Российский союз автостраховщиков заявляет, что ситуация с полисами обязательного страхования(ОСАГО) выходит из под контроля. Что происходит, и чем грозит? Давайте разберемся поэтапно.
Печальная статистика
Согласно данным, представленным РСА в России есть регионы, где подавляющее большинство водителей ездит БЕЗ страховки!
На первом месте Республика Ингушетия. Там полиса нет у 77,8% водителей! Чуть лучше дела обстоят в Чеченской Республике — 60,7% водителей без ОСАГО. Далее в списке идут Северная Осетия — 38,5% и Республика Дагестан — 34,4%.
Однако есть в нашей необъятной и такие регионы, где встретить водителя без страхового полиса — настоящая редкость. Здесь пальма первенства у Республики Татарстан — менее 1% водителей! Следующая в списке — Самарская область, с показателем в 1,6%. Ну а тройку лидеров замыкает Москва — всего 1,8%.
Если учитывать, какое количество водителей в регионах рекордсменах и «анти-рекордсменах», то конечно большинство водителей в нашей стране ездят с оформленной страховкой. Да и в целом, с каждым годом процент водителей с ОСАГО возрастает. Так что вроде все неплохо.
Однако есть подозрение, что водители чаще стали оформлять страховку не потому, что «так надо». Скорее причина в том, что на дорогах стало больше автомобилей среднего и высокого ценового сегмента. А как известно — чем машина дороже - тем дороже на нее запчасти. Плюс ко всему, за последние 2 года цены на все запчасти сильно подскочили.
Так что теперь, при ДТП можно попасть на сумму с внушительным количеством нулей. Короче говоря — дешевле купить ОСАГО. Хотя по правде сказать — всегда было дешевле купить страховой полис. Просто есть категория водителей, считающих, что они профи за рулем, и ни в какую аварию они не попадут. А раз они такие крутые, то зачем тратиться на страховку?
Но с повышением цен на «гипотетический» ремонт чужого авто, часть таких водителей все же решило не испытывать судьбу.
Где чаще всего пригождается ОСАГО
Как это ни странно, но тут лидируют те же регионы, в которых больше всего водителей без страховки. Однако распределение «призовых» мест немного отличается)
1. Дагестан — 9,3% водителей со страховкой являются виновниками ДТП.
2. Ингушетия — 8%
3. Чеченская Республика — 7,4%
Стоит так же отметить, что в среднем по стране этот показатель — 4,5%. Ну а самый минимальный показатель на Чукотке — всего 0,9%
Почему так происходит и какой прогноз
Одной из главных причин езды без ОСАГО, является его стоимость. К сожалению в регионах, где меньше всего водителей ездят со страховкой — не самый высокий уровень жизни. Не все граждане могут спокойно потратить 10-20 тысяч на полис.
И как итог получаем проблему. Даже если ты добросовестный водитель, и катаешься с полисом ОСАГО, а в тебя въезжает лихач без страховки — твой полис тебе никак не поможет. А так как большинство жителей проблемных регионов уже без полисов — это провоцирует и добросовестных, аккуратных водителей не оформлять ОСАГО. На у зачем оно им, если все равно не поможет.
А такие действия могут привести к эффекту «карточного домика», и вся система ОСАГО просто посыплется..
А как же камеры?
Первые попытки выявления водителей, без полисов с помощью камер, были предприняты еще в 2019 году. Однако до сих пор это так и осталось на уровне инициативы.
А ведь решение весьма заманчивое! И главное, оно направленно на то, чтобы добросовестные водители не переживали на дорогах. Ведь если страховка есть у виновника, значит пострадавшему точно заплатят. А большинство водителей без ОСАГО не в состоянии будут оплатить дорогостоящий ремонт. Как действовать в такой ситуации!
Но пока проект на стадии рассмотрения. И если его примут, то нововведения войдут в силу не позднее, чем через пол года. Так как фиксировать данное правонарушение может почти любая камера, установленная дорожными службами. По сути она просто предает данные в центр обработки, а уже там будут определять наличие полиса.
Но есть одно НО. Если такой закон примут, то первыми «под раздачу» попадут водители Москвы, Питера и других городов-миллионников. Ведь они уже «напичканы» камерами. А в проблемных регионах камеры расположены по большей части лишь на трассах.
Так что для решения этой проблемы придется потратиться на установку большого количества систем видеофиксации. А это немалая сумма..
Капелька дёгтя
К сожалению и у простых граждан есть немало вопросов к страховым компаниям. В интернете полно историй, когда человек попал в ДТП, страховая оценила ущерб тысяч в 20. Человек приезжает в сервис, и ему говорят, что тут не 20, тут 50 надо!
Как так происходит? Очень просто. Страховщики при оценке ущерба, учитывают стоимость самых дешевых запчастей, и цену за работы в каком-нибудь «гараже у Петровича». Но далеко не все водители так чинят свои авто. Многие ездят на своих машинах годами, и поэтому ставят качественные запчасти, да и делают это в проверенных местах.
И люди, попавшие в такие ситуации задаются вопросом. А что толку от этой страховки?
Так что на мой взгляд государству нужно бороться не только с недобросовестными автолюбителями, но и с не честными на руку страховщиками.
А что вы думаете по поводу существующей системы Обязательного Страхования? Пишите свое мнения в комментариях!