Найти тему

ПРО ВЫБОР.

Может ли пациент выбирать себе врача?
А может ли врач выбирать себе пациента?

А что насчет педагогики, в паре "учитель-ученик" возможен ли выбор или имеется только обязанность?

Давайте разбираться.

1. Чтобы не тянуть кота за органы движенья, скажу сразу в лоб. Если речь идет о жизни и смерти или о серьезной (!) угрозе здоровью - то обязанность. В остальных случаях ОБЕ стороны процесса могут иметь выбор.

Да, понятное дело, в случае госслужбы - никуда не деться, приходится взаимодействовать с тем, что дали. Ну кроме опять же случаев критичных, которые см. пункт 1.

2. Если врач работает частно, открыл свою клинику и лечит там зубы, - то его право отказывать конкретному пациенту в лечении. И никакие "клятвы гиппопотама" тут не при чем. Умирающего пациента оставить умирать - не может. Выставить за дверь хама, который орет/бьет врачу лицо/плюется/отказывается платить/лезет в личные вещи/оскорбляет/навязывает свои методы лечения - может. То же самое и с педагогом. И с любым другим специалистом, будь то сантехник или укладчик бровей.

Аналогично и в обратную сторону. Пациент может взять и больше не лечиться там, где ему хамят или, по его мнению, методы не те. И ученик может. И любой "потребитель услуги" (как бы вас ни бесила эта формулировка), начиная с клининга и заканчивая массажем стоп.

Повторюсь, если речь не идет о том, что описано в пункте 1. Если услуга "не отвечает требованиям безопасности" - это пункт 1, а не 2.

Возможность выбора - на самом деле штука очень даже хорошая. Продукт нормального здравого капитализма. Когда и к специалисту выставляются хотя бы минимальные требования (и в как таковой компетенции, и во взаимодействии с клиентом), и к клиенту (нет, он не ВСЕГДА прав).

Вот и в педагогике. Родитель, выбирая частного педагога своему ребенку, может не брать "что дают", а обращать внимание на свои личные критерии, помимо прилагаемой "корочки". Кому-то важна внешность, кому-то возраст, стиль общения. Количество пройденных курсов и сертификатов, развешанных на стенах. Регалии. Улыбка. Ее отсутствие. Всё что угодно.

И педагог может выбирать. Не брать или брать в работу определенный возраст или нарушение. Просто из соображений личного комфорта в работе, вот может нравятся кому-то малыши, а кому-то школьники, кому-то неговоряшки, а кому-то дислалики. А кто-то берет всех, ему вообще по барабану, ассортимент не велик, а деньги зарабатывать надо. И возможность выбора не отменяет того, что логопедов учили работать со ВСЕМИ категориями детей. Я сейчас не про то, чему учили, а про "нравится/не нравится".

И я порой выбираю. И меня.

МЕНЯ - проще))) Вот она я, вся как на ладони. Вот моя работа, вот мои пособия, вот так я выгляжу, вот так разговариваю. Вот, можете посмотреть мои занятия с детьми, наше с ними взаимодействие. Как методически, так и личностно.

Я же - родителя и ребенка вижу только непосредственно при первой нашей встрече. (Иногда клиенты могут отсеиваться на этапе предварительного списывания/созвона, обычно чисто по техническим моментам типа неудобства состыковки по времени/месту).

И я иногда отказываю, было дело.

Отказываю тем, кому логопед НЕ НУЖЕН. Я не хочу работать чужую работу, как и врач не обязан лечить уши, если он стоматолог. Если ребенку нужен дефектолог (олигофренопедагог), сурдопедагог, психиатр или кто угодно еще, но НЕ логопед, - я объясняю родителю, что именно с его ребенком "не так" и почему конкретному Васе при отсутствии речи надо не вызывать речь, а СНАЧАЛА заниматься вот тем, тем и тем (и куда надо идти, что проверять и делать). Если нарушение комплексное, но над речью УЖЕ возможно работать - работаю (с РАС, УО, КИ и прочими аббревиатурами тоже), как ЛОГОПЕД. Это было бы неправильно и нечестно, ящитаю, навязывать свою работу там, где она не нужна.

Иногда и сами родители отказываются, было у меня такое пару раз. Один - когда я не стала позволять (НЕ психиатрическому!) ребенку швырять мои игрушки (не единожды, а системно) и творить всякую дичь (то есть было не просто "не хочет заниматься", а прям реально неприемлемое поведение). Второй - когда с неговорящим ребенком (без инициативы к вербальному общению) я намеревалась выходить сначала на продуктивную коммуникацию и АКТИВНУЮ РЕЧЬ, а потом работать над ее техническим качеством (я всегда рассказываю родителям, в каком направлении и как мы будем работать, какие этапы и методы). Но мама не согласилась и честно сказала, что выбрали другого логопеда, который вызывает у ребенка говорение (пусть и пассивное, как попугай, по факту - эхолалию).

Всё честно и правильно.

Было ли мне обидно или неприятно? Нет, наоборот, гора с плеч, я б с такими учениками еще намучалась.

Ну и про выгорание. Было ли у меня оно, этсамоэ?

От педагогики - нет. Я люблю свою работу, она приносит мне удовольствие, тем более со временем я выстроила ее так, чтобы мне было максимально хорошо (через игру, через приятное общение, через творческий подход и реализацию себя как личность), и я не беру ОЧЕНЬ много учеников, сколько физически не потяну. Тем более что я работаю не "на отвали", особенно если ученик требует прям реально АКТИВНОГО взаимодействия с ним.

Выгорала от другой работы, от блогинга и от продаж (однажды всё-таки не смогла годами быть СИЛЬНОЙ и не справилась с тоннами хейта и горой заказов ОДНА). Но это уже а) пройденный этап, сейчас я уже не одна, у нас все хорошо и мы постепенно поднимаем упавшее, восстанавливаем ресурс; б) уже не актуально, потому что мы строим НОВОЕ. Отмершая шелуха луковицы сОма отпадет, а сердце - даст жизнь новому растению.