В современном мире мобильные телефоны стали неотъемлемой частью нашей жизни. Эти устройства очень удобны в использовании и без них сложно представить нашу жизнь. Однако, иногда случается так, что человек покупает мобильный телефон, а он оказывается нерабочим или просто не подходит. Что же делать в такой ситуации?
Возврат сотового телефона – вполне реальная процедура, которую регулирует законодательство о защите прав потребителей. Если после покупки телефона вы обнаружили в нем дефекты или брак, у вас есть все шансы вернуть его продавцу, и для этого важно знать свои права. На эту процедуру отводится 14 дней, не считая дня покупки. Даже если вы потеряли товарный кассовый чек, возврат все равно возможен.
Постановление Правительства №55 также содержит перечень товарных позиций, которые не подлежат ни обмену, ни возврату. К ним относятся исправные телефонные аппараты (согласно Постановлению №1222, 81), которые входят в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену (см. №11). На основании Постановления №924 п.6 такие товары относятся к категории наиболее сложных устройств. Поэтому возврат такого телефона невозможен.
Основания по закону о защите прав потребителей
**Основная проблема, возникающая при возврате телефона, связана с недостаточной правовой грамотностью и незнанием Закона о защите прав потребителей (далее – Закон).** Поэтому многие покупатели не знают, в каких случаях они могут потребовать возврата денег за телефон или его обмена на другое устройство. В свою очередь, продавцы магазинов также могут допускать нарушения, которые дают основание для отмены сделки-продажи и начала проверок со стороны контролирующих органов.
И первым, и вторым следует обратить внимание на то, что телефоны входят в перечень товаров, которые не подлежат обмену, если они находятся в рабочем состоянии и не имеют дефектов. Это означает, что их нельзя поменять на основании:
Ст.25 – обмен в течение 14 дней на аналогичный товар или возврат денег из-за отсутствия устройства для обмена;
Ст.26.1 – такие же действия для покупок в интернет-магазине, только в течение 7 дней.
Этот перечень был принят в 1998 году, когда в список покупок, не подлежащих обмену, были добавлены технически сложные устройства. И если возникали вопросы и сомнения, считать ли телефон таковым устройством, то в 2011 году перечень был дополнен другими товарами, которые:
Имеют сенсорные экраны;
Используются для беспроводной связи бытового назначения.
В совокупности наличие минимум двух характеристик не позволяет осуществить возврат телефона. Он является технически сложным устройством и используется для реализации беспроводной связи, которая предназначена для бытовых нужд.
Для обмена остаются основания, предусмотренные статьями 8-10, 12 и 18 Закона. Они дают возможность вернуть телефон, если:
Были нарушены права потребителя на информацию о покупке (статьи 8-10, 12);
В телефоне обнаружена неисправность или дефект.
Каждое из оснований требует предоставления доказательств со стороны покупателя.
- Ненадлежащее качество мобильного аппарата
Если в телефоне были обнаружены недостатки, покупатель имеет право потребовать:
- Заменить его на аналогичный телефон;
- Предоставить телефон другой марки с перерасчетом стоимости;
- Уменьшить цену покупки;
- Провести ремонт за счет магазина;
- Вернуть деньги за телефон.
Эти права сохраняются за покупателем в том случае, если при покупке продавец не сообщил о недостатках и дефектах, которые стали причиной возврата.
Магазин имеет право направить телефон на экспертизу до принятия решения. Вывод специалиста о причинах неисправности или возникшего дефекта станет основанием для отказа или удовлетворения требований покупателя. Законодатель предоставляет продавцу 30 дней на проведение экспертизы.
Порядок устранения недостатков определяется положениями договора купли-продажи. Если выполнить эти условия не представляется возможным, стороны могут заключить дополнительное соглашение. Отсутствие комплектующих запчастей для ремонта не является основанием для продления срока устранения неисправности и не оправдывает затянувшийся возврат телефона.
- Без уважительной причины
Намерение вернуть телефон без уважительной причины может быть связано с тем, что аппарат не подошел по цвету, размеру, форме или другим характеристикам, хотя сам телефон работоспособен и не имеет дефектов. Нередко покупки делаются под влиянием сиюминутных желаний, и такое приобретение может оказаться необдуманным. Осознание приходит позже, когда необходимо подсчитывать семейный бюджет.
Вернуть такой телефон можно в следующих случаях:
- Если магазин лояльно относится к постоянным покупателям.
- Если возможность возврата была заранее оговорена.
- Если купленный телефон оказался контрафактным.
- Если были нарушены права потребителя на информацию.
Первые две причины зависят от политики продавца, который может предоставлять дополнительные возможности для покупателей. Лояльное отношение к постоянным клиентам можно встретить не только в крупных торговых сетях, но и в обычных магазинах.
Более подробную информацию о том, можно ли вернуть телефон в магазин, если он не понравился, вы можете найти в специальной статье, подготовленной нашей редакцией.
Контрафактный телефон означает, что он был завезен в страну нелегально, и его реализация официально запрещена. Однако это не мешает продавать такие устройства из-за высокой маржи на них. Определить, является ли мобильник контрафактным, можно по его регистрационному номеру и проверке IMEI по онлайн-базам.
Доказательством нарушения прав потребителя на информацию может служить документация к телефону. Она может быть на иностранном языке или русифицированным документом небольшого размера, в котором отсутствует переведенная книжка с подробным описанием устройства и инструкцией по его использованию. Это дает основание для возврата покупки на основании статей 8-10 и 12 Закона.
- В течение какого срока товар подлежит обмену
7 и 14 дней возврата устройства, которое находится в надлежащем состоянии, возможны только в том случае, если суд или магазин:
Руководствуются положениями статей 25 и 26.1 Закона.
Считают телефон товаром, который можно обменять.
Однако, не стоит полностью полагаться на это, так как такой подход встречается все реже из года в год. Неисправный телефон можно обменять в течение 15 дней, если дефект незначительный, или в течение всего гарантийного срока, если:
В нем обнаружен существенный недостаток;
Сроки устранения дефекта нарушены;
Если в течение одного гарантийного года устройство ремонтировалось более 30 дней.
Максимальный срок ремонта, который допускает законодатель, не должен превышать 45 дней. Исключение – продавец и покупатель заключили дополнительное соглашение, которое допускает продление времени на устранение неисправности. Эти 30 дней на ремонт в течение одного гарантийного года могут быть не одним сроком. То есть, если потребитель отдавал мобильник на ремонт в течение этого срока дважды, и на устранение недостатков понадобилось 15 и 16 дней соответственно, он имеет право на обмен или возврат денег.
Возможные причины возврата телефона надлежащего качества
Законодательство позволяет вернуть телефон в магазин в течение 14 дней с момента его покупки.
Однако для возврата товара надлежащего качества необходимо соблюдать определенные условия: телефон должен быть в неповрежденном состоянии, с сохраненными пломбами, бирками и маркировкой, а также в полной комплектации.
Смартфон является сложным техническим устройством, поэтому его можно вернуть, если в нем обнаружены дефекты, которые не могут быть устранены.
- Если не понравился визуально – не подошел фасон, цвет, габариты, форма
Позиция о том, что мобильный телефон является сложнотехническим товаром, не является общепризнанной среди всех судов. Поэтому в некоторых случаях можно вернуть телефон в магазин, если он не понравился. Однако в таких ситуациях потребуется обратиться с иском в судебные органы.
Субъективные причины возврата описаны в Законе о защите прав потребителей (ЗОПП). В положениях закона указано, что право на возврат непродовольственного товара допускается, если:
- не подошла цветовая гамма;
- неудобные габариты;
- не соответствует ожиданиям;
- недостаточная комплектация;
- другое.
Правила, прописанные в Постановлении Правительства №55, указывают, что поменять или возвращать деньги за качественный продукт нельзя, если основаниями выступают субъективные факторы.
- Не устроили технические данные – функционал, комплектация, скорость работы
Купить телефон и вернуть его в магазин в течение нескольких дней после покупки по причине неудобства или несоответствия стилю – это регулируется Законом о защите прав потребителей (ЗОПП). Однако, в действующие правила этого закона не включены смартфоны, которые занесены в реестр сложнотехнической продукции.
На такие товары, как смартфоны, устанавливается гарантия, в течение которой можно сдать или обменять телефон, если будут обнаружены какие-либо дефекты или неисправности.
- Предоставление магазином неполной или неактуальной информации о продукте
Единственным случаем, когда можно вернуть телефон в течение 14 дней по причине личного неудовлетворения товаром, является ссылка на предоставление неверных сведений о продукте. В соответствии с пунктом №2 статьи №10 Закона о защите прав потребителей, работник организации обязан проинформировать клиента обо всех характеристиках телефона. Если информация предоставлена не в полном объеме, то покупатель вправе вернуть деньги – согласно пункту 1 статьи №12.
Если есть доказательная база, включая показания очевидцев, о том, что при продаже гражданин опирался на свойства продукта, то товар можно вернуть. При этом продавец указал некорректную информацию, а инструкция от производителя представлена на иностранном языке или имеет краткое руководство.
Права потребителей на возврат
Закон, который защищает интересы потребителей, предоставляет им широкий спектр прав. Вот основные из них, которые следует учитывать при возврате телефона:
- Право на информацию: если информация на упаковке телефона отсутствует, потребитель имеет право доказать свою правоту и вернуть устройство.
- Право на обнаружение недостатков: согласно статье 18, потребитель имеет право обнаружить определенные недостатки в потребительских характеристиках товара.
- Право на устранение недостатков: по статье 20, продавец обязан устранить недостатки, обнаруженные в телефоне.
- Право на замену телефона: если качество телефона не удовлетворяет потребителя, он может потребовать его замены (статья 21).
Таким образом, каждый потребитель обладает множеством прав, которые могут быть реализованы в случае возникновения спорных ситуаций при покупке телефона.
- Условия возврата
Осуществить возврат исправного телефона в течение 14 дней невозможно. Единственное, что может сделать покупатель, это потребовать заменить устройство на другой образец той же модели.
Что касается современных смартфонов, то их можно вернуть только в случае обнаружения брака, который не связан с действиями самого покупателя. Серьезность дефекта не имеет значения. Это может быть:
- Брак, возникший во время производства и касающийся внутренней начинки изделия (различных схем, плат, дисплея).
- Повреждения, образовавшиеся на корпусе телефона.
- Неисправность, связанная с программным обеспечением.
Соответственно, вернуть телефон можно даже в случае наличия небольшой царапины на корпусе, которая портит внешний вид, или некорректного изображения какого-либо символа на дисплее.
- Обмен/возврат
При обнаружении неисправности, покупатель может вернуть товар или обменять его на другой аналогичный образец. Какое именно решение принять, решает сам покупатель.
Однако, следует учитывать, что обмен телефона возможен только при наличии одного из следующих обстоятельств:
- Дефект, обнаруженный в телефоне, серьезно влияет на его работу.
- Ремонтные работы, необходимые для устранения неисправности, будут длиться более 45 дней с момента сдачи устройства в ремонт.
- При повторном ремонте устройство находилось у покупателя более 30 дней.
Во всех этих случаях, покупатель имеет право на обмен телефона. Вернуть товар можно при наличии заводского брака, который невозможно устранить, а также если для исправления недостатков требуется дорогостоящий и длительный ремонт.
Пошаговые действия потребителя при возврате телефона надлежащего качества
Гражданину следует обратиться в магазин для возврата или обмена смартфона в течение четырнадцати дней после заключения договора. Это связано с тем, что на 15-й день запрос на замену телефона уже не может быть рассмотрен в соответствии с Законом о защите прав потребителей (ЗОПП).
- Мирное урегулирование
Компромисс - это наименее сложный способ урегулирования проблемы. При обращении в магазин, эксперты рекомендуют попробовать договориться мирным путем. Диалог нужно вести не с рядовым сотрудником организации, а с администратором или управляющим, так как именно они обладают полномочиями для принятия решений.
Варианты обмена или возврата телефона надлежащего качества актуальны для крупных торговых точек. Небольшие магазины или дистанционные площадки, как правило, отказывают. В этом случае, нужно обратиться с заявлением на замену, а не с претензией на возврат. Продавцы не любят возвращать деньги, а обмен - менее болезненная тема для магазинов.
- Составление заявления – правила и нюансы\
- Формуляр гражданина;
- Название товара – модель, производитель;
- Суть обращения – обмен или возврат;
- Основания;
- Дата;
- Подпись.
Прилагаемые к заявлению дополнительные документы
Сдать телефон обратно в магазин, если он не понравился, возможно, когда удастся договориться с продавцом. В остальных случаях возврат товара осуществляется в течение 14 суток или в период гарантии. Последний вариант предусматривает получение компенсации, в том числе морального вреда.
К заявлению на возврат телефона необходимо приложить документы:
- Талон;
- Паспорт пользователя;
- Платежные документы или показания свидетелей, подтверждающие, что человек приобретал товар в магазине;
- Мобильный телефон, аксессуары и документы.
- Визуальный осмотр, проверка работоспособности и комплектации возвращаемого товара
Порядок проведения осмотра товара регламентирован статьей №474 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также контрактом, заключенным между продавцом и клиентом. В соответствии со статьей №18 Федерального закона №2300-1, магазин уполномочен принимать товар от клиента после покупки.
Проверка товара включает в себя четыре этапа:
Визуальный осмотр для выявления царапин, сколов и потертостей. Вскрытие корпуса для анализа внутреннего состояния.
Обследование смартфона на соответствие заявленным производителем характеристикам.
Проведение теста на работоспособность.
Контрольный запуск мобильника.
Проверка должна проводиться инженерами сервисного центра или представителями производителя. Эти специалисты проходят обучение и имеют опыт в тестировании сложной техники, что позволяет им выявлять скрытые дефекты.
Однако часто проверку проводят сотрудники магазина. Результаты такой проверки не дают 100% информации о состоянии телефона и не могут удовлетворить клиента. Поэтому сотрудники организации имеют право действовать только в соответствии с пунктом №1. При возникновении спорной ситуации они должны направить товар на экспертизу.
- Прием магазином мобильника и возврат денег на карту или наличными
Поступление денежных средств на счет зависит от слаженной работы всех отделов магазина – бухгалтерии, банковского обслуживания и продавцов. В среднем, зачисление средств занимает 7 суток, но этот срок может быть увеличен до 30 дней. Например, держателям карт ВТБ24 пополнение баланса осуществляется в течение 12 дней.
В зависимости от различных факторов, время возврата денег может увеличиться до месяца согласно закону. Если у гражданина есть подозрения на преднамеренное затягивание процесса, то в любой момент он может обратиться в отдел бухгалтерии организации или банк. Это позволит получить ответ по заявке и узнать точное время зачисления средств.
К сведению: если возврат товара производится в день покупки, то транзакция автоматически отменяется. Баланс пополняется в течение 2-3 часов.
Пошаговые действия потребителя при возврате телефона ненадлежащего качества
Неисправный мобильный телефон пользователь возвращает в магазин в соответствии с законом – до или после истечения 14 дней или в течение гарантийного срока. Талон на сотовый аппарат обязательно заполняет продавец. Книжку необходимо хранить минимум 2 года для решения возможных проблем в обслуживании и эксплуатации смартфона.
- Составление заявления на возврат телефона
Чтобы вернуть смартфон, необходимо правильно оформить заявление.
Для этого потребуется подготовить паспорт и внести сведения в претензию. Также нужно приложить чек или привлечь устные показания очевидцев, а также запросить материалы с камер видеонаблюдения магазина.
Документ должен быть составлен в двух экземплярах. На одном из них должна быть установлена печать организации, а другой остается у гражданина. Дата и информация об ответственном лице станут гарантией безопасности при возврате средств за телефон.
- Назначение и проведение экспертизы телефона, в случае если продавец не согласен на бесспорный возврат денег
Если в результате первичной проверки вина в поломке прибора будет возложена на гражданина, то он имеет право потребовать проведения экспертизы. Если по результатам экспертизы будет установлена ответственность производителя, то магазин должен за свой счет провести ремонт товара. Расходы, связанные с хранением и транспортировкой товара, несет организация. Если экспертиза подтвердит вину покупателя, то он должен будет компенсировать расходы.
На основании результатов проверки сервисного центра, гражданин может инициировать судебное разбирательство. Кроме того, копию результатов проверки необходимо передать в магазин для урегулирования проблемы в досудебном порядке.
- Выдача временного телефона на время проведения экспертизы и возможного ремонта
Гражданин имеет право обратиться в магазин или к представителю производителя (автосервису) с заявлением о гарантийном ремонте. После подачи претензии клиент может запросить временный смартфон на период ремонта. Решение о предоставлении временного телефона принимается, если устранение дефекта занимает более недели.
Срок предоставления временного телефона составляет 3 календарных дня после подачи заявления. Заявление составляется в магазине в двух экземплярах: один остается у клиента с отметками организации, второй передается руководству компании.
- Заключение экспертизы
При обнаружении брака в телефоне, клиент должен обратиться в магазин с соответствующей претензией и приложить талон и платежную квитанцию. Возврат денежных средств за смартфон без проведения экспертизы не осуществляется.
Для установления причины недостатка в товаре и определения виновной стороны, продукт передается специалистам АСЦ (Авторизованному сервисному центру). Срок проведения диагностики может составлять до 20 дней. На этот период клиенту предоставляется подменный телефон для уменьшения дискомфорта.
Время, необходимое для проведения экспертизы, зависит от нескольких факторов:
- замена продукта на исправный мобильник - до 20 дней;
- проведение ремонта - до 45 дней;
- компенсация за устранение дефекта у третьей стороны, запрос на возврат стоимости товара или скидки - максимум 10 дней.
Во всех ситуациях действуют общие правила:
- проверка проводится в установленные сроки;
- за просрочку периода магазин выплачивает неустойку.
Дальнейшие действия сторон договора определяются на основе результатов экспертизы.
Причина дефекта - по вине производителя или покупателя
После проведения диагностики телефона, сотрудник АСЦ составляет заключение о состоянии устройства и технических параметрах. Если основанием для экспертизы были претензии пользователя на то, что смартфон нагревается, зависает и т.п., то работник указывает на повреждения. Кроме того, прописывается возможная причина возникновения - физическое воздействие, попадание влаги, неправильная пайка материнской платы и т.д.
Экспертное заключение составляется в письменном виде в соответствии с правилами. Документ может служить доказательством в установлении виновного лица. То есть, если некачественный телефон был таковым до продажи, клиент вправе потребовать возврата денег или обмена на новый исправный прибор.
Если устанавливается вина пользователя, он обязан возместить расходы на экспертные услуги, хранение и транспортировку.
Подлежит ли телефон ремонту?
После визуального анализа, работник АСЦ производит вскрытие телефона для исследования внутренних механизмов.
В процессе обследования определяется:
- воздействие воды;
- наличие посторонних предметов;
- устанавливается вероятность повреждения в результате ударов или падения;
- Flesh-Card проверяется на вирусы;
- АКБ изымается и тестируется на емкость и питание.
Используются инструменты:
- увеличительное стекло;
- пинцет;
- микронасадки на отвертку;
- помпа;
- другие приборы.
По результатам устанавливается, подлежит ли телефон ремонту. Если да, то смартфон отправляется в отдел по восстановлению, если нет - возвращается в магазин.
- Проведение ремонта, обмена или возврата денег
Заявление на возврат смартфона рассматривается руководителем магазина в течение 10 рабочих дней с момента поступления претензии. Если после заключения сделки цена смартфона изменилась, то покупатель имеет право запросить пересчет стоимости, скидку или доплату. Товар, приобретенный в кредит, подлежит возврату с компенсацией уплаченных процентов.
Как ускорить процесс обмена или возврата
Можно использовать небольшую хитрость: согласно закону «О защите прав потребителей», продавец должен предоставить полную информацию о товаре. Однако, к сожалению, консультанты в магазине часто не сообщают обо всех функциях определенной модели товара, ведь их цель — продать товар.
Кроме того, в комплекте с современными телефонами обычно предоставляют не подробную инструкцию, а лишь краткое руководство пользователя. Поэтому, если вы обратитесь в магазин с просьбой вернуть или обменять товар, вы можете сослаться на то, что при покупке вам не была предоставлена исчерпывающая информация об определенных функциях товара.
Часто магазин охотнее соглашается на обмен товара. Если в магазине есть модель телефона, которая вас устраивает, то компромиссный вариант обмена, а не возврата товара, может быть наиболее простым решением проблемы.
В случае обмена на модель телефона другой стоимости, магазин произведет перерасчет и вернет разницу, либо вам придется доплатить за более дорогую модель.
Действия в случае отказа продавца на возврат телефона
Роспотребнадзор, как уполномоченный орган, представляет интересы потребителей. Если потребитель обращается в ведомство с жалобой, это становится основанием для проведения внеплановой проверки магазина. Если в результате проверки будет установлен факт нарушения закона, на магазин могут быть наложены санкции в размере до 500 000 рублей.
Еще один орган, который защищает интересы граждан - это муниципалитет населенного пункта. Оба этих учреждения принимают жалобы потребителей на нарушения со стороны организаций. Если речь идет о продаже "серых" телефонов, то заявление следует направить в прокуратуру, таможенную службу или МВД. Если досудебное урегулирование не дало результатов, можно обратиться в органы высшей власти.
- Жалоба в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор – это орган исполнительной власти, который занимается защитой интересов потребителей. В каждом регионе России есть подразделение этого органа, и действия его сотрудников регулируются одним законом – ФЗ №2300-1.
К Роспотребнадзору можно обратиться, если вы столкнулись с нарушением нормативных положений, например, если сломался телефон, а магазин отказывается возвращать деньги или ремонтировать его.
Существует несколько оснований для подачи жалобы в Роспотребнадзор на данную тему:
- выявлено правонарушение в сфере защиты прав потребителей (ЗОПП);
- в договор включены условия, которые противоречат законодательству РФ, например, уменьшен период возврата телефона магазином.
Вопросы, связанные с защитой прав потребителей, входят в сферу влияния Роспотребнадзора, но орган занимается только установлением фактов и привлечением к ответственности. Чтобы решить проблему со сдачей смартфона, нужно обратиться в отделение с претензией.
Дополнительные способы отправки заявления:
- почта России;
- веб-страница учреждения;
- единый портал госуслуг (требуется регистрация).
Срок рассмотрения обращения, независимо от выбранного способа подачи, составляет 30 дней с даты получения претензий.
- Обращение в суд
В случае отказа в удовлетворении претензии или если вам навязывают незаконные способы урегулирования ситуации, вы имеете право обратиться в суд. В 2020 году был окончательно решен вопрос о принадлежности телефона к сложнотехническим товарам. Однако, органы высшей власти часто становятся на сторону потребителя, особенно если выявлен факт предоставления неверной информации о продукте.
При подаче искового заявления, вы должны быть готовы к тому, что дело может быть удовлетворено или вам откажут. Государственная пошлина за рассмотрение дела не взимается, поэтому при инициации судопроизводства вы теряете только время.
Сроки для возврата телефона потребителем по закону
Согласно законодательству, возврат телефона в течение 14 дней возможен в большинстве случаев. Однако продавец может установить более длительный период для обмена товара. Эта информация должна быть указана в договоре. Уменьшить данный срок продавец не может.
Если мобильный телефон находится на гарантии, но сервисный центр не смог устранить дефект, то устройство также подлежит возврату в магазин.
То же касается ситуации, когда аппарат находится в ремонте более месяца в течение календарного года. В этом случае сроки возврата соответствуют гарантийному периоду, а при его отсутствии составляют не более двух лет.
Отличие возврата сенсорного телефона от обычного устройства
Согласно постановлению правительства РФ №924 (пункт 6), сенсорные и кнопочные телефоны относятся к категории технически сложных товаров. Возможность возврата этих устройств может зависеть от особенностей поломки, так как сенсорные телефоны имеют больше причин для неисправностей, и их причины могут быть сложнее определить.
Если возникает спор, экспертиза проводится за счет продавца.
Дополнительные вопросы
- Если телефон куплен в интернете
С интернет-магазином действуют такие же правила, как и с обычным торговым объектом: можно вернуть телефон в течение 14 дней только в том случае, если он оказался неисправным или некачественным. Однако, сроки возврата значительно различаются. Отказаться от заказа можно в любое время до момента его получения. Если речь идет об отказе после получения, то сделать это можно в течение 7 дней (согласно Закону о Защите прав потребителей, ст. 26.1 п. 4). Продление этого срока может быть до 3 месяцев, если информация об этих рамках и порядках не была предоставлена продавцом изначально.
Таким образом, возврат сотового телефона в течение 14 дней - это процесс, который возможен, но не всегда. Актуально поднимать эту тему в случае, если гаджет имеет существенные неисправности. Если же он просто не подошел покупателю, действия по его возврату или обмену технически не могут быть осуществлены.
- Можно ли вернуть телефон в магазин, если он не понравился
Каждый покупатель имеет право свободно вернуть телефон в магазин, если он ему не подошел, на основании 26-го пункта Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП). В этом пункте указано, что потребитель может обменять или вернуть товар надлежащего качества, если он не входит в список невозвратных товаров и не подошел потребителю по цвету, комплектации, форме или размеру.
Срок возврата не может превышать 14 дней с момента покупки. Эти две недели начинают отсчитываться не с дня покупки, а со следующего дня. Например, если вы купили смартфон 12 марта, последний день для возврата - 27 марта. Если эта дата выпадает на выходной день, последний день для возврата переносится на первый рабочий день после этого выходного.
Если вам подарили телефон, но он вам не понравился, и вы не пользовались им, прежде чем вернуть смартфон в магазин, необходимо уточнить, где именно он был приобретен. Требовать обмена или возврата по закону можно только в том же магазине, где была совершена покупка. Даже если это сеть магазинов, нельзя прийти в любой из них - только по тому же адресу, который указан в чеке на покупку.
- Если гаджет куплен в кредит или рассрочку
В связи с доступностью кредитных средств и высокой стоимостью современных телефонов, многие люди приобретают их не за свои собственные деньги, а в кредит или в рассрочку. Стоит отметить, что возврат такого товара в течение 14 дней может быть затруднителен, так как потребуется собрать множество документов и сведений.
Если вы обнаружили явный брак в телефоне в течение первых дней использования (когда еще не было осуществлено ни одного платежа в банк), то необходимо незамедлительно сообщить об этом кредитору и отказаться от ссуды, вернув устройство в магазин.
Поскольку чаще всего дефекты обнаруживаются в первые дни использования телефона, последовательность действий сторон проста и понятна. Каждый ваш шаг должен быть подтвержден соответствующей документацией. После этого магазин должен вернуть банку все предоставленные средства, а вы освободитесь от кредитного бремени. Однако, если кредитная техника просто не понравилась или не подошла, вы не сможете ни вернуть ее в течение 14 дней, ни обменять.
- Что делать, если продавец нарушает закон
Если экспертиза подтверждает заводской брак телефона, но продавец отказывается вернуть или обменять его, покупателю следует написать претензию. В претензии необходимо указать:
- ФИО покупателя и его контактные данные;
- полное наименование товара;
- требование, которое четко сформулировано (на обмен или возврат);
- причину обмена или возврата;
- дату написания претензии;
- подпись.
К претензии необходимо приложить копию кассового чека.
На экземпляре претензии покупателя должна быть обязательно поставлена подпись представителя продавца.
Претензия рассматривается в течение 10 дней, после чего магазин должен дать ответ.
Если решение принято в пользу покупателя, ему должны вернуть деньги по гарантии за товар или произвести обмен на другой товар.
Если же решение принято об отказе в удовлетворении требования покупателя, он может обратиться с этой бумагой в Роспотребнадзор.
Если же и в этом случае последует отказ на возврат или обмен сотового телефона, потребитель вправе обратиться в суд.
Если продавец отказался от добровольного удовлетворения претензий покупателя, к нему будет применена ответственность, закрепленная в статье 13 Закона "О защите прав потребителей".
Заключение
Таким образом, вернуть новый телефон в магазин, где он был куплен, можно только в случае его неисправности. Если же речь идет о возврате денег или замене мобильного телефона, который не устроил по цвету, форме и т.д., то продавец имеет полное право отказать покупателю в выполнении такого требования.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!