Дорогие друзья! Знаю, что многие из вас являются христианами, большинство, по крайне мере, проживает в христианской культуре. Христиане верят в Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. С Сыном более менее понятно. Бог Сын - это Господь наш Иисус Христос. О Святом Духе поговорим отдельно в будущем. А как зовут Бога Отца? Есть ли вообще у Него Имя?
Имя Бога Отца записано в Ветхом завете в форме Тетраграмматона. Тетраграммато́н (тетрагра́мма, греч. τετραγράμματον, от τετρα — «четыре» и γράμμα — «буква») в иудейской и каббалистической традициях — четырёхбуквенное непроизносимое имя Бога, считающееся одним из имён Бога. Тетраграмматон записывается четырьмя буквами йуд-хе-вав-хе, образующими имя др.-евр. יהוה (предположительное произношение — Яхве). Латинскими буквами тетраграмма транскрибируется как YHWH.
Имя Бога встречается в Танахе более 6000 раз, впервые встречается во второй главе Книги Бытия (2:4), используется в Десяти заповедях.
В иудаизме тетраграмматон — одно из многочисленных имён Бога (наряду с такими как Эль, Адонай, Элохим, Саваоф, Эль-Эльон, Эль-Шадай).
В настоящее время в литературе на русском языке используются два варианта прочтения — «Я́хве» и «Иего́ва».
Иудаизм всегда приписывал великую силу упоминанию этого имени Бога. Одна из десяти заповедей — «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». Греческий перевод буквально следует оригиналу επί ματαίω («напрасно», Исх. 20:7). Согласно Мишне, это имя Бога произносилось в Храме первосвященником во время жертвоприношения в праздник Йом-кипур (Иома 6:2) и священниками, дающими священническое благословение (Сота 7:6). Позже было запрещено произносить это имя и в богослужениях. Согласно одному из преданий, этот запрет возник после смерти первосвященника Симона Праведного (III век до н. э.).
Именно поэтому широкую практику получило так называемое косвенное обращение к этому божественному имени. При чтении священных писаний евреи заменяли тетраграмматон другими словами. Например, в молитвах тетраграмматон заменяется именем Адонáй.
Иероним насчитал 10 титулов Всевышнего, употребляемых иудеями. Православные и католики термин, фонетически подобный тетраграмме, абсолютно не употребляли как имя Всевышнего со времени становления идеи триединого Бога и принятом догмате о Троице, хотя он присутствует около 6000 раз в оригинальном тексте Ветхого и Нового Завета. Христиане первого века, скорее всего, употребляли и использовали тетраграмматон и следовали указанию Иисуса святить Имя Отца, из молитвы «Отче Наш». (Матфея 6:9).
Настоящее (оригинальное) произношение тетраграмматона неизвестно. Еврейский алфавит состоит из 22-х букв. Около VI века н. э. появилась система огласовок (некудот). Масореты, хранители иудейского предания, перенесли гласные звуки с имени Адонай, которое тоже записывалось четырьмя буквами, на тетраграмматон.
В результате этого исследователи Библии в Средние века и Новое время принимали написание этой огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому тетраграмматон произносили Иегова (Jehovah).
Однако уже в XVI—XVII столетиях ряд видных учёных-гебраистов (Буксторфий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражал против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то оно продолжало оставаться прежним — Иегова. В первой половине XIX века немецкий учёный Г. Эвальд предложил другое чтение — Jáhveh (Яхве). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей, как Генстенберг и Рейнке.
Данная вокализация подтверждается, в частности, передачей тетраграмматона раннехристианскими авторами Епифанием Саламинским (315—403) и Феодоритом Кирским (390—466) как Ἰαβέ. Огласовку первого слога подтверждает и сокращённая форма имени Бога YAH, встречающаяся в поэтических текстах (см. Исх. 15,2; Пс. 67,5), в возгласе Аллилуйя (в транскрипции — халелуйá), и суффиксов -yahu и -yah во многих еврейских теофорных именах (например Элийаху, Ишайаху, Ирмийаху), а также такие греческие транскрипции имени, как Ἰαού (Климент Александрийский 150—215) и Ἰαβέ (Ориген 185—253/254). Особого внимания заслуживает тот факт, что аморейские теофорные антропонимы содержат элемент Ya, Yawi, вероятно, связанный с именем YHWH. По независимым западносемитским источникам реконструируется произношение Яхве с возможными вариантами Яхво, Йехво.
Согласно Катехизису Католической церкви, имя יהוה таинственно, так как Бог есть тайна. Вместе с тем Иисус, отдавая жизнь ради избавления человечества от греха, открывает, что Он Сам носит имя Божие: «Когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» («что „Я есмь“») (Ин 8, 28).