Найти тему

Редактура своего текста — 2

Оглавление

Эта статья — продолжение темы, посвящённой саморедактуре или редактуре своего текста. Но советы из этой статьи могут пригодиться и начинающим редакторам, занимающимся чужими текстами. Вообще те, кто давно занимается писательством, обычно вырабатывают свою систему, подходящую, удобную именно им. Поэтому хочу предупредить, что мои советы не безусловное руководство к действию — «каждый выбирает по себе». Но, возможно, кто-то найдёт их полезными, а кто-то поделится своими «рецептами».

Что советуют в интернете

На многих литературных сайтах и в блогах мне встречался совет проводить вычитку художественного текста в три приёма или в три захода.

  • Сначала читать, вникая в содержание произведения, проверять логику сюжета, поступков героев, событий, соответствие их основному замыслу и непротиворечивость.
  • Второй заход — исправление стилистических погрешностей, корявых предложений, лексических ошибок, повторов, инверсии и т. д.
  • Третья вычитка — исправление ошибок орфографии и пунктуации.

С чем я не согласна? То, что текст читается, как минимум три раза — это не так страшно, особенно если автор располагает неограниченным временем. Главный недостаток этого метода в том, что кажущаяся стройной схема быстро рассыпается. Вот вы читаете свой текст первый раз и должны выявить всякие сюжетные несоответствия. А на пропущенные запятые и несогласованные окончания вы внимания обращать не будете? Это же надо делать на третьем этапе. А если попадётся предложение типа: «Зайдя в дом у меня появилась мысль», вы его, тоже, стиснув зубы, пропустите, ведь исправлять его требуется при второй читке? И повторы тоже будете игнорировать, даже если заметите? Потом, всё потом?

Ну, ерунда же получается. Точнее, обычно ничего не получается. Автор начинает исправлять те ошибки, что видит, но всё равно старается не акцентировать внимания ни на стилистике, ни на грамматике. А потом при третьей вычитке про эти когда-то замеченные ошибки забудет. А если мысль какую-то часть переделать приходит уже при проверке орфографии, что делать-то?

-2

Короче, попробуем пойти другим путём, менее трудозатратным и более рациональным.

Другой путь

Я хочу рассказать вам о системе редактуры, которую использую я. Правда, чаще при работе с чужими текстами, так как художественных произведений давно не пишу. Но и в научно-популярных книгах использую ту же систему. Думаю, советы могут пригодиться и авторам художественных книг.

Итак, с чего начать. Начинаем с самых коварных ошибок — с повторов. Для того чтобы без проблем видеть их в тексте, помечаем наиболее навязчивые слова. Как правило, это «что», «было» и местоимение «я» в произведениях от первого лица. Если вы заметили за собой любовь ещё к какому-то слову, например, «свой», то пометьте и его. Сделать это легко разным цветом сразу во всём тексте. Если вы работаете в Word, то в правом углу верхней панели найдите кнопку «Найти». Нажмите её и занесите в строку то, слово, которое хотите пометить, укажите «Во всём документе» и сразу же пометьте цветом.

-3

И при вычитке будет хорошо видно, где этих слов немного, а где много и нужно их убирать. Причём это полезно и на будущее. Стоит в паре текстов провести чистку «что» и «был», ломая голову над их прополкой и перестройкой предложений, и выработается условный рефлекс избегания этих коварных слов при письме.

-4

Вот в этом примере видна и сама редактура.

Следующий шаг в редактуре — вычитка. Да, в этом варианте не разделяем, что будем править — стиль или орфографию, а устраняем все ошибки. Читаем внимательно и вдумчиво. А если замечаем какое-то серьёзное логическое несоответствие, или возникает желание какой-то кусок переписать, то не торопимся это делать, а помечаем место и делаем примечание на полях. Вот примерно так.

-5

На верхней панели находим кнопку «Рецензирование». Нажимаем, открывается меню и выбираем «Создать примечание». Кстати, тут есть и кнопка «Исправления», но она для саморедактуры не нужна. Если её нажать, то будут видны все исправления в тексте.

Или можно завести отдельный файл: «Вставки и исправления». Указываем там страницу или главу и записываем, что надо исправить и пришедшую в голову идею.

Тут важно держать себя в руках и помнить, что идеал недостижим, а исправлять содержание текста можно до полной его невменяемости. Если в голову приходит идея каких-то глобальных изменений, то её тоже зафиксируйте, но лучше потом с ней напишите новую книгу.

Так продолжаем вдумчиво читать и исправлять стилистические, лексические и грамматические ошибки до конца текста. Вот теперь у нас чистый, грамотный текст. Мелкие логические погрешности, например, когда в начале у героя карие глаза, а в середине текста голубые, тоже можно исправить по ходу общих правок.

-6

Когда вычитка закончена, откройте файл с замечаниями или просто просмотрите примечания и задайте себе вопрос: насколько важны изменения и переделки, которые вы запланировали. Очень часто, получив целостное впечатление от своей книги, автор отказывается от многих переделок. Но если они всё же нужны, то выбранная тактика будет зависеть от степени серьёзности правок.

  1. Правки незначительные и не требуют кардинальных изменений в тексте. В этом случае места, где вы вносили исправления, пометьте другим шрифтом. Тогда при повторной вычитке вы будете редактировать их, а не всю книгу.
  2. Правки значительные и требуют не вставок, а переделки целых глав. Методика та же. Пометьте цветом исправленные куски, но потом обратите внимание на соответствие внесенных изменений тому, что уже было в тексте.
  3. Правки кардинальные и очень хочется переписать всю книгу. Не делайте этого, лучше напишите новую. Как правило, у автора не хватает духу на столь кардинальную переделку, и книга остаётся недописанной.

Завершающий шаг. Можно провести ещё одну вычитку-шлифовку и уделить бо́льшее внимание исправленным кускам. Можно отредактировать только эти куски и проверить их связки с основным текстом.

Вот и всё. Вполне можно обойтись двумя вычитками — одной углублённой, второй поверхностной или частичной. Но, как я уже сказала, это моя система. Она хорошо работает при редактуре чужого текста. Да, мне иногда хочется всё переписать, но за автора я это делать не буду. Да и автору обычно не советую. В творчестве всегда лучше сделать новое, чем много раз переделывать уже готовое, но корявое.