Найти тему
МК в Пскове

Нехватка педагогов в Псковской области: почему молодые специалисты не хотят работать в школе?

Профессия педагога всегда считалась одной из важнейших в обществе. Это, в первую очередь, социально значимая специальность, ведь от учителей во многом зависит дальнейшая жизнь молодого поколения, уровень их образованности и воспитания.

Но в последние годы всё меньше людей стремится выполнять эту важную миссию. Нехватка учителей наблюдается во всех регионах Российской Федерации, но в Псковской области кадровый дефицит заметен наиболее остро. Педагогов не хватает почти во всех школах города Пскова и региона. Наибольший дефицит наблюдается среди учителей физики и математики.

Особенно тяжело обстоят дела с молодыми педагогами. Различные исследования показывают, что средний возраст школьного учителя на сегодняшний день составляет 45-55 лет. Даже специально разработанная государством программа «Земский учитель» не привлекает в профессию юных специалистов. Стоит обратить внимание, что многие молодые люди заканчивают педагогические направления, но по разным причинам уходят из профессии.

    Фото: архив "МК в Пскове"
Фото: архив "МК в Пскове"

Корреспондент «МК в Пскове» пообщалась с одной из бывших студенток педагогического направления ПсковГУ.

Валентина окончила университет несколько лет назад. Девушка получила профессию учителя русского языка и литературы, но после окончания учёбы работала по специальности только год. После этого она перешла в другую сферу и в педагогику возвращаться не планирует. О причинах Валентина отзывается так:

- Не нравится профессия и то положение, в которое поставлен современный учитель - у него совершенно нет прав, рычагов влияния и защиты от современных детей и их родителей, плюс ужасно низкая зарплата, на которую нельзя полноценно жить. К тому же практически нет возможности карьерного роста. Завучами и директорами становятся не все. Опыт работы был скорее отрицательным, чем положительным, поскольку большая часть современных учеников совершенно не хочет учиться, не мотивирована, от них нет никакой отдачи.

Примечательно, что ежегодно в Псковский государственный университет на педагогические направления поступают десятки студентов - университет предоставляет молодым людям множество бюджетных мест.

Школы Пскова пытаются восполнить нехватку педагогов, приглашая на работу студентов четвёртых и пятых курсов. Однако это не помогает. Значительная часть студентов либо не планируют работать в школе, либо бросают профессию через некоторое время.

    Фото: архив "МК в Пскове"
Фото: архив "МК в Пскове"

Фото: архив "МК в Пскове"

Мы решили поинтересоваться у студентов педагогических направлений 2-4 курсов, есть ли у них желание работать в школе (всего было опрошено 30 человек). 46,7% опрошенных ответили, что никогда не планируют становиться учителями. Причиной студенты называли низкие зарплаты, огромную нагрузку и отсутствие карьерного роста. Некоторые респонденты отметили несовершенство системы образования. Кто-то ответил, что чем больше он учится в университете, тем больше у него пропадает желание идти работать в школу.

Однако, несмотря на все негативные факторы, всё-таки встречаются студенты, которые идут работать в школу, взваливая на себя такую серьёзную задачу, как совмещение тяжёлой работы с учёбой.

Корреспондент «МК в Пскове» встретился с некоторыми из них и задал несколько вопросов об опыте работы в школе.

-3

Ульяна работает учителем математики с сентября 2023 года, но в мае планирует увольняться. Надежда также почти год проработала учителем русского языка и литературы, но ушла из-за большой нагрузки в университете.

- Какие ты видишь плюсы и минусы в профессии педагога?

Ульяна: Из плюсов - работа с детьми разнообразная. Никогда не знаешь, как пройдёт день с ними. Из минусов - опять же, дети. Они хаотичны. Шум, гам и веселье не всегда хороши. В школе надо показать детям, что нужно учиться.

Надежда: Из положительного я бы выделила многое. Во-первых, это администрация школы, которая идёт тебе навстречу, старается помочь всем, чем может. Во-вторых, отдача детей, которых обучаешь. Ты видишь, как они стараются овладеть новыми знаниями, взрослеют на глазах. Наблюдать, как росточек в каждом их сердце начинает со временем крепнуть и расцветать, дорогого стоит. Омрачает иногда этот труд чрезмерная нагрузка. Ведь, когда ты хочешь сделать процесс обучения более интересным и полезным, приходится тратить на это большое количество времени. А это еще мы не забываем про ежедневную проверку тетрадей.

- Планируешь ли ты в будущем продолжать работать в школе?

Ульяна: 50/50. Пока не могу сказать наверняка. Точно знаю, что ближайший год отдохну от школы и займусь чем-то другим.

Надежда: Как сложится в дальнейшем моя жизнь, я не предполагаю. Но могу с уверенностью сказать, что опыт в преподавании помог мне осознать одну важную вещь. В какую бы ситуацию тебя не забросила жизнь, решение можно найти всегда, главное не опускать руки.

- Среди твоих одногруппников есть те, кто даже не собирается работать в школе? Почему?

Ульяна: Таких много. Они не видят себя в роли учителя, не хотят работать с детьми, не понимают, что это такое. Зарплаты маленькие, мотивации нет, а работы много. Посмотрим, как будет развиваться образование в дальнейшем, но на сегодняшний день дела не очень.

Надежда: Определённо среди моих одногруппников есть те, которые не собираются связывать жизнь с преподаванием. И это их выбор. А почему так сложилось, могу лишь предложить, что не каждый готов брать на себя, как говорится, бремя волонтерства.

- Поддерживают ли преподаватели и руководство университета твою работу?

Ульяна: Далеко не все. Одни считают, что опыт - это хорошо. Хотя большинство против. Преподаватели хотят, чтобы студенты учились и получили полноценное образование.

Надежда: Некоторые преподаватели поддерживают мою деятельность, вселяя уверенность, сея в тебе мысль: «Ты будешь хорошим учителем. У тебя все получится».

-4

- Сейчас всё меньше молодых специалистов идут работать по профессии. Как ты думаешь, с чем это связано?

Ульяна: Учитель - профессия очень тяжёлая. Во-первых, постоянная работа с детьми. Она не для всех. Во-вторых, никакой мотивации. В-третьих, много обязанностей, навязанных обществом. «Учитель должен воспитать полноценную личность, учитель должен дать знания, необходимые для жизни...». В-четвёртых, сейчас учителя не уважают. Ни взрослые, ни дети. Родители вообще думают, что им все в школе что-то должны. Сами заниматься со своими детьми они не хотят.

Надежда: Я думаю это связано с тем, что наша система образования требует улучшения не в плане добавления дополнительной документации, а в облегчении труда преподавателя. Ведь как бы громогласно это не звучало, но оплата нашей деятельности несоизмерима с колоссальными усилиями, которые вкладываем в подготовку уроков.

- Как ты думаешь, есть ли вообще у профессии будущее?

Ульяна: И да, и нет. Я думаю, скоро не будет школ в привычном понимании, а репетиторы и дистант заменят обучение. Всё можно изучить самому, на дому в доступном формате, а если что-то неясно, то всегда можно обратиться к репетиторам.

Надежда: Определённо у профессии учитель есть будущее! Хотя мы можем заметить засилье новых технологий в образовании, но разве может кто-то со мной не согласиться в том, что никакая цифровая технология не заменит теплого и ободряющего разговора со своим учителем.

Как мы видим, сейчас профессия учителя не так востребована на рынке труда, как это было, допустим, еще 20-30 лет назад. Нехватка педагогов с каждым годом становится всё острее - студенты заканчивают педагогические направления, но не спешат работать в школе.

-5

Однако региональные, и федеральные власти работают над повышением престижа профессии.

Так. президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию поручил с 1 марта 2024 года увеличить в два раза федеральную выплату классным руководителям и кураторам колледжей и техникумов в малых городах. Речь шла о населенных пунктах, где живут менее 100 тысяч человек.

Кроме того, губернатор Псковской области Михаил Ведерников предложил увеличить стипендии для студентов-целевиков.

Глава региона спрогнозировал, что в ближайшие годы регион столкнется с нехваткой учителей, поэтому важно увеличить стипендии для студентов, которые заключили договор о целевом обучении в сфере образования. Согласно законопроекту, студенты педагогических колледжей будут получать стипендию в размере 4500 рублей в месяц, студенты вузов – 7500 рублей в месяц.

Планируется, что принимаемые меры смогут изменить сферу образования к лучшему.

Автор: Анна Лукина