,0 км/ч;
- № 215/216 собственно сообщением Москва - Валуйки. Вообще, Валуйки это город в Белгородской области. Название ему дала река Валуй. Вообще же считается, что этим словом в курском и орловском наречиях обозначают вялого человека. основали крепость в конце еще XVI века. Отсюда уходили в Азовские походы во времена Петра I. А уже в конце XIX века здесь прошла железная дорога в четырех направлениях: Москва, Пенза, Харьков, Донбасс. Одним из самых известных уроженцев города является генерал Ватутин. Здесь есть и его дом-музей. А еще одна достопримечательность - пещерный монастырь на Меловой горе. И очень интересный у города герб - на нем пирамида из золотых яблок.
В общем, поезд № 215 из Москвы уходил в 16:40, в Ельце оказывался в 01:56, а в городе Валуйки в 10:10. Средняя скорость на всем участке от Москвы была около 43 км/ч, на участке Елец-Валуйки - 42 км/ч. останавливался тоже практически везде, как и № 195, кроме Хитрово и Алисово.
Был и еще один № 575/576 Москва - Валуйки. Два поезда в город с населением в 80-е годы 35 тыс. чел! Из Москвы уходил в 02:10, а в Валуйках оказывался в 20:38. Средняя скорость - 41 км/ч.
- № 237/238 Москва-Донецк. Из Москвы отправлялся в 21:40, в Ельце был 07:17, а в Валуйках (не знаю уж, склоняется ли название, мне кажется, что да) - в 14:19. Средняя скорость по участкам соответственно 45,6 и 46,2 км/ч;
- № 323/234 Иваново - Симферополь. Он оказывался на рассматриваемом участке в районе станции Ожерелье. В Елец прибывал 13:25, на станцию Касторная-Восточная - в 16:02, Старый Оскол - 16:02, Валуйки - 20:56. Средняя скорость была 45,7 км/ч
- № 377/378 Москва - Ясиноватая. С Павелецкого вокзала он уходил в 23:32, в Ельце был - 08:15, в Валуйках - в 15:05. Средняя скорость была 48,7 и 50,7 км/ч по участкам соответственно;
- № 519/520 и в одном графике с ним №521/522 (Сосногорск - Адлер и Вологда-Адлер). Естественно, что выходили они на эту ветку на ст. Ожерелье. В Ельце он был в 09:09, в Валуйках - в 16:55. Средняя скорость - 42,8 км/ч;
На участке от Старого Оскола до Валуек был поезд из Харькова № 611/612 сообщением Харьков - Старый Оскол - Валуйки. Проходил он этот участок глубокой ночью. Из Старого Оскола отправлялся в 00:15, а в Валуйках был в 04:08.
До Ельца доходил и № 29, который затем уходил на Липецк. Аналогично лишь до Ельца доходил поезд № 239 сообщением Москва - Грозный. Ну и № 79 Ленинград-Волгоград, который переходил на эту ветку также в Ожерелье.
Естественно, что те же поезда следовали и в обратном направлении. № 16 был в Валуйках в 22:29, № 196 - в 23:27, № 216 - в 20:21, № 238 - в 23:00, № 324 - в 07:58, № 378 - в 02:44, № 520 и № 522 - в 03:30, № 576 -в 00:50, № 612 - в 20:05. Н тоже как-то то густо, то пусто: в 8 утра, а следующий в 8 вечера.
Смотрим, что было в 2004-м:
- № 11/12 Москва - Луганск (22:30 - 06:33 (Елец) - 14:02 (Валуйки)) - средняя скорость 49,4 и 44,3 км/ч на рассматриваемых участках;
- № 337 Москва - Донецк (20:25 - 05:24 - 14:17) - скорость 42,3 и 37,7 км/ч.
- № 657 Старый Оскол - Валуйки (09:07 - 12:27 - это время на весь участок);
На участке от Касторной до Старого Оскола был еще поезд Воронеж - Симферополь. Собственно же через Валуйки проходило еще несколько поездов, в том числе № 385/386 Мариуполь - Воронеж, № 489/490 Одесса-Челябинск, № 371/372 Одесса - Уфа (ходили по дням), а также сразу несколько составов в одном графике в Сибирь из Симферополя, в том числе в мой родной № 252 Иркутск (а еще № 258 Красноярск, № 254 Новосибирск и № 280 Челябинск). Плюс Харьков - Ташкент № 395/396. Харьков - Тамбов - № 305/306, Харьков - Свердловск № 327/328, Киев - Астана № 397/398. Ну и на закуску поезд, имевший самый протяженный маршрут в СССР - № 53/54 Харьков - Владивосток.
А сейчас... Вот:
Остались белгородские поезда из Москвы, но они лишь до Старого Оскола. Есть электричка от Ельца до Касторной. А на участке от Касторной до Старого Оскола есть ускоренные электрички из Воронежа до Белгорода, и то они не ежедневные.
Так что, действительно, Валуйки - это прямо мега узловая станция из прошлого. Спасибо, что прочитали! До встречи!