Найти тему
Смысл в кино

Психология фильма Присцилла: Элвис и я

Талантливая дочь гениального отца София Коппола выступила режиссером и экранизировала биографию Присциллы Пресли «Присцилла: Элвис и я».

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"
Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

Сейчас очень модно говорить, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина», что больше напоминает интернетную «цитату великих» из пабликов Вконтакте нежели правду.

Изредка это так, иногда великий мужчина и великая женщина выбирают друг друга и усиливают, а еще чаще великие люди поднимаются, чтобы исцелиться от собственных травм, и вопросом становится готов ли их партнер мириться и справляться с чужим грузом.

И отношения Элвиса и Присциллы явно не являются историей глубокой взаимоподдержки друг друга.

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"
Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

В чем главная суть фильма?

При этом фильм не дает нам прямой окраски их отношений, скорее это сюжет о том, как все было.
А люди уже сами эмоционально окрашивают картину громкими словами.

Конечно, в современном мире, глядя на эту историю, их отношения можно назвать больными, абьюзивными, травматичными. Можно использовать психологический термин груминг (создание доверительных отношений взрослым, чтобы соблазнить ребенка), недавно на эту тему вышел фильм «Май декабрь».
А можно считать эту историю разоблачением идола и короля рок-н-ролла.

В центре событий встает Присцилла, показывая нам закулисье жизни звезды.
Она является главной героиней, и ее взгляд в центре внимания.
При этом вряд ли можно полноценно считать, что показанный нам Элвис, тот, кем он был на самом деле. На роль короля утвердили Джейкоба Элорди, который в последующем в интервью признался, что даже не знал, кто такой Элвис.

И в таком случае можно ли сказать, что это история отношений двух человек или это история женщины, которую нам преподносят как птицу в золотой клетке?

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"
Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

Присциллу выставляют как жертву. В то время как в недавнем фильме База Лурмана самого Элвиса показывали жертвой своего менеджера полковника Тома Паркера.

И в таком случае, можно задаться вопросом: а стоит ли искать жертв и хищников?

Возможно, нужно прекратить впадать в детскую позицию и считать человека обиженным ребенком, с которым несправедливо поступили. И взглянуть на все события как на путь, на котором пора наконец-то вырасти.

Не стоит зацикливаться и на следующей модной теме эмансипации женщин и феминизме.
Ведь мы понимаем, что тогда были другие времена, понятия нормы отличались от сегодняшних. И собственно, сама Присцилла сохранила теплоту отношения к бывшему покойному мужу, несмотря на все, с чем ей приходилось справляться.

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"
Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

Для нее в какой-то степени отношения с Элвисом были этапами роста и взросления. А после определенного периода, она просто из них выросла.

По сути этот же вопрос поднимается в «Бедных-несчастных», только теперь мы смотрим на те же яйца не в формате метамодерна с безумной фантазией и более широким взглядом на взросление психики, а в форме конкретного эпизода из жизни и времени Присциллы в определенном возрасте.

И нам стоит отстраниться от модных терминов и восприятия любого события как травму.
Ведь жизнь всегда непредсказуема и несет далеко не только хорошие события, чтобы человек мог получить необходимый опыт.

Элвис в качестве бога для Присциллы

Мы понимаем, что при встрече с Элвисом Присцилле было 14 лет.
Это возраст, когда начинает проявляться собственная воля и право выбирать.
Ребенок проходит внутренние этапы подготовки к тому, чтобы встроиться в мир, выпорхнуть из гнезда.

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"
Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

В этом возрасте родители перестают быть авторитетами и играть роль бога, а значит ребенок должен отстраниться от влияния родителей.
При этом в этом возрасте все же нет собственного опыта и знаний, на которые можно опереться.

И до отрезания психологической пуповины, родителям необходимо объяснить ребенку, что теперь нужно отдаться потоку жизни или богу, если угодно, чтобы учиться слушать и видеть свой собственный путь.

К сожалению, это объясняют крайне редко и так же редко боятся отпустить ребенка участвовать в жизни.

В таком случае, авторитетами становятся друзья, знаменитости с экранов гаджетов, а в последующем мужья/жены, начальники и прочие значимые личности.

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"
Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

И эти "авторитеты" получают власть над теми, кто им добровольно сдался, и тогда "сдавшиеся" становятся жертвами, не понимая, что сдаваться нужно не туда.

И Присцилла сдалась не просто мужчине, но и своему кумиру, видя в нем бога.
Сама Присцилла говорила:
Элвис был для меня и отцом, и мужем, и богом.

И ей еще относительно повезло, поскольку у него были свои убеждения относительно семьи.
И насколько он был бунтарем и новатором в музыке, настолько он был консерватором в отношении к женщине.
И еще не факт, что это были его истинные мысли, уж больно карикатурно звучали все его токсично маскулинные высказывания.

Тем не менее, она утверждала, что он не использовал свое влияние, чтобы подтолкнуть ее на сексуальный контакт, даже наоборот, ждал свадьбы, как истинный джентельмен.

С другой стороны, конечно, он не особо-то скрывал свои связи на стороне, лепил из Присциллы свой идеал женщины: она была девственницей, при этом он наряжал ее как опытную и искушенную даму.
Эдакая извращенная патриархальная мечта.

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"
Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

И если бы она понимала, что сдаваться нужно не мужчине, а жизненному пути, то она бы трезво смотрела на него и видела его таким, какой он есть, опираясь на внутренний голос.

Но это не случилось.
И потому весь этап взросления с 21 года, когда активно идет развитие понимания, что созвучно именно ей, она вышла замуж и отдала это во власть Элвису. Она смотрела фильмы, которые он любил, носила одежду, которую он выбирал, занималась каратэ, потому что он этим занимался.
Ее опыт выбора ограничивался им.

И ей определенно повезло, что он не находился с ней круглые сутки, а потому у нее было пространство для собственных мыслей и встреч с друзьями.

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"
Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

И только спустя 7 лет, она подала на развод, когда для нее начался период самовыражения и проявления, как личности.
Она так и сказала: "
Я должна была оставить Элвиса, чтобы найти Присциллу".

Отношения с Присциллой для Элвиса

Для него же отношения с Присциллой были испытанием властью.
Он играл с ней как с щенком: то подпуская к себе, то отталкивая, зная что она все равно прибежит с верными и любящими глазами.

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"
Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

Мы знаем, что он не справлялся с огромной волной славы, которая накрыла его в молодом возрасте. Он принимал таблетки на все случаи жизни, был зависим от мнения полковника.

Несмотря на то, что он был невероятно талантлив и излучал дикую энергию, он редко принимал собственные решения. Он не играл в тех фильмах, в которых хотел, позже не исполнял ту музыку, которую хотел, следуя за коммерческими махинациями Тома Паркера.

Сам он не повзрослел как личность, поскольку был поглощен ощущением собственной офигенности.

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"
Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

Таким образом, за модным образом эмансипации, на самом деле, стоит тема взросления. Путаница идет потому, что главной героиней выступает женщина. Но на самом деле, во взрослении нуждаются как женщины, так и мужчины, у этого нет пола.
Просто Присцилла смогла выйти из отношений, которые изжили себя, она смогла пойти дальше.

Но Элвис во взрослении нуждался не меньше, он сам был зависим от мнения окружающих, особенно от полковника.

И возможно это побочный эффект от рано обрушившейся славы. Ведь когда тебя боготворят миллионы глаз, появляется с одной стороны ощущение себя богом, а с другой, поскольку богом ты все-таки не являешься, рождается страх потерять чужую любовь.

Но чем больше талант, тем больше ответственность несет человек, а значит и большая необходимость в том, чтобы уметь самому принимать решения.

И пожалуй, Элвиса убило именно это, неспособность отделиться и действовать так, как он сам хотел.
У него была попытка оторваться от чужой указки, во время успешного возвращения, когда решения принимал он сам, опираясь на собственные ощущения, но после этого он все равно вернулся под юбку к полковнику, оставшись в зависимости.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также я буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться.
И конечно, если вы хотите поддержать автора, то свои донаты вы можете отправлять
здесь.