Часть 1. Восхождение на Эльбрус с XGuide 2020г. Заезд и первый акклиматизационный выход на Чегет 08-09 августа: https://dzen.ru/a/Zhadn4ya2Vot6hXH
Часть 2. Восхождение на Эльбрус с XGuide 2020г. Третий день.: https://dzen.ru/a/Zg-s_OXrHFJPKEeW
Часть 3.
Четвертый день, 11.08.2020 года, как принято, начался с подъема и завтрака.
Погода была в целом не плохая, скорее немного мрачноватая. В этот день по плану восхождение до скал Пастухова. Оделись и двинулись вперед.
По-тихоньку в спокойном режиме, сначала толпой, а дальше, как больше стало снега, выстроились друг за другом и пошли в гору. Тут и пошла наука альпинизма на собственной шкуре, как двигаться в непривычных пластиковых ботинках, взятых в прокат, как пользоваться палками, как крепить снаряжение, чтобы не мешало в пути, как держать ледоруб и так далее. Кто-то с непривычки оступался, кто-то даже падал. Гиды сразу указали, чтобы участники передвигались осторожнее и следили за правильной постановкой ног при движении, так как двигаясь в альпинистских ботинках, расстановка ног становится немного шире.
Около 10 часов сделали еще остановку.
Отдохнув 10-15 минут, снова двинулись вперед, монотонно шагая друг за другом. Через минут 50 настало пора надеть кошки. Снова привал. Идти было жарковато, поэтому я снял мембранную куртку и дальше пошел уже без нее. На привале одели кошки и двинулись дальше.
В горах безопасность стоит всегда на первом месте. Хоть солнышка видно не было, но снег хорошо отражает свет и без очков идти не комфортно, поэтому очки и крем от солнца обязательный атрибут в горах.
Дойдя до скал Пастухова на высоте 4550-4700 м. снова перерыв, фотографирование и спуск.
На спуске очередная наука: двигаться лучше не по прямой, а зигзагом. Ноги на спуск работают по другому, и нагрузка на них немного другая.
Затем опять учения: отработка самозадержания при срыве на крутой скользкой поверхности. При обладании необходимыми навыками, сорвавшийся альпинист может задержать себя на склоне до того, как наберет большую скорость, поэтому и отрабатывали. Как падать, как врубать ледоруб, как располагать ноги при срыве, все объяснялось гидами и все движения отрабатывались на практике. А все движения надо оттачивать на практике, просто теория в альпинизме не работает.
При акклиматизационном выходе стало понятно, что не так все и просто. Что подъем в горы не сравниться ни с ходьбой по открытой местности, ни с ходьбой по лесу, что это особый вид активности. Но я за этим в горы и пришел, чтобы все прелести этой активности и испытать. После акклиматизационного выхода пришлось распрощаться с парой участников, которые почувствовали себя плохо. И на следующий день они покинули группу.
Потом спуск в базовый лагерь, ужин и отбой. Ночью, после акклиматизационного выхода, побаливала голова. Также болела и днем 12 августа. Не критично, но определенный дискомфорт был.
Следующий день 12 августа был днем восстановления и отдыха. В ночь с 12 на 13 августа был запланирован штурм. Утром организованный завтрак в 2 захода. Еда всегда разнообразная и достаточная. Гиды организовали своеобразную зарядку и игры на открытом воздухе.
Потом время для фотографий, игр в карты, которые проходили в местной столовой (на фото сверху прямо), общений и обсуждений о предстоящем штурме.
После обеда прошла еще одна тренировка о действиях в связках и группах на склонах гор. Для отработки навыков протянули своеобразные перила вдоль бочек и отрабатывали различные навыки; особенности пристегивания карабинов к перилам, которые потом пришлось проходить на Эльбрусе, отрабатывали навыки движения в связке, особенности завязывания узлов и так далее.
Вечером всем объявили, что на штурм можно идти весь путь пешком, а можно часть пути проехать на ратраке, примерно 500м. и дальше пешком. Итого будет 2 группы одна выйдет раньше и весь путь пройдет пешком, другая выйдет позже. Вот тут и настал серьезный выбор когда идти, хватит ли сил на то, чтобы дойти до вершины с приюта "Бочки" или проехать какую-то часть на ратраке. Стоимость ратрака 5000 рублей (сейчас уже на официальном сайте 8-10 тыс.рублей).
После долгих мук выбора я решил ехать часть на ратраке, как и многие другие. Так что после ужина составили список, кто в какой группе идет и отбой в 5 часов.
Сразу же никто не уснул, а кто-то и просто дремал. Штурм совсем скоро...
Итак в 23 часа подъем и ранний завтрак и сбор. Первая группа уже ушла, мы пошли второй группой. В 00 часов мы выдвинулись на штурм.
До ратрака идти пришлось еще час. Перед ратраком все одели кошки. Гиды подошли к каждому и проверили надежность одетых кошек. После проверки погрузка на ратрак и в гору. Поездка на ратраке заняла совсем не много времени. Фактически от скал Спасателей до скал Пастухова это примерно подъем на высоту 500м., куда и ходили на акклиматизационный выход.
После остановки ратрака все высадились и опять продолжили пеший маршрут змейкой друг за другом. И тут начались мелкие неприятности. Сразу же сложилась одна моя треккинговая палка. Видимо перепад температур оказал воздействие на зажим одной секции палки, пришлось ее на ходу подтянуть.
Потом через какое-то время стал с перебоями работать налобный фонарь. Так что какое-то время я шел под светом фонарей впереди идущих людей. И так шаг за шагом вверх. Сверху и снизу в гору ползли такие же как наша змейки из людей с налобными фонариками.
Примерно в 4:15 мы только сделали первый привал, чтобы отдохнуть и попить горячего чая. Конечно было холодно, руки без перчаток и верхонок моментально замерзали. Это было начало "Косой полки".
Через несколько минут отдыха, снова в путь. По "Косой полке" идти получше, но усталость, мороз, приличный ветер и высота дают о себе знать. "Косая полка" тропа, идущая по склону вверх по диагонали справа на лево. Здесь есть опасность соскользнуть вниз на ледовые сбросы. На тропе во время пути фотографировать не получается, так как опасность сорваться велика и не время для съемок.
Даже на привале фотографировать с фотоаппарата или мобильного телефона очень стрёмно. Во первых холодно - руки сразу замерзают. Во-вторых - не хочется уронить фотоаппарат в бездну, он сразу покатится по склону и обратно не вернётся. В третьих: все эти манипуляции рискованные, на ходу одной рукой не снимешь - опасно, поэтому экшн-камеры и пользуются популярностью для таких записей. У меня к сожалению такой аппаратуры не было.
На седловину, на высоте 5350 м. я пришел измотанным. Хотелось лечь на снег и поспать пару часиков. И вообще ничего не хотелось. Но впереди стоял выбор идти дальше или нет, поскольку дальше был еще один опасный участок: очень крутой подъём с седла на вершинное плато западной вершины Эльбруса. Участок крутой, на нем было мало снега. По этому участку приходится подниматься по плотному фирну (очень твердый снег), зубья кошек плохо входят в него и можно соскользнуть вниз (что часто и бывает у тех кто не берет ледоруб). Участок этот также идет по диагонали слева на право. На этом участке была навешена веревка (так называемые в альпинизме "перила"), потому что в этом месте тропа наиболее крутая и опасная. И этот крутой подъем тоже настораживал, а сил казалось вообще мало. Ведь еще надо спускаться, а на это тоже надо силы. Как показывает практика срывы в большинстве происходят на спуске, когда физических сил уже не остаётся и тогда альпинисты и допускают ошибки, приводящие к трагедиям. Вот такая борьба и происходила: а смогу ли дойти до вершины здесь, а хватит ли сил дойти обратно, ведь ратрак уже сюда не доедет, а как объяснить родным, что я не дошел.
Решение предстояло принять единолично, для себя, учитывая состояние своих сил и возможностей. Решил, буду идти потихоньку, контролировать дыхание, которое здесь на высоте надо делать глубже и чаще. Холодно там мне не было, замерзали только пальцы рук, остальному телу было более менее комфортно. Основное препятствие было сильная усталость. Но дальше наверно сработали волевые качества. когда ты думаешь, что твои силы кончились, тогда работает воля.
Решил и пошел. По-тихоньку. Небольшими группами. Перестегивая карабины по перилам ползли, все кто решился, вверх.
Как потом оказалось, для некоторых это была их вершина на этом восхождении.
Дальше, по пути наверх, у кого-то сверху видимо сорвался рюкзак и покатился вниз к седловине. Еще дальше, уже повыше, кому-то стало плохо у перил из другой команды. Человек согнулся и сидел на коленях. С ним рядом видимо стоял их гид, и знаками уверил нас, что все в порядке, показывал, чтобы мы перестегивались, обходили их, снова встегивались и двигались дальше, не задерживая поднимающихся снизу других людей.
А преодолев этот участок, примерно в 9:15 пришло время 5 минутного перерыва. Все завалились на снег и стали набираться сил для следующего рывка. Который казалось совсем рядом. А ветерок дул приличный, хоть и светило солнышко, но оно как то не грело.
Потом, через какое-то время дали еще один привал на 5 минут. До вершины осталось не долго.
Осталось преодолеть путь на вершину. А вот оставшуюся часть многие шли так: пять шагов вперед, полминуты стоишь, чтобы сделать еще пять шагов. У каждого эти интервала были разные. Подготовленные, конечно шли равномерно, но медленно. Кто шел с вершины подбадривал идущих вверх, а я в ответ поздравлял их с вершиной. Потому как вершина была видна, а вот учитывая мой темп, идти пришлось прилично. Вот я лично и узнал, почему так на вершине тяжело.
Я потом смеялся и говорил, что мы на вершину шли как зомби. Вот именно так, как в классическом фильме Д.Ромеро "Ночь живых мертвецов" передвигались живые мертвецы, так и к вершине двигались многие восходители, медленно. А потом, через год, я увидел передачу с врачом Александром Мясниковым, который в 2021 году взошел на вершину Эльбруса, и в передаче так тоже выразился, что к вершине они шли как зомби.
Вот здесь меня застала еще одна неприятность. При приближении к вершине, солнце находилось с левой стороны от меня и упорно светило мне в левый глаз, так сильно, что стало больно глазу. Очень больно, до рези. Вот маленькая щелка, где маска не плотно прилегала к лицу, откуда солнечные лучи попадали в глаз и доставило мне неудобство. На вершине солнце светит особенно ярко и дополнительно отражается от поверхности чистого белого снега, как от зеркала, возникает ожог роговой оболочки, что называется снежной слепотой. Так-же снежной слепотой называют временную потерю зрения от раздражения глаз вьюгой, метелью, когда снег буквально залепляет глаза. Но снег мне в глаза не попадал, а вот солнышко умудрилось попасть лучами в глаз. Ультрафиолет выжигает сетчатку, а в горах УФ-излучение сильнее, т. к атмосфера тоньше. Из-за сильной рези в глазу я закрыл левый глаз, и поглубже выдвинул левую часть капюшона, чтобы больше прикрыть левую сторону лица. И для себя сделал выводы, что для сбережения глаз надо брать лыжную маску с более темными стеклами, а не как у меня со светлым фильтром и следить, чтобы маска плотно прилегала к лицу, не допуская солнечных лучей к сетчатке глаза. И поэтому многие говорят, что очки на восхождение должны быть со шторками.
Предприняв меры к недопущению солнечных лучей к глазам, боль утихла, а потом прошла. И на том спасибо!
И вот в 10:30 я на вершине Эльбруса.
Делать фотографии на вершине оказалось не так и просто. На вершине пытался сделать фотографию на мобильный телефон, а чтобы сделать снимок надо вынуть из верхонок и рукавиц руку и пальцем сделать некоторые манипуляции для снимка. Обнаженный палец сразу примёрз к экрану, что я даже испугался сначала. Мороз и ветер быстро замораживал обнаженные руки, так что долго в обнаженных руках там не постоишь. Хотя на фотографии, все выглядит солнечно и радужно.
Спустившись немного вниз, сделали общее фото на фоне вершины.
А потом еще ниже, где не так сильно дул ветер.
И вот вершина взята, теперь надо идти обратно. Вниз на седловину с опасного момента пошли в связке. И в связку я стал первым. А это большая ответственность перед людьми, которые идут сзади за тобой. Допустить срыва нельзя, пришлось еще больше следить за своими движениями, чтобы не идти слишком быстро или слишком медленно, так как все подстраиваются под впереди идущим. А от усталости у самого заплетались ноги, но ответственность и есть ответственность. До седловины дошли и там опять всем предложили ехать на ратраке. Большинство согласилось. А вот я сделал выбор иди до конца вниз самостоятельно.
Такой же выбор сделали еще два человека и с нами остался один гид и мы первыми покинули седловину и отправились вниз.
Далее предстоял долгий путь вниз до приюта "Бочки". Погода стояла все таки хорошая, а чем ниже спускался вниз, тем состояние улучшалось, хоть усталость все таки была приличная. А на спуске оказалось, что наш гид вместе с одним из участников очень быстро двигаются, а мы вдвоем как ни старались все таки отставали и довольно прилично. Я пытался увеличить темп, но с непривычки двигаться в альпинистских ботинках и кошках сразу зацепился кошками за гамаши и упал. Благо не покатился по склону, а упал вперед себя на тропу. И сказал себе : "Стоп!" - здесь торопиться нельзя, это не гонки. И уже дальше пошел в своем ритме, не торопясь. Гамаши естественно порвал в нескольких местах. Это еще один урок, который я получил. Не торопись в горах, это Ваша безопасность!
Периодически гид заходя вперед ждал меня, но потом я сказал, чтобы меня не ждал и что дальнейший маршрут до приюта "Бочки" дойду сам. На том и порешили. Они вышли вперед в своём ритме, я пошел в своём ритме.
А потом меня ждал долгий спуск с горы, в моем неторопливом стиле.
В приют "Бочки" я пришел примерно в 14:40. И тут оказалось, я пропустил мимо ушей, что верхняя канатка закрывается в 15 часов и больше вниз не едет. Пришлось быстро переодеваться и собирать все свое имущество в скором темпе. Я уже опаздывал, но гид Илья Архипов терпеливо меня ждал и договорился, чтобы канатную дорогу не закрыли, пока я не спущусь. Так что спасибо Илья за твое терпение!
Затем мы со всем своим имуществом и мусором отправились вниз по канатным дорогам, а после в гостиницу "Юсенги", где сдали прокатное снаряжение.
Уже в гостинице обратил внимание, что нос у меня сильно обгорел и вспух. В горах нос обгорел на солнце. Поэтому кремом мазать лицо на высоте обязательно и чем больше лицо закрыто, тем меньше шансов его обморозить и получить солнечный ожег. У других товарищей по подъему, кто меньше защищал лицо, оно было обожжено еще больше.
Затем вечером ужин и отбой. Награждение и праздничный ужин был назначен на вечер 14 августа. А днем 14 августа все кто хотел поехали на водопад Девичьи Косы. Но я уже был со своей семьей. С дочкой пытались пройти до водопада Девичьи Косы, но она сначала воодушевленная походом вскоре устала и идти дальше не захотела. До Девичьих Кос идти пешим маршрутом оказалось не так близко - 10 км.
Ну а вечером поздравления и награждения...
А на следующее утро, 15.08.2020 года был отъезд и трансфер до Минеральных Вод, но у меня еще было время для отпуска и мы с семьей отправились в Пятигорск, но это совсем другая история...
А что теперь? А теперь снова хочется в горы....