8,1K подписчиков

Большой разбор "Матрицы: революция": о чём была эта трилогия

811 прочитали

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию" я не помню абсолютно за исключением общего сюжета да особо мемных сцен. Так что давайте включим, посмотрим и по ходу дела попробуем разобраться.

Фильм ещё не начался, но о нём уже есть, что сказать - мы пролетаем через стандартные зелёные иероглифы, видим там что-то жёлтое и вылетаем назад.

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию"

Вообще, это оператор ищет в Матрице Нео, но не находит. А о том, почему это показано именно так, и почему это важно, мы поговорим ближе к концу.

Дальше прям тест на внимательность - нам говорят, что по энцефалограмме Нео (которая тут, естественно, выглядит как код зелёные бегущие символы) всё выглядит, как будто он подключен к Матрице, хотя он просто в коме. Рядом лежит Бэйн - мужик, который пытался убить Нео в прошлой части, и если внимательно посмотреть на мониторы, то будет очевидно, что они показывают одно и то же.

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию"-2

Ну а Нео тем временем приходит в себя на какой-то станции метро. Стоящая рядом девочка Сати объясняет ему, что из этого места в Матрицу ездит поезд. Для непонятливых в следующей сцене Оракул повторяет, что Нео оказался заперт на полпути между "этим" миром и миром машин, и что за этот путь отвечает Меровингиан.

Пока Морфеус и Оракул затирают стандартные разговоры про выбор в условиях, когда Оракулу нельзя доверять, но Нео надо спасать, у самого Нео тоже происходит диалог, но уже с погружением на уровень "а в чём причина?", как и завещал нам тот самый Меровигиан в прошлом фильме:

— Ты из Матрицы? (*в английском эту фразу можно понимать и как "ты сюда приехал из Матрицы?" и как "Ты родом из Матрицы?"*)
— Да... Нет. То есть, я был там.
— А почему ушёл?
— Мне пришлось.

Это, конечно, надо смотреть, потому что важная деталь этого эпизода в том, что Нео в этот раз на пару мгновений задумывается прежде, чем ответить. Хотя, казалось бы, что может быть очевиднее, чем желание покинуть Матрицу?

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию"-3

Дальше мы узнаём довольно любопытную вещь: Сати - дочь двух программ, её отец - отвечал за электроснабжение (и поэтому, когда в конце прошлого фильма Тринити обесточила здание, это означает, что он не справился со своей задачей, и теперь должен быть заменён), его жена - художник, очевидно, занимающийся дизайном всяких штук для людей. А вот их дочь была создана просто так, без всякой цели, что для программ совершенно нехарактерно. И для того, чтобы она могла остаться жить в Матрице, им двоим (а точнее, его жене) надо пожертвовать своим местом в ней.

Нео находится в замешательстве, ведь речь идёт о любви, и это говорит машина, а машины не проявляют эмоций. Но отец Сати его поправляет, говоря, что любовь - это не эмоция, а просто слово, которым обозначают связь двух существ. Ну и, кстати, он-то не то чтобы сильно неправ - любовь это действительно не эмоция, это действительно просто собирательное слово, которым обозначается совокупность всего - и привычек, и эмоций, и физического влечения, и привязанности, и ещё много чего, причём это всё у каждого человека собирается по-своему. И мы опять упираемся в сравнение человека и машины - если мы говорим, что человека отличает возможность любить, то давайте сначала определим, что такое "любовь", какие у неё критерии, и почему искусственный интеллект этим обладать не может ну прямо никогда и ни при каких обстоятельствах, как минимум, в каком-то своём варианте (блин, "Детройт: стать человеком", учись, как нужно поднимать такие сложные темы).

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию"-4

Дальше мы получаем ещё один кусочек диалога, в котором отец Сати говорит, что это его карма, и опять повторяет, что "карма" - это тоже просто слово, которое обозначает мысль: "Что я здесь делаю?" Приезжает поезд, и диалог на этом обрывается, но после него есть, о чём подумать о том, что все вот эти вещи типа "любовь", "судьба", "свобода", "человечность", о которых так много говорится в этих фильмах - это тоже не что-то реально существующее, а просто слова, в которые мы вкладываем какой-то свой смысл.

Однако Тринити ради своей любви готова рискнуть собственной жизнью, она угрожает Меровингиану и вытаскивает Нео из этого лимба. А Нео впервые за все три фильма ломает правила с помощью своего выбора - он приезжает к Оракулу раньше, чем та успевает испечь печенье. А главное - на этот раз он отказывается от очередной красной таблетки, которую услужливо предлагает Оракул.

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию"-5

В целом, Нео наконец-то понимает, о чём этот фильм. Он спрашивает - а в чём цель Оракула, почему она помогает людям, он пытается понять причины того, что происходит, а ещё делает то, что в психологии называется "принять себя" - признаёт, что он сам не был готов услышать правду об Архитекторе и других Избранных, что Оракул ему ничего особо и не предсказывала (что, кстати, чистая правда - до этого момента Нео часто говорил, что вот, мол, Оракул сказала, что я не Избранный, но станет заметно, что Оракул начала говорить: "Прости, малыш, но...", а вот закончил эту фразу: "Я не Избранный" - сам Нео).

Что забавно, на вполне логичный вопрос от Нео о том, каким образом он смог без техники подключиться к Матрице, и как он оказался способен остановить машин-охотников, Оракул отвечает довольно общей фразой о том, что сила Избранного распространяется и за пределы этого мира. Мне, кстати, очень нравится терминология, которую используют - машины не используют слово "реальный мир", только "этот мир" и "тот" или "твой мир", и это имеет смысл - для них-то реален именно мир Матрицы.

Ну и параллельно нам говорят всякие мелочи, которые мы уже разобрали по более ранним намёкам - что агент Смит это Нео, его противоположность, результат попытки мировой программы исправить косяк в виде Избранного и стабилизироваться, что Оракул действует как современное машинное обучение - пытается создать небольшие изменения, чтобы у следующего поколения программы было из чего выбирать варианты для своего развития. А ещё Оракул это машина, которая впервые употребляет слово "надежда" - она понимает, что Смит уже вот-вот готов захватить всё, но, несмотря на это, надеется дожить до завтрашнего дня. Что особенно важно в контексте того, что раньше сказал Архитектор о том, что надежда - это то качество, которое отделяет людей от машин. На этом этапе мы видим, что в результате взаимодействия машины становятся человечнее и обретают надежду, а некоторые люди, наоборот, теряют её.

Пока готовится оборона Зиона, Нео улетает в город машин, к Источнику, куда суждено попасть всем Избранным. По ходу полёта он сталкивается со Смитом в теле Бэйна, теряет глаза, но способен видеть Смита даже без них.

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию"-6

В Зионе разворачивается сражение, а Нео с Тринити подлетают к городу машин. Нео осознаёт, что своими избранными силами он не в состоянии справиться с таким количеством охотников, которое их встречает, и находит нестандартное решение - облететь их сверху.

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию"-7

Добравшись до места Нео договаривается с Архитектором о том, что он вступит в бой и победит вышедшего из-под контроля Смита, а Архитектор установит мир между людьми и машинами.

Бой Нео со Смитом проходит не очень успешно, Смит побеждает, и в очередной раз унижает человечность как понятие:

Почему, мистер Андерсон? Почему? Почему вы поднимаетесь, почему продолжаете сражаться? Верите в сражение ради чего-то? Ради чего-то большего, чем ваше выживание? Можете сказать, что это? Вы сами-то это знаете? Это свобода или правда? Может, мир? Или, может, любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, капризы восприятия. Временные конструкции слабого человеческого интеллекта, отчаянно пытающиеся оправдать существование того, что не имеет ни смысла, ни цели! И все они настолько же искусственны, насколько сама Матрица, хотя только человеческий разум мог придумать что-то настолько же безвкусное, как любовь.

Ну и говорит, что победить его невозможно. А Нео в ответ... соглашается с ним: "Ты всегда был прав, Смит. Это неизбежно". Смит поглощает Нео, потом погибает вместе со всеми своими копиями.

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию"-8

Ну а Нео умирает на кресте, как и положено настоящему киноспасителю, куда ж без этого.

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию"-9

Ну и в последней сцене Оракул говорит с Архитектором, подтверждая, что отныне между людьми и машинами будет царить мир столько, сколько это возможно.

И на этом месте надо немного отвлечься и поговорить про символизм цвета. Потому что "Матрица" в целом снята очень определённым образом, где показанный нам цвет имеет значение - зелёным фильтром окрашена сама Матрица, это цвет машин и машинного мышления; что означают синий и красный, мы видели на примере таблеток: синий - цвет покорности системе, красный, цвет бунтарства; но чем дальше, тем больше в картину проникает жёлтого цвета, который символизирует сознание - по ходу трилогии люди обозначены жёлтым, обретшие сознание программы обозначены жёлтым, Нео начинает видеть машины именно в жёлтом цвете, как разумных существ. И самопожертвование Нео является высшим проявлением его сознания.

Ну и финальный кадр, где в новом мире наступает рассвет, символизирует именно всё это - мир, в котором тесно переплетаются человеческое и машинное начало, в котором присутствует и подчинение, и бунтарство, освещается жёлтым восходом самосознания.

Как я говорил в предыдущем разборе (ссылки будут в конце статьи) - полностью "Матрицу" я смотрел очень и очень давно, и если первую-вторую часть я знал, о чём буду писать, то вот "Матрицу: Революцию"-10

Повторюсь, я давно не пересматривал трилогию "Матрицы", но сейчас она меня очень приятно удивила. Это большое исследование темы человечности, что именно делает человека человеком, и вообще, есть ли что-то в нас такое, что отличает нас от развитых машин. Может, кто-то из читающих вспомнит, какой ажиотаж поднялся вокруг первого фильма, и насколько активно выход первой "Матрицы" поднял вопрос: "А что, если мы живём в симуляции? Как понять, что наш мир реален?" И, что забавно, "Матрица" на это отвечает: "Это неважно". Если вы чувствуете влюблённость, то для вас неважно, что "любовь" это придуманный абстрактный конструкт без чёткого определения, если вы живёте в этом мире, то для вас неважно, насколько ваши действия предсказуемы и "запрограммированы", от того, что человек подчиняется каким-то заложенным природой, воспитанием, ценностями и прочими такими вещами правилам, он не перестаёт быть человеком. И лучшее, что мы можем - это осознать собственную ограниченность, осознать собственную "программу", ведь только осознав её, можно будет выйти за её пределы (или наоборот - продолжать выполнять, но уже осознанно). Просто великолепная с точки зрения психологии мораль.

А в заключение немного поговорим про разные теории о мире "Матрицы". И для этого вернёмся немного назад - в самый первый фильм. Если вы читали мой обзор, то вы, наверно, помните, что первая "Матрица" очень сильно выделяется среди всех остальных фильмов одним фактом - она пытается заставить зрителя думать. Это фильм, который почти никогда не говорит ответы напрямую, пряча их в диалогах персонажей (причём иногда - очень второстепенных персонажей), в разных полунамёках по ходу действия, в цветовой палитре. Вопреки всем законам сторителлинга, всякие второстепенные персонажи полтора фильма кормят нас намёками о том, что Нео как-то слишком уж похож на машину, не для того, чтобы построить на этом какой-то сногсшибательный поворот сюжета, не для того, чтобы что-то нам объяснить, а просто для того, чтобы мы над этим задумались. И это потрясающе, на самом-то деле, ведь ситуация, когда нам так долго о чём-то намекают, а потом говорят обратное (мы точно и однозначно узнаём, что Нео - человек, пусть и с куском кода внутри), в любом другом фильме бы не сработала и вызвала неприязнь, но не здесь.

И именно поэтому, как мне кажется, не совсем корректно утверждать о реальности каких-то теорий в "Матрице" (и я по ходу своих разборов их особо не затрагивал), потому что если вы хотите построить какую-то теорию о мире "Матрицы", то это означает, что фильм сработал так, как должен был сработать. Вы считаете, что Зион реален, а программы пробираются в мир людей, потому что машины настолько хорошо расшифровали строение человеческих мыслей, а Нео управляет машинами, потому что его мозг модернизирован Оракулом? Вы считаете, что Зион - это просто ещё один уровень симуляции, и именно поэтому в него смог попасть агент Смит, а Нео в нём мог проявлять сверхчеловеческие качества? А может, что предсказание Оракула о приходе Избранного было не о Нео, а об агенте Смите, который действительно пришёл и перевернул весь мир? А может, вы думаете, что Морфеус это программа, которая призвана выводить бунтарей из Матрицы, обеспечивая внутри стабильный мир? А может, вы вообще зациклены на гендере режиссёров, и считаете, что фильмы сняты про их личные проблемы? Да не вопрос, главное, что вы что-то считаете, что вы задумались о том, что за внешним слоем фильма может стоять что-то ещё.

Разбор первых двух частей можно почитать тут:

А прочитать, о чём была четвёртая "Матрица", тут: