В нашей стране потихоньку назревает кадровый голод. Причем не только среди шофёров, но и классических «заводских» специальностей. Сварщиков, токарей и т.д.
Насколько все грустно?
Если верить статистике то 5 лет назад, дефицит водителей составлял 15%. Сейчас он составляет уже 21%. И тенденция четко намечена.. Но что такое 15 - 20%? Вроде бы немного, но если посмотреть на статистику по количеству, то масштаб проблемы станет гораздо яснее. За 2023 год, нехватка водителей-дальнобойщиков составила 60 000 человек!
Это внушительные цифры. И с каждым годом дефицит увеличивается. Ах да, забыл упомянуть, речь именно о водителях полноценных фур.
Однако в разных источниках цифры разные. В «Грузавтодортранс» считают, что проблема гораздо серьезнее. По их оценке, нехватка шофёров составляет 100 — 150 тысяч человек! Сказать, что это много — ничего не сказать.
Из-за чего такая нехватка?
Сразу на ум приходит версия с маленькой зарплатой. Вроде логичный довод, не так много желающих колесить по дорогам, спать и есть непонятно где за 3 копейки. Однако в Межрегиональном профсоюзе водителей заявляют, что молодежь не идет работать даже за оклад в 140 тысяч в месяц!
Отсюда можно сделать вывод, что реальные зарплаты находятся на уровне от 100 000 в месяц. Да конечно в разных регионах по разному. Но мы рассматриваем «в среднем по больнице».
Значит переходим ко второй версии, которая видимо близка к истине. Хоть зарплата и неплохая, но условия труда не самые сказочные. Работа далеко не легкая, ненормированная, постоянно в разъездах.
Это совсем не то, о чем мечтает молодежь. Да и у тех, кто не совсем глупый, есть возможность пойти в программисты или подобные профессии. А там сопоставимые зарплаты, только при этом можно сидеть дома. В тепле, комфорте, с кошкой на коленях и кружкой кофе в руках.
Да и переживаний не так много. Не боишься за груз, за машину. Не нужно посреди трассы в метель менять колесо (которое весит будь здоров).
Ну и не стоит забывать об отсутствии престижа. Если во времена СССР, шофёр это уважаемая профессия, то сейчас все не так. Теперь престижность дальнобойщика, где то на уровне токаря на заводе.
Чем грозит дефицит шофёров?
Самое очевидное — рост цен на все товары. Ведь в стоимость любого продукта в супермаркете заложена стоимость доставки. А если водителей мало, то и платить им придется больше.
Также может возрасти аварийность на трассах. Ведь грузы то возить нужно, а водителей мало → значит будут переработки и засыпания за рулем.. Плюс не стоит забывать и о возрастных водителях, которым по хорошему уже пора на пенсию. А их не могут отпустить → на их место некого ставить. А это чревато печальными последствиями.
Запасной вариант
Ни для кого не секрет, что в нашей стране трудится огромное количество мигрантов из бывших республик СССР. По идее можно было бы их привлекать в дальнобойщики. Однако не все так просто.
Среди гостей из Средней Азии много грамотных строителей. А вот водителей очень мало. Даже среди тех, у кого имеются права с нужной категорией — практически нет профессионалов. Ну вот не умеют они на фурах аккуратно ездить. Даже на разгрузку нормально подъехать не могут.
Итого
Сейчас за эту проблему взялись «на самом высоком уровне». Так что можно ожидать какие то изменения в лучшую сторону. Скорее всего уверенный рост зарплат. Ну и может быть что-то сделают с инфраструктурой, для большего комфорта в дороге.
Ну а молодежь не нужно осуждать. Это не их вина, что профессия стала не престижной. Они просто хотят комфортной и безбедной жизни, как и любой другой, нормальный человек.
А что выдумаете по этому поводу? Когда же вновь дальнобойщик обретет престиж и уважение?
Пишите свое мнение в комментариях)