Фильм «Май декабрь» режиссера Тодда Хейнса, который в своих работах предпочитает исследовать фрейдистскую тему запретного плода в отношениях, был номинирован на Оскар в категории Лучший сценарий.
Отчасти картина основана на реально произошедшей истории отношений между 34-летней учительницей Мэри Кей Летурно и 12-летним учеником Вили Фуалаау. Однако, создатели фильма не запрашивали разрешение на экранизацию этого скандального инцидента с конкретными людьми, а потому акцент был смещен на желание общественности залезть за закрытые двери человеческой личности.
Для нас открывается не история совращения малолетнего, а семейной пары, образованной на почве травмирующих отношений. И эту связь пытается препарировать актриса, которая желает заполучить в свое портфолио нестандартную героиню со своими внутренними ангелами и демонами.
Залезть в чужую шкуру
Персонаж Натали Портман - Элизабет изучает семью Грейси и Джо, пытаясь залезть в чужую шкуру, и как детектив расследует тайны чужой спальни.
Как актриса она хочет понять Грейси и ее жизнь, забывая что она не просто герой фильма, а реальный человек.
Элизабет следит за бытом Грейси, перенимает ее движения, копирует гардероб, но и пытается залезть ей в голову, строит представление о ее взгляде на мир, что заставило ее стать именно такой.
Она исследует кладовку зоомагазина и подставляет себя на месте другого человека в эротических фантазиях. Кроме того, когда она отправляется в школу, она смотрит на подростков с заигрывающим смущением. Она даже соблазняет Джо, чтобы изучить, как это могла сделать Грейси.
Но в самой неоднозначной сцене, с точки зрения эмоций, где Грейси красит Элизабет, мы видим, что на самом деле, ты можешь сделать похожую оболочку, но что происходит внутри - это волна противоречий.
То есть Элизабет старается надеть на себя те убеждения и взгляд на мир, который есть у другого человека.
И казалось бы, в этом же и есть работа актрисы, воссоздать образ персонажа, и хорош тот актер, который лучше всего умеет притворяться кем-то другим.
Однако, сами создатели фильма не раз упоминали, что на самом деле, поведение Элизабет есть ничто иное как насмешка актерской профессией.
Об этом говорит и сцена, в которой Элизабет крайне наигранно читает письмо Грейси.
И на самом деле, Элизабет ничем не отличается от тех людей, которые жадно читают статьи о знаменитостях с очередными жгучими заголовками.
Но она становится утрированной версией такого человека, копаясь в грязном белье на деле.
И кажется, что по одной желтой статейке можно сформировать мнение об обсуждаемом объекте и сказать «А, ну все о нем/ней понятно».
Ровно как в том моменте, когда Элизабет слушает историю, что Грейси стала такой, потому что над ней в детстве надругались братья.
Ведь если это так, то можно оправдать любые самые неприглядные действия человека и сделать вид, что все с ним понятно.
При этом когда сама Грейси говорит, что все это выдумка, для Элизабет это становится потрясением, ведь в таком случае, остается задаваться вопросом: так кто же эта женщина, с которой она провела столько времени, изучая ее.
И это говорит нам, что та точечная информация, которую мы знаем о человеке не дает нам возможности ни понять, ни судить его. Все, что происходит на публике и за закрытыми дверьми - это разные вещи.
Человек остается загадкой, а все остальное лишь наши представления и фантазия.
Запретный плод по Фрейду
Хотя фильм дает нам увидеть семейные отношения взрослых людей, но даже с первого взгляда мы видим, что Джо ощущается не как отец семейства, а как еще один ребенок.
И когда дети называют его "папа", это вызывает неуютные чувства.
Его отношения начались в 13 лет, в возрасте перехода в генитальную стадию.
В это время начинается выброс гормонов, и зачастую эдипов комплекс уже преодолен, и ребенок ищет более "безопасный" объект привязанности.
При это происходит поиск романтических отношений, в котором можно испытать и материнскую любовь, и при этом удовлетворить половое влечение.
Часто таким объектом выступает тот, кто выполняет роль родительской фигуры, к примеру учитель - тот самый запретный плод.
И естественно, обществом не приветствуется подобная связь, ведь такое влечение является ничем иным как стадией развития ребенка, которая со временем проходит.
Потому взрослые люди, которые оказались объектом подросткового вожделения, должны понимать, что с любовью это не имеет ничего общего.
В реальной истории Мэри Кей Летурно и Вили Фуалаау, он рассказывал о том, что все началось с его спора с другом, что он сможет "закадрить училку", а после этого все перетекло в отношения и семью.
В фильме для нас начало отношений Грейси и Джо раскрывается только с позиции, что в подростковом возрасте Джо был эмоционально взрослым, он ухаживал за сестрой, однако, это не исключает стадии развития психики ребенка.
Это означает только то, что являясь подростком его потребности были в плоскости поиска и матери, и любовницы.
И Грейси выступила именно таким человеком для него.
Однако, в ее психике были собственные поломки, о которых нам остается только гадать. И она посчитала себя желанной и любимой.
Чего только стоят слова "Кто был боссом?", - кстати, эти же слова говорила Мэри Кей Летурно в интервью. Мол, это он был инициатором.
И для подростка это нормально, но насколько нормально взрослому человеку принимать подобные ухаживания?
И конечно, после такой связи, да еще и с беременностью, и созданием семьи после выхода Грейси из тюрьмы, вероятно, для Джо произошла та поломка, в которой он закрылся от анализа произошедшего. И даже спустя 20 лет он не задумывался о природе их отношений.
Откровенно говоря, даже в обычных отношениях люди спустя годы уже не задумываются, а счастливы ли они, а с чего на самом деле начинались отношения, и может быть сейчас их взгляды на жизнь диаметрально противоположны.
Это страшно - открыть глаза на реальность и проанализировать происходящее.
Для Джо открытием глаз послужил внешний фактор в виде Элизабет. При этом он не обращал внимание на привычные коробки с отходами жизнепроизводства, даже тайные переписки были чем-то неосознанным.
Но поговорить с Грейси и проанализировать их отношения - это стало возможностью заглянуть внутрь самого себя.
Также картина раскрывает нам персонажей через метафоры.
Так например, нам делают акцент на том, как Грейси отправилась на охоту после попытки Джо поговорить с ней.
То как она смотрит на свою добычу, фильм как бы показывает нам, кто на самом деле хищник.
У Джо есть связь с бабочками, которых он пытается спасти.
Он собирает яйца бабочек, и как маленьких детей защищает от опасного внешнего мира до момента полного созревания и взросления, как не смог уберечь себя.
И после того, как он осознал свое положение и попытался поговорить с Грейси, он выпускает бабочку на свободу.
Истинная свобода заключается в возможности выйти из заточения собственного сознания.
Тем не менее, фильм показывает, что помимо осуждения, тут есть место и сочувствию. И порой не нужно лелеять травму, а просто пытаться жить дальше, исходя из того, что несет жизнь.
Каждый может, заглянув в себя, увидеть, какие чувства вызывают эти отношения, и найти свой ответ. Не в осуждении, а в понимании не других, но самого себя.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему каналу развиваться!