Найти в Дзене
Александр Дедушка

В чем единственность пути к Богу - и почему это наука точная?

Путь к Богу
Путь к Богу

К Богу ведут разные пути и дороги… Эта точка зрения весьма популярна в век безудержного плюрализма.

Да, мы живем в эпоху, когда каждый пыжится быть для себя главным авторитетом. Что там люди, которые жили до меня?.. Мне вообще до них нет дела. Я – самый главный. Я – единственный и неповторимый. И мой путь единственный и неповторимый…

За такой позицией кроме самоочевидной гордыни скрываются еще и элементарные леность и невежество.

Человеку просто лень изучать наследие других людей. Тем более, великих – которых он и великими не признает по причине собственной малости и незначительности. Чтобы жить спокойно, легче признать, что до тебя ничего великого не было.

Это вступление – так сказать, в целом о состоянии современных людей. А теперь давайте рассмотрим их отношение к Богу.

Что ж – тут тоже вполне ожидаемый плюрализм. Безудержный и ничем не ограниченный.

Современный человек не просто считает, что к Богу ведут разные и многочисленнейшие пути, которые предложены многочисленными религиями. Это – было бы еще полбеды.

Хуже, что человек думает, что он сам может быть изобретателем собственного пути к Богу.

Мол, Бог, всех принимает – и меня тоже, такого уникального и неповторимого.

И за этой позицией кроме дремучего невежества тоже легко просматривается не просто леность, но мертвость духовного состояния.

Краем уха слыша и краем глаза видя, современный человек знает, что пути к Богу, которые были предложены до него в религиях, и особенно в христианстве – это на самом деле не очень просто.
Тут напрягаться нужно. Нужно заставлять себя что-то делать, нужно себя ограничивать, нужно – ой, ой, ой!.. – даже страдать и пот проливать, да еще и с кровью, говорят некоторые…
Уф!.. Чушь все это!.. Я иду своей дорогой! И как все дороги ведут в Рим, так все дороги, в том числе и моя, ведут к Богу.

Вот и изобретаются самые странные и даже невероятные пути к Богу.

А собственно, ничего не изобретается. Человек просто свой образ жизни выдает за вполне богоугодный. И хотя там нет ничего другого кроме служения собственным страстям, - об этом он даже не задумывается.

Зачем – я и так хороший. Я иду своей дорогой к Богу – и отстаньте от меня!

Заметьте, это мы говорим еще о людях, которые являются верующими, или стараются выдать себя за верующих.

Неверы и барабанщики – те вообще не заморачиваются ни о каком Боге, просто живут, как животные, и не задают никаких «лишних» вопросов.

Но все-таки, все-таки! Если мы говорим о действительно верующих людях – могут ли они изобретать свои собственные пути к Богу.

Давайте послушаем великого святого VII века – преподобного Исаака Сирина:

«Иди путем, проложенным страдальческими стопами святых. Своего пути не придумаешь. Это наука точная».

И заметьте, это сказано еще задолго до выделения точных наук в обособленное положение.

Что прежде всего бросается в глаза в этом утверждении?

Путь на самом деле один. Никакого своего пути не придумаешь. Это как в точных науках. Ты не можешь изобрести какой-то новый закон, по которому будешь жить.

Допустим, отменить закон всемирного тяготения и выдумать, скажем, закон всемирного отталкивания. И на этом основании спокойно выходить в окно на девятом этаже…
Все закончится довольно быстро и трагично. Для тебя!.. Для остальных будет повод покрутить пальцем у виска.

Однако на каком основании мы можем доверять единственности этого пути к Богу? Да все просто – этот путь проложен святыми.

То есть теми людьми, которые доказали своей жизнью, что идут правильным путем. Они не просто прожили благородные, чистые и запоминающиеся другим людям жизни, они еще зачастую подтвердили их истинность совершенными чудесами и знамениями в полном соответствие со словами Христа:

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду». Ин. 14.12.

И тот же преподобный Исаак совершал чудеса, в частности, по примеру Христа, изгонял бесов.

Так что мы точно сомневаться в истинности пути святых не можем.

Но стоит обратить внимание на еще один признак, который неизбежно сопровождает истинный путь к Богу – страдания.

Св. Исаак говорит, что святые прошли путь к Богу «страдальческими стопами». Это опять же по примеру их Учителя – Иисуса Христа. Это еще одно доказательство безусловной истинности их пути.

И наконец, еще раз о «точности».

Да, духовная наука – «точная» наука. И было бы странно, если бы наука, ставящая предметом своих исследований путь человека к Богу, была бы другой.

Да – все точно, как дважды два четыре.

И все эти «точности» были обнаружены, исследованы и зафиксированы святыми.

Поэтому нам и остается только – идти по их стопам…

Не забывая о том, что это страдальческие стопы, а значит, и наши стопы тоже будут кровоточить на неизбежных «колючках и терниях».

Не будем забывать об этом.