Найти тему

По страницам истории родного города

Воркута… Этот город задумывался как инструмент, полезный государству. Сюда, начиная с 1930-х годов, сгоняли тысячи заключенных, которые становились рабами, приносили пользу, добывая уголь. Со временем, город перестал быть известно печальным островом ГУЛАГа, но всегда был и остается, нужен государству лишь из-за угля.

Объятая вечным сном, Большеземельская тундра спала. Ледяное молчание таило ее богатства. И лишь неизъяснимая тихая свеча северного сияния мерцала над ними.

В 1921 году на Печору была послана экспедиция под руководством Александра Александровича Чернова, который впоследствии посвятил свою жизнь изучению и освоению Севера.

А.А. Чернов – первооткрыватель Печорского угольного бассейна
А.А. Чернов – первооткрыватель Печорского угольного бассейна

Его сын, Георгий Александрович Чернов в 1924 году принял участие в одной из экспедиций, руководимых его отцом. Молодой геолог, который пошел по стопам отца в 1930 году окончил Московский университет и получил первое задание – исследовать далекую реку Воркуту на наличие каменного угля. И уголь был найден. Г.А. Чернов стал первооткрывателем Воркутского угольного месторождения. Летом, поднимаясь по реке Воркута, с немногочисленным отрядом экспедиции, в 70 километрах от устья обнаружил 5 пластов каменного угля рабочей мощности и высокого качества.

Г.А. Чернов – первооткрыватель Воркутского угольного месторождения
Г.А. Чернов – первооткрыватель Воркутского угольного месторождения

С великим напряжением осваивалась Большеземельская тундра. Каждый шаг, каждый вбитый кол, каждый человеческий след на тундре доставался тяжким трудом.

Малочисленная экспедиция Георгия Чернова. Обследование реки Воркута в поисках угля
Малочисленная экспедиция Георгия Чернова. Обследование реки Воркута в поисках угля

В июле 1932 года на Воркутском месторождении каменного угля были заложены две наклонные шахты. Началась разработка богатейшего района коксующихся углей Печорского угольного бассейна.

Шахта №1-2
Шахта №1-2

В 1933 году началось строительство Воркутинской железной дороги узкой полосы, которая должна была соединить пристань на реке Уса с поселком Рудник и дать выход Воркутинским углям на Большую землю.

4 января 1936 года был подписан приказ о строительстве города Большая Воркута.

28 декабря 1941 года первый паровоз разбудил от векового сна безмолвные просторы тундры. Открылось рабочее движение на всей линии Северо – Печорской железной дороги – от Котласа до Воркуты. В тот же день трудящиеся заполярного города отправили Родине ценный подарок – первый эшелон воркутинского угля.

Поезд пришел в Воркуту
Поезд пришел в Воркуту

Газета «Ленинградская правда» писала в те годы: «Уголь Воркуты дорог нам не только как топливо, но и как знак любви». Многие оборонные заводы страны ковали на воркутском угле оружие победы. Он двигал к фронту воинские эшелоны и корабли.

После Великой Отечественной войны Воркута продолжает, стремительно расти. В конце 1947 года на левом берегу реки началось сооружение цементного завода.

В 1959 году построен Дворец шахтеров и строителей. В 1990 году на площади Центральной сдан в эксплуатацию универсальный спортивно-зрелищный комплекс «Олимп».

Дворец культуры шахтеров и строителей
Дворец культуры шахтеров и строителей
УСЗК «Олимп»
УСЗК «Олимп»

Сейчас Воркута, возникшая в мрачные и тяжелые времена культа личности, получившая статус города в суровые военные годы, за самоотверженный труд награжденная орденом Трудового Красного Знамени, стала современным городом с развитой инфраструктурой и мощным промышленным комплексом. Город является крупнейшей сырьевой базой для металлургической и энергетической промышленности России.

Это результат труда многих поколений северян.

-9