1,6K подписчиков

О документальном сериале Кеннета Кларка "Цивилизация" (1969)

Кадр из сериала "Цивилизация" (1969)
Кадр из сериала "Цивилизация" (1969)

Если книга Эрнста Гомбриха «История искусства» – классический образец популярного и при этом глубокого и занимательного изложения истории искусства, то подобным образцом в видеоформате является не менее классический фильм другого британского искусствоведа Кеннета Кларка«Цивилизация» (Civilization). Снятый с неслыханным размахом, этот сериал имел большой успех в Англии и США, сам Кларк получил за него титул барона, а у популярных журналистов – титул лорда Кеннета Кларка Цивилизаторского.

В тринадцать выпусков умещён рассказ об истории западноевропейской цивилизации от падения Рима до начала XX века. В первой серии, как бы обосновывая замысел всего цикла, автор скажет:

«Вся разнообразная человеческая деятельность, которую мы называем цивилизацией, была в Западной Европе уже один раз уничтожена, когда варвары подчинили себе Римскую Империю. На два века сердце европейской цивилизации почти перестало биться. Мы едва выжили. Последние несколько лет мы испытываем неприятное чувство, что это может повториться. А передовые мыслители, которые во времена Рима считали возможным мир с варварами, начали задавать вопросы: стоит ли цивилизация того, чтобы её сохранять? Поэтому мне кажется, теперь самое время взглянуть на то, каким образом человек проявлял себя как умное, творческое, дисциплинированное и способное к состраданию животное».

Интересно, с какими событиями связано появившееся именно в конце 1960-х ощущение краха цивилизации? «Холодная война»? Война во Вьетнаме? Ввод советских войск в Чехословакию? Бунт студентов во Франции? И кто здесь «варвары»?

В самой последней программе Кларк снова вернётся к современности:

«Не нужно быть молодым, чтобы ненавидеть общественные институты. Но печальный факт состоит в том, что даже в тёмные времена именно институты заставляли общество работать. А сегодня, чтобы цивилизация выжила, общество следует заставить каким-то образом работать. И в этом месте я как бы раскрываю свои истинные мысли. Я придерживаюсь убеждений, которые большей частью были отвергнуты самыми ясными умами нашего времени. Я считаю, что порядок лучше, чем хаос. Что творить лучше, чем уничтожать. Я предпочитаю доброту насилию, прощение – вендетте. Я считаю, что в целом знание предпочтительнее невежества. Я уверен, что сочувствие более ценно, чем идеология. Я считаю, что, несмотря на недавние триумфы науки, люди за последние две тысячи лет не слишком изменились, и поэтому мы должны пытаться учиться у истории. История – это мы сами. <…> Часто после разного рода отклонений, по меньшей мере разрушительных, как в наше с вами время, западная цивилизация неизменно возрождалась. Безусловно, это придаёт нам уверенность. В самых первых программах я говорил, что отсутствие уверенности более, чем что-либо, губительно для цивилизации. Мы можем уничтожать себя цинизмом, разрушением иллюзий так же эффективно, как бомбами».

А между приведёнными фрагментами будет захватывающий рассказ о четырнадцати веках, пройденных европейским человечеством, – о борьбе за выживание, о стремлении к прекрасной и лучшей жизни, о поиске истины и бескомпромиссном её утверждении, о единстве и разобщённости, о созидании и разрушении. Всё это предстанет, если так можно выразиться, увиденным в зеркале искусства. И это важно, это всё-таки история искусства, а не научных достижений или войн, но история искусства, выстроенная и поданная автором согласно своим ценностям и своему взгляду, академическому, но не равнодушно-рафинированному.

Кому-то слова Кларка о том, что порядок лучше хаоса, а сочувствие ценнее идеологии, покажутся общими местами и прописными истинами. Естественно, что всякому просвещённому человеку ближе призывы к терпимости Эразма и уединение Монтеня, чем уничтожение икон и витражей протестантами шестнадцатого века или отсечение голов «врагам народа» французскими революционерами девятнадцатого. Однако события сегодняшнего мира снова возвращают нас к этим прописным истинам, и вопросы о существовании цивилизации встают ещё более остро и болезненно, чем в конце 1960-х.

«Цивилизация» на YouTube >>

Если книга Эрнста Гомбриха «История искусства» – классический образец популярного и при этом глубокого и занимательного изложения истории искусства, то подобным образцом в видеоформате является не...-2

Если вам понравился текст, вы можете помочь в развитии канала, поставив свой лайк и подписавшись. Это, правда, ценно и мотивирует автора. Комментарии приветствуются, как и доброжелательный тон общения.

Что ещё интересного в этом блоге:

Можете подписаться также на телеграм-канал автора.