Найти тему

"Городской романс". ч.2 "И Маша в эту зиму пришла к нему сама." А потом ушла. Навсегда?

Продолжение. Начало тут.

Как возник замысел "Городского романса"? Сам Тодоровский рассказывает об этом так

Могу рассказать. Давно уже, когда в Одессе я был оператором, приехал в Киев на совещание. Потом дали перерыв на сорок минут. Я вышел — магазин, и стоит длиннющая очередь. Хвост аж на улицу выходит. А перекусить-то хочется. Я пошел сквозь строй к самому началу, там девушка стоит симпатичная. Я ей: “Вы предупредили, что я за вами занимал? “Она на меня посмотрела: “Конечно, предупредила, становитесь”. Вот так возникла идея фильма “Городской романс".

Идея простая. Симпатичная девушка не устояла под напором самостоятельного, обаятельного, гораздо ее старше, мужчины. И что из этого всего вышло?

Маша — ангел во плоти, неземной эльф, но с очень четкими жизненными принципами. Женщины должны выходить замуж, а мужчины жениться. И только по обоюдной любви. Если полюбили друг друга, то нечего тянуть и терять время. И неважно кто должен проявить инициативу в этом деле.

Женя — красавец, умница, мягкий и добрый человек. Живет наполненной жизнью — веселая и умная компания, песни под гитарку, турпоездки, интересные книги, занятие наукой. Недостатка в женском внимании не имеет. Вот только пока не знает, что такое любовь и поэтому нелегко ему перестроиться, когда она нечаянно нагрянет, как убийца с ножом из-за угла.

В общем, перед нами классический вариант Онегина и Татьяны Лариной. Столичный франт и милая провинциалочка, а ведь все лучшие люди рождаются в провинции.

Потом, этот сюжет практически один в один повторят "Катя Котова. Советский Союз" и Юра Павлов из "Отпуска за свой счет". Ольга Мелихова ни в чем не уступает Маше Леонидовой, а вот Костолевский по сравнению с Киндиновым слабоват будет.

У нас об этом фильме тут

С чего начинается знакомство Жени и Маши? Женя предлагает Маше взять щенка. Этого щенка хочет пристроить в хорошие руки медсестра из его поликлиники. Пристраивает щенка Женя, но в итоге пристроенным оказывается он сам. На второй день после уличного знакомства Маша сама и навсегда, как это она считает, пришла жить к Жене.

Марк Шнейдер был маркшейдер,
Тогда была зима,
И Маша в эту зиму
Пришла к нему сама.
На Маше было платье —
Лиловый креп-жоржет —
И взят взаймы у Кати
В полосочку жакет.
— Люблю, — сказала Маша.
— И я, — сказал горняк.
А дальше пантомима,
Ее не спеть никак.

А на следующий день, придя с работы, Женя увидел Машин чемоданчик со связкой книг. Мотоцикл из комнаты исчез. Книжный шкаф разгородил комнату и за шкафом оказалась тахта. И вообще — все чисто прибрано, рубашки Женины постираны, а на кухне вместо привычных пельменей, колбасы и яичницы его ждет свежесваренный борщ со сметаной и зеленый салат, т.е. витамины.

Можно ли считать Машу легкомысленной дурочкой или опытной хищницей? Вряд ли. Просто она считает, что и Женя поступил бы так же, только еще чего-то стесняется или сильно занят наукой. Поэтому облегчим ему задачу.

Вот так нашего Онегина "Татьяна — русская душою" прибрала, постирала, отмыла, как маленького щенка Жеку. Женя то думал, что это он подобрал на улице миленького щенка, а оказалось, что его.

Вообще вся эта тема с щенком проходит рефреном по фильму. Вот сидят Костя и Женя, обсуждают Машину деловитость и напор — пришла, принесла свои вещи и осталась жить. Костя поучает друга — ты им особо не верь, этим женщинам, наплетут про любовь, а потом будут веревки вить. Но Женя ему возражает, Маша не такая, надоели ему девушки из их компании своей банальной эрудицией и манерностью. А Маша совсем другой человек.

И тут приходит медсестра, которая все пристраивала щенка, и сказала, что решила оставить щенка у себя, вдруг попадутся черствые люди, отдашь потом мучайся.

-Приобрести щенка легко. А вот попробуйте его воспитать.

-2

И у Жени с Костей молчаливая пауза от этого пассажа. Сразу все расставлено на свои места. Мы в ответе за тех кого приручили.

-3

Вот только ни до Маши, ни до Жени это еще не дошло в полном объеме. Маше бы приручать Женю постепенно, не торопясь, во всем потакая, лишних вопросов не задавая, не ограничивая сразу привычного образа жизни. А она ему сразу в лоб - приехала тетя, будет у нас жить, она веселая, тебе понравится, дуй в магазин за тортом и конфетами, и скажи, что мы уже поженились.

Ну, и все. У Жэки спросонья волосы дыбом. "Во попал! Срочно бежать. Без меня меня женили."

-4

Да, он проявил слабость. Несколько дней скрывался у Кости. Но потом осознал свою ошибку, пришел к Маше почти что с повинной. А та как его встретила? От ворот поворот. Без права на прощение.

Нет, вот если бы он хотя бы изменил ей, когда у Кости прятался. Так ведь нет Это уже потом он попытался отвлечься с девушкой друга Кости Леной. Под винцо, свечи, французский шансон, и тахта уже стоит на прежнем месте. Но не то. Для Лены это просто небольшое романтическое приключение. На длительные и постоянные отношения она не приспособлена. Тоже свободу любит, имеет уже опыт семейной жизни. Поэтому Женя ее отправляет на такси домой.

-5

Но и Маша не доросла до уровня ответственности за тех кого приручила. Вышел щенок Женя погулять, так она на него на всю жизнь, как в детском саду, и обиделась. Рановато девушке в любовь играть. Подрасти надо малость.

Кстати, ведь вот еще в чем схожесть сюжета "Отпуск за свой счет" с Городским романсом." В "Отпуске" к обиженной Юрой Павловым Кате Котовой начинает подбивать клинья. аккуратно так, по-европейски, водитель-испытатель "Икарусов" венгр Ласло. Одинокий отец с малолетним сыном.

И в "Романсе" к Маше начинает приглядываться одинокий вертолетчик в исполнении Леонида Дьячкова с дочкой Аней. что ходит в группу, где воспитательницей на практике была Маша. Вертолетчик все ищет для Ани новую маму, но дочка всех претенденток отправляет лесом.

-6

Но на Марью Антоновну Аня вполне согласна.

-7

И вот так походил Женя за Машей, походил, да и оставил это безнадежное дело. Сколько можно попусту бегать за этой девчонкой. Разочаровался, наверное.

А Маша с вертолетчиком время проводит. И только смерть ветерана-фронтовика, его играет Зиновий Гердт, натолкнула ее мысль, что время то идет и все люди смертны.

Эпизод с Гердтом — это такой вставной концертный номер, который сделал для своего близкого друга Тодоровский. В предыдущем фильме Тодоровского "Фокусник" Герд играл главную роль. Вот сам "Фокусник" не особо помнят, а небольшой эпизод Гердта в "Романсе" запомнился.

По фильму Маша смотрит похороны героя Гердта, к которому они с Женей в первый день знакомства ходили на дом для оказания помощи. Марии Леонидовой надо было заплакать. Но у нее никак это не получалось, говорили, что из-за нехватки актерского мастерства. Тогда разозлившись, Тодоровский заявил, что съемка прекращается и будем менять актрису, и ушел искать другую. Но оператор Полынников не выключил камеру и снял, как Мария заплакала от обиды. Никого менять не стали.

-8

А дальше Маша побежала к Жене. Наверное, проверить — жив он или тоже умер.

И вот происходит финал картины. Навстречу Маше по улице, в толпе идет Женя. Маша, не замечая его, пробегает мимо, а Женя, тоже не замечая ее, идет дальше. Они расходятся. В общем, "теряют люди друг друга, чтобы потом не найти никогда".

Начальству финал не понравился. Мало оптимизма. Пришлось оператору пробежаться с камерой по улице и снять крупный план Жени, который стоит у окна и слышит, как Маша трезвонит в дверь. Но он не двигается. Не бросается к двери. Не говорит: "Маша, как долго я тебя ждал. Теперь все будет по другому." Стоит и размышляет - а стоит ли открывать? Пусть теперь она помучается?

-9

Вот такой, как выразилась одна наша читательница, "примитивчик". Не шедевр "Мужчина и женщина". Ну, да ничего сложного. Встретились, сошлись, разошлись. Сойдутся ли снова — вопрос.

Не лелушевский фильм "Мужчина и женщина". Там сюжет ого-ого. Встретились, переспали и разошлись. Сойдутся вновь или нет — Лелуш дал ответ через 20 лет во втором фильме. Сошлись. Через 20 лет. А еще через 30 Жан-Луи Дюрок кончает жизнь в доме для престарелых и опять один. Разбежались они с Анн.

Но вот почему-то лелушевсккий "Мужчина и женщина" - это то, а совершенно такой же, пропитанный насквозь лелушевским стилем, наполненным легким ароматом любви, тончайший "Городской романс" - это "примитивчик".

Ну, да музыка Олега Каравайчука более модернистская, чем изящный шансон самого гениального (это только мое мнение, если что) кинокомпозитора всех времен и народов Франсиса Лея. Без музыки Лея "Мужчина и женщина" тоже будет "примитивчиком".

Но ведь кроме модерниста Каравайчука там еще есть в качестве основной музыкальной любовной темы "Песня моего счастья" Мирей Матье. Да еще такого изящно вставлен типа мим "Марсель Марсо". Сплошная Франция. Но так к месту.

И наши дебютанты Киндинов и Маша Леонидова на равных с мировыми звездами Анук Эме и Жан-Дуи Трентиньяном.

Кстати, в фильме дебютировал и Алексей Пашутин. У него там целых три эпизода. Играет такого ловеласа доктора Крича.

-10

Сначала он участвовал в массовке. А потом Тодоровскому очень понравились его варежки, которые были пришиты у него к рукавам пальто, чтобы не потерялись. Взрослый человек, а варежки пришиты, как у детей. Оригинально. Вот тут специально эти варежки и зафиксировали.

-11

А еще первое появление на экране актрисы театра Сатиры Нины Корниенко. Роковая женщина. Само очарование, но лучше ей не переходить дорогу. Ласковая улыбка и стальной взгляд. Зарежет или отравит в крайнем случае.

Вам нравятся постимпрессионисты? А Гоген нравится?
-12

Эта столичная штучка в дубленке решила поиздеваться над провинциалочкой из Можайска Машей, которую встретила со своей симпатией Женей.

Импрессионисты нравятся все. Кроме Гогена.
-13

Маше тоже палец в рот не клади. Хотя они и понятия не имеет кто такие постимпрессионисты.

Подводим итог. Простая история. Сделана мастерски режиссерски и операторски. Операторская работа, особенно зимние эпизоды, просто шикарна. Чистота и белизна огромных сугробов, вот прямо, когда сугробы были большие, полное ощущение наступающей весны и любви. Сплошная поэтико-документалистика.

Исполнители главных ролей — редчайший случай такого удачного дебюта обоих. Киндинов становится главным по молодым героям в кино до конца 70-х годов. А Леонидова, как и ее героиня в фильме, встречает свою судьбу и выходит замуж. Тоже неплохо.

И, наконец, "примитивочку" никто так долго помнить не будет.