Найти в Дзене

Плач и стенания сложной особенной девочки, причину которых никто не понял за много лет

Оглавление

Ну а как прикажете саму девочку понимать, если она даже словами разговаривать не умеет, а жестами показать - даже если бы и могла, да не получается, потому что руки-ноги постоянно скачут куда-то, а указательный жест - не сформирован, поэтому она даже пальчиком не может указать на то, что ее беспокоит. Много лет беспокоит.

Такие дети очень редко попадаются даже в стационаре нашего особого учреждения для детей с ОВЗ, несмотря на то, что воспитанники с ментальными нарушениями у нас составляют 90 с лишним процентов от общего количества, и больше половины из них - реально тяжелые. Настолько, что даже сопровождающие мамы едва с ними справляются.

Удивительная девочка В.

В. - постоянная гостья нашего стационара, девочка модельной внешности (на самом деле красивая, с приятными чертами лица, стройная, высокая). Просто сказать, что у В. тяжелые ментальные нарушения - это ничего не сказать. Все равно эмоций не хватит.

А эмоции у окружающих она вызывает разнообразные: от отчаянной жалости до леденящего ужаса. И все они - абсолютно искренние. А иронизировать в ее адрес не смеет никто, у кого осталась в голове хотя бы капля совести.

Ох, уже даже не сосчитаю, сколько раз В. приезжала к нам в учреждение на трехнедельные комплексные курсы с интенсивной программой, переполненной как медицинскими услугами, так и педагогическими. И наши творческие кружки (в отделе, где я работаю) она тоже посещала.

Сейчас ей уже 15, почти взрослая девушка. Но по поведению, по уровню развития навыков, да и вообще по состоянию в целом - ничуть не изменилась с тех лет, когда она приезжала к нам еще маленькой девочкой.

Девочка В. в деле

Этакий современный экземпляр Царевны Несмеяны, только доза "несмеянства" в девушке превышает норму раз в тысячу. И естественно, ни сама В. не может с этим справиться, ни ее мама, ни даже врачи.

В. - не разговаривает. Точнее - как бы разговаривает, но абсолютно по- своему.

Все звуки произносит почти идеально, даже трудные (например, р, ж, щ, в, которые не даются многим нашим ребятам). Но В. - не собирает их в слова, а просто произносит абракадабру, солянку из всех звуков подряд, выплевывая сразу по нескольку согласных и растягивая гласные скрипучей затяжной нотой.

И вся эта "солянка" звучит исключительно в крике и плаче, всегда! И при этом в очень высокой, почти писклявой тональности, абсолютно не характерной для девушки ее возраста.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Девочка В. в общении

Обращенную речь В. практически не понимает, разве что в те редкие минуты (секунды?), когда она находится в более-менее спокойном состоянии и способна хотя бы услышать пару чьих-то слов.

Да, она может на пару секунд сосредоточить взгляд на этом человеке и даже попробовать сделать руками то, о чем попросили, но… через несколько секунд руки у нее вновь начинают "плясать", В. - тут же всё забывает и снова кричит и плачет.

Мамочка у В. - наверное, давно свыклась с "особенностями" дочери, поэтому никаких эмоций не проявляет: не кричит на нее, не ругается, не утешает, не ласкает, а просто водит под руку на занятия и процедуры. Спокойная как робот, и все ее движения и речь однообразны и будто бы запрограммированы.

Даже внешне можно разглядеть в маме прямо мужские черты, как у матерого полицейского или пожарного. Да и понятно, что в таких условиях жизни это поведение - самое приемлемое, не вредящее ни В., ни окружающим, ни самой маме.

Девочка В. в быту и на уроках

А еще мама - кормит В. с ложечки, поит из чашки-непроливайки, помогает ей одеваться, совершать гигиенические процедуры и прочее. И на занятиях - тоже всегда рядом, держит за нее реквизит или работает "рука в руке". И не потому, что В. не хочет или не умеет. Честно, она пытается, только снова и снова ее руки, ноги, пальцы и голова не могут поработать одновременно, а действие - превращается в погром с падением предметов, который В. и сама не хочет делать, просто вот так выходит.

А когда "так выходит" - девчонка бьется и плачет еще сильнее и громче, может упасть на пол и бить себя по животу. Да, вот прямо в кабинете на занятии, в палате, в коридоре или даже в зале во время мероприятия - она бросается на пол, задирает футболку и отчаянно шлепает, шлепает. Может чуть-чуть валиком прокатиться, а потом снова плачет и шлепает.

Окружающие, конечно, удивляются, другие детки - пугаются, чужие мамочки - стараются отводить своих детей подальше от В. Да и "искушенным" воспитателям из стационара - и то некомфортно наблюдать за такими сценами. Страшно, правда!

Хотя есть и пострашнее сцена

Когда В., уже достаточно долго поплакав и покричав, перебрав в крике все мыслимые и немыслимые звукосочетания, успев поваляться на полу, понимает, что на нее не обращают внимание, она выкидывает свой коронный номер (хотя, зря я так сказала… она, может быть, и не осознает, ЧТО делает).

В. грубо хватает своей "бегущей" правой рукой "бегущую" левую руку, силой подносит к лицу и… яростно прикусывает себе запястье! Да таааак, что окружающие хватаются за сердце.

И в этом положении В. может находиться несколько секунд, не вынимая руки. А потом, уже вытащив руку и увидев, что она с явными и довольно серьезными повреждениями, снова закатывается в плаче и крике.

Но, надо отдать должное девочке В.

Маленьких детей она не трогает. Совсем. Если они проходят мимо нее и даже задевают, она их словно не замечает. Да и к педагогам - вроде бы агрессию не проявляет. А наоборот, будто бы пытается "войти в контакт" какими-то своими неведомыми способами.

Девочка В. у меня на кружковом занятии

Можно и не удивляться, что В. так же как и многие другие тяжелые ребята, без сомнений попала и ко мне в кружок (оригами).

Понятное дело, что искусство оригами такому человеку как В. не подвластно… только попробуй это объясни составителям индивидуальных программ - и получишь много новеньких и довольно нелестных эпитетов в довесок к своему имени.

Но здесь - спасибо маме, которая на занятии встает сзади, вплотную к дочери, окружая своими руками ее руки с внешних сторон, управляя и… да практически делая всю работу за нее. А еще мама тщательно контролирует все движения: например, когда В. время от времени "подрывается" и с неожиданным возгласом подскакивает, мама тут же аккуратно "вжимает" ее обратно в стул и спокойно говорит:

- Тише, еще рано подниматься. Дело еще не сделано.

А вчерашнее занятие - так вообще меня из колеи выбило

Ну, сидит привычно наша В. за партой, сзади мама стоит. Я - на своем мягком стульчике, хоть и довольно близко к В., но на достаточном расстоянии, чтобы, если что, увернуться.

Нет, не потому что девочка мне неприятна! А потому, что у меня голова со швами и важный сосуд отсутствует, и любое, даже не очень сильное воздействие, может отправить меня… очень далеко и высоко.

Итак, с помощью мамы, В. клеит украшения на коробочку-оригами, которую они, вместе с мамой (практически одна мама) делали на предыдущих занятиях.

Но тут… В. - резко вскидывается, попрыгивает на стуле, бросает клей на пол, а сама хватает свою голову руками и начинает плакать и громко-громко причитать... и снова - непонятными звукосочетаниями, и снова - тонким голосом. Но разнообразие согласных звуков в этом "наборе" просто поражает!

Мама же - стоит спокойно сзади и держит В. за плечи, стараясь выпрямить согнувшуюся над партой дочку.

И тут В. - повернулась ко мне лицом!

И посмотрела в упор на несколько секунд. А потом - схватила меня за руку так быстро, что я даже не успела среагировать…

Держит за руку, смотрит каким-то жалобно-умоляющим взглядом, а сама - причитает, причитает, плачет, ревет. Вот как будто жалуется, или какое-то тяжелое событие пересказывает, или оплакивает кого-то и пытается этим поделиться.

И - говорит, говорит, говорит! Столько разных звукосочетаний и слогов непонятных, целыми фразищами из этих слогов и на "неизвестном" языке!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Но при этом - интонация, взгляд, качание головой и сжимание моей руки - всё давало понять, что В. - как будто осознаёт, ЧТО она хочет сказать, и думает, что она это мне и говорит… И что это Я - такая вся неправильная, ее не понимаю, а ей от этого обидно.

А что я сделаю?

Я с таким явлением еще не сталкивалась...

  • Вырвать свою руку и пресечь это проявление у В. - да мало ли, как она отреагирует? А вдруг драться начнет? А она - девочка очень высокая, сильная... куда мне до нее со своими полутора метрами!
  • И не вырвать руку - тоже страшно: а вдруг она в нее так же "вкусится", как она привыкла делать со своей рукой!
  • И "рявкнуть команду", как зверю - тоже не могу, тут ведь мама!

А девчонка всё не унимается, всё плачет и вещает, как иностранное радио.

Ну и я не нашла ничего лучше, как положить на нашу с ней "сцепку" свою вторую руку и честно сказать:

- Прости, я не понимаю, о чем ты мне говоришь.

И тут мама вмешивается:

- Ой, да не обращайте вы внимание. Я САМА не понимаю, уж 15 лет как не понимаю. Давайте не будем отвлекаться. Пусть себе базикает, если ей так удобно.

Но… то ли я слишком большое значение этому придаю, то ли "мои лыжи" остановились, а мне всё кажется, что В. хотела мне сказать что-то очень важное… В общем, задело.

А у Вас, дорогие читатели, пусть от каждого прожитого дня остаются только приятные впечатления.

Буду рада верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам