Найти в Дзене
Смысл в кино

Разбор фильма Май декабрь

Оглавление

Фильм «Май декабрь» режиссера Тодда Хейнса, который в своих работах предпочитает исследовать фрейдистскую тему запретного плода в отношениях, был номинирован на Оскар в категории Лучший сценарий.

Постер к фильму "Май декабрь"
Постер к фильму "Май декабрь"

Отчасти картина основана на реально произошедшей истории отношений между 34-летней учительницей Мэри Кей Летурно и 12-летним учеником Вили Фуалаау. Однако, создатели фильма не запрашивали разрешение на экранизацию этого скандального инцидента с конкретными людьми, а потому акцент был смещен на желание общественности залезть за закрытые двери человеческой личности.

Для нас открывается не история совращения малолетнего, а семейной пары, образованной на почве травмирующих отношений. И эту связь пытается препарировать актриса, которая желает заполучить в свое портфолио нестандартную героиню со своими внутренними ангелами и демонами.

Залезть в чужую шкуру

Персонаж Натали Портман - Элизабет изучает семью Грейси и Джо, пытаясь залезть в чужую шкуру, и как детектив расследует тайны чужой спальни.

Кадр из фильма "Май декабрь"
Кадр из фильма "Май декабрь"

Как актриса она хочет понять Грейси и ее жизнь, забывая что она не просто герой фильма, а реальный человек.

Элизабет следит за бытом Грейси, перенимает ее движения, копирует гардероб, но и пытается залезть ей в голову, строит представление о ее взгляде на мир, что заставило ее стать именно такой.

Она исследует кладовку зоомагазина и подставляет себя на месте другого человека в эротических фантазиях. Кроме того, когда она отправляется в школу, она смотрит на подростков с заигрывающим смущением. Она даже соблазняет Джо, чтобы изучить, как это могла сделать Грейси.

Кадр из фильма "Май декабрь"
Кадр из фильма "Май декабрь"

Но в самой неоднозначной сцене, с точки зрения эмоций, где Грейси красит Элизабет, мы видим, что на самом деле, ты можешь сделать похожую оболочку, но что происходит внутри - это волна противоречий.

Кадр из фильма "Май декабрь"
Кадр из фильма "Май декабрь"

То есть Элизабет старается надеть на себя те убеждения и взгляд на мир, который есть у другого человека.
И казалось бы, в этом же и есть работа актрисы, воссоздать образ персонажа, и хорош тот актер, который лучше всего умеет притворяться кем-то другим.

Однако, сами создатели фильма не раз упоминали, что на самом деле, поведение Элизабет есть ничто иное как насмешка актерской профессией.

Об этом говорит и сцена, в которой Элизабет крайне наигранно читает письмо Грейси.

И на самом деле, Элизабет ничем не отличается от тех людей, которые жадно читают статьи о знаменитостях с очередными жгучими заголовками.
Но она становится утрированной версией такого человека, копаясь в грязном белье на деле.

Кадр из фильма "Май декабрь"
Кадр из фильма "Май декабрь"

И кажется, что по одной желтой статейке можно сформировать мнение об обсуждаемом объекте и сказать «А, ну все о нем/ней понятно».

Ровно как в том моменте, когда Элизабет слушает историю, что Грейси стала такой, потому что над ней в детстве надругались братья.

Ведь если это так, то можно оправдать любые самые неприглядные действия человека и сделать вид, что все с ним понятно.

Кадр из фильма "Май декабрь"
Кадр из фильма "Май декабрь"

При этом когда сама Грейси говорит, что все это выдумка, для Элизабет это становится потрясением, ведь в таком случае, остается задаваться вопросом: так кто же эта женщина, с которой она провела столько времени, изучая ее.

И это говорит нам, что та точечная информация, которую мы знаем о человеке не дает нам возможности ни понять, ни судить его. Все, что происходит на публике и за закрытыми дверьми - это разные вещи.

Человек остается загадкой, а все остальное лишь наши представления и фантазия.

Запретный плод по Фрейду

Хотя фильм дает нам увидеть семейные отношения взрослых людей, но даже с первого взгляда мы видим, что Джо ощущается не как отец семейства, а как еще один ребенок.

Кадр из фильма "Май декабрь"
Кадр из фильма "Май декабрь"

И когда дети называют его "папа", это вызывает неуютные чувства.
Его отношения начались в 13 лет, в возрасте перехода в генитальную стадию.

В это время начинается выброс гормонов, и зачастую эдипов комплекс уже преодолен, и ребенок ищет более "безопасный" объект привязанности.
При это происходит поиск романтических отношений, в котором можно испытать и материнскую любовь, и при этом удовлетворить половое влечение.
Часто таким объектом выступает тот, кто выполняет роль родительской фигуры, к примеру учитель - тот самый
запретный плод.

Кадр из фильма "Май декабрь"
Кадр из фильма "Май декабрь"

И естественно, обществом не приветствуется подобная связь, ведь такое влечение является ничем иным как стадией развития ребенка, которая со временем проходит.
Потому взрослые люди, которые оказались объектом подросткового вожделения, должны понимать, что с любовью это не имеет ничего общего.

В реальной истории Мэри Кей Летурно и Вили Фуалаау, он рассказывал о том, что все началось с его спора с другом, что он сможет "закадрить училку", а после этого все перетекло в отношения и семью.

В фильме для нас начало отношений Грейси и Джо раскрывается только с позиции, что в подростковом возрасте Джо был эмоционально взрослым, он ухаживал за сестрой, однако, это не исключает стадии развития психики ребенка.

Кадр из фильма "Май декабрь"
Кадр из фильма "Май декабрь"

Это означает только то, что являясь подростком его потребности были в плоскости поиска и матери, и любовницы.
И Грейси выступила именно таким человеком для него.

Однако, в ее психике были собственные поломки, о которых нам остается только гадать. И она посчитала себя желанной и любимой.

Чего только стоят слова "Кто был боссом?", - кстати, эти же слова говорила Мэри Кей Летурно в интервью. Мол, это он был инициатором.
И для подростка это нормально, но насколько нормально взрослому человеку принимать подобные ухаживания?

И конечно, после такой связи, да еще и с беременностью, и созданием семьи после выхода Грейси из тюрьмы, вероятно, для Джо произошла та поломка, в которой он закрылся от анализа произошедшего. И даже спустя 20 лет он не задумывался о природе их отношений.

Откровенно говоря, даже в обычных отношениях люди спустя годы уже не задумываются, а счастливы ли они, а с чего на самом деле начинались отношения, и может быть сейчас их взгляды на жизнь диаметрально противоположны.
Это страшно - открыть глаза на реальность и проанализировать происходящее.

Для Джо открытием глаз послужил внешний фактор в виде Элизабет. При этом он не обращал внимание на привычные коробки с отходами жизнепроизводства, даже тайные переписки были чем-то неосознанным.

Кадр из фильма "Май декабрь"
Кадр из фильма "Май декабрь"

Но поговорить с Грейси и проанализировать их отношения - это стало возможностью заглянуть внутрь самого себя.

Также картина раскрывает нам персонажей через метафоры.
Так например, нам делают акцент на том, как Грейси отправилась на охоту после попытки Джо поговорить с ней.

То как она смотрит на свою добычу, фильм как бы показывает нам, кто на самом деле хищник.

У Джо есть связь с бабочками, которых он пытается спасти.

Кадр из фильма Май декабрь
Кадр из фильма Май декабрь

Он собирает яйца бабочек, и как маленьких детей защищает от опасного внешнего мира до момента полного созревания и взросления, как не смог уберечь себя.
И после того, как он осознал свое положение и попытался поговорить с Грейси, он выпускает бабочку на свободу.

Истинная свобода заключается в возможности выйти из заточения собственного сознания.

Тем не менее, фильм показывает, что помимо осуждения, тут есть место и сочувствию. И порой не нужно лелеять травму, а просто пытаться жить дальше, исходя из того, что несет жизнь.

Каждый может, заглянув в себя, увидеть, какие чувства вызывают эти отношения, и найти свой ответ. Не в осуждении, а в понимании не других, но самого себя.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему каналу развиваться!