На вас последняя надежда
Много лет проработала школьным психологом. Приведу одну историю. При приеме в школу дети обычно проходят собеседование с психологом. Главная цель – оценка психологической готовности к обучению. Если необходимо, маме даются рекомендации, на что обратить внимание летом.
Собеседование проходит в присутствии родителей. Наблюдение за их реакцией порой дает интересную информацию.
Самый позитивный вариант, когда на собеседование приходят оба родителя (где-то около 10%). Слушают внимательно, наблюдают, в процесс не вмешиваются, осознанно воспринимают рекомендации.
Есть мамы-пофигистки, которые сразу же погружаются в телефон, не проявляя никакого интереса к происходящему. Сказали, что нужно пройти психолога – мы привели. Пройдем – раз так нужно.
Есть тревожные мамы, которые напряженно следят за каждым словом ребенка. Стоит ему на секунду задуматься, не сразу ответить на вопрос, мамы буквально «подпрыгивают» на месте, пытаются подсказать, начинают оправдываться. С такими родителями беседую о том, как влияет чрезмерная тревожность на формирование у ребенка страха ошибки, что может привести к синдрому выученной беспомощности.
И вот пришла одни женщина уже за 40 +. Видимо, поздний ребенок, воспитывает его одна. Все собеседование она его дергала, поучала, ругала, даже угрожала. И как бы я не пыталась ее притормозить, эмоции просто вырывались наружу. Невооруженным глазом было видно, что взаимопонимания между мамой и сыном давно нет. Я объяснила маме, что она сама находится в состоянии нервного истощения, и ей нужны отдых и поддержка. Порекомендовала ей самой обратиться к психологу, чтобы восстановить свои ресурсы. Ребенок, конечно же, сразу попал в группу детей с трудностями адаптации. По направлению учителя стал посещать коррекционную группу, но через месяц перестал ходить. Мама еще разок появилась на консультацию и исчезла. Во втором классе ситуация повторилась – мама пришла пару раз и все. Ребенок начал ходить на коррекционные занятия и через полтора месяца опять перестал.
В начале третьего класса мама появилась снова с потрясающей фразой: «На вас последняя надежда». Я ей, конечно, объяснила, что налаживать отношения и помогать сыну справиться со школьными проблемами должна прежде всего она.
Дело в том, что она не единственная, кто считает, что у психолога есть некая волшебная палочка или магический элексир, с помощью которого ребенка можно сделать послушным, удобным для родителей. Либо психолог скажет какое-нибудь секретное заклинание: «Сим –си-ля-бим!» и мгновенно решатся все проблемы. Главное – за подобными фразами стоит желание снять с себя ответственность за воспитание и развитие ребенка, и стремление переложить ее на психолога (учителя, социального педагога…)
Вот именно поэтому, прежде чем начать работу с ребенком, обязательно провожу консультацию с родителями. Для того, чтобы собрать максимум информации о проблеме, познакомиться с анамнезом ребенка, с семейной ситуацией.
Коллеги, а как вы работаете с детско-родительскими отношениями? Буду рада вашим комментариям.
Автор: Шуликова Ирина Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru