Знаете, когда я писал статью про четвёртую "Матрицу", то совершенно искренне считал, что оригинальную трилогию как-то незачем объяснять - ну, серьёзно, фильмам больше двадцати лет уже, что о них можно сказать нового? Но мне буквально на днях Дзен подсунул целый ряд относительно недавних статей по поводу несостыковок в сюжете "Матриц", про то, что вот, был первый фильм, потом начали высасывать сюжет, про то, что сюжет переделывали, ну и так далее. В общем, я должен это сделать.
Я хотел было сделать одну длинную статью на три фильма, но уже при просмотре осознал, что разбирать придётся чуть ли не каждый диалог, поэтому давайте пойдём по одной части за раз.
Ну а поскольку вы уже прочитали заголовок, то давайте от него и отталкиваться - обозначим, что мы не особо-то знаем критерии того, кто является программой, а кто нет. Мы это знаем только из того, что думают сами персонажи, а они - не самые надёжные рассказчики. И посмотрим, как нас подводят к идее того, о чём на самом деле эти фильмы.
Сразу скажу, что я не буду уточнять очевидные сцены, которые и так все знают (ну, то есть, сцены, которые показывают нам сюжет "Нео - избранный, Матрица - симуляция, где живёт программа агент Смит" - мы посмотрим только на более глубинные подтексты. Ну и мы не будем касаться четвёртой "Матрицы", потому что она - большой-большой стёб над современной киноиндустрией с её римейками и продолжениями и над зрителями, которые это смотрят.
И нам буквально в одной из первых сцен демонстрируют способ того, как нам подаётся местный лор. Когда к Нео приходят за какой-то нелегальной программой, вот эта сцена - она, на первый взгляд, не нужна, она не раскрывает персонажа, не двигает сюжет. Но зато в этой сцене впервые происходит работа с нашим подсознанием - персонаж говорит какие-то вещи, которые имеют отношение к сцене, но на самом деле эти фразы нужны для того, чтобы посеять у нас в голове определённые образы.
Давайте посмотрим на этот диалог. И вот один раз, просто для примера, сравним его с дубляжом (дальше будет только мой перевод с оригинала). В дубляже это выглядит вот так:
— Аллилуйя! Ты меня спас, ты — мой личный Иисус Христос.
— Если с этим накроют...
— Не учи учёного, друзей не сдают.
— Я рад.
— Ты чего смурной? Какой-то ты сегодня бледный.
— Мой компьютер... Ты знаком с чувством, когда не знаешь, проснулся ты или спишь?
— Да, знаком. Это *цензура*, от него полный улёт. Эй, кончай глаза ломать, отдохни от писишника. Тебе надо оттянуться.
А в оригинале вот так:
— Алиллуйя! Ты мой спаситель, чувак. Мой личный Иисус Христос.
— Тебя могут поймать, если будешь это использовать...
— Да, я знаю — этого никогда не было. Ты не существуешь.
— Верно.
— Что-то не так, чувак? Ты выглядишь белее обычного.
— Мой компьютер, он... У тебя никогда не было чувства, когда ты не уверен, проснулся ты или ещё спишь?
— Постоянно. Это называется *цензура*. Единственный способ улететь. Слушай, для меня это всё звучит так, что тебе надо отключиться.
То есть, просто зацените, сколько смыслов теряется при переводе - в оригинале используется слово Savior - "Спаситель", что уже задаёт тон. Персонаж говорит, что происходящего не было - отсылка к тому, что происходящее в Матрице нереально. Он использует слово "белее", а не "бледнее" - потому что Нео только что прочитал, что должен следовать за белым кроликом, он говорит, что Нео нужно отключиться (причём "unplug" - "вытащить из разъёма"), что отсылает к тому, что Нео отключится от Матрицы. Да даже разница между "улететь", которое намекает на полёт Нео в конце первого фильма, и "улёт" тоже есть. То есть, нам в этом диалоге спойлерят весь сюжет, а самое интересное - он говорит Нео: "Тебя не существует", и Нео с этим соглашается.
Я так детально обращаю внимание на этот эпизод, потому что он является ключевым - ни один нормальный человек не скажет "ты выглядишь белее обычного", и эта нестандартная фраза отсылает нас к другой фразе, которая только что была на мониторе у Нео - авторы показывают нам, что многое мы должны будем улавливать в таких вот второстепенных диалогах.
Следующий пример - когда Нео после первой встречи с Тринити опаздывает на работу, и начальник, который очень сильно похож на агента визуально, хоть и не является агентом, но объясняет Нео их точку зрения на Избранного и их точку зрения на Матрицу:
Вы думаете, что вы особенный? Что правила почему-то на вас не действуют? Очевидно, вы заблуждаетесь. Эта компания является мировым лидером в программном обеспечении, потому что каждый отдельный сотрудник понимает, что является частью целого. А потому, если у одного сотрудника есть проблемы, у всей компании есть проблемы. Пришло время делать выбор, мистер Андерсон. Или вы выбираете находиться за своим столом и дальше, или ищете себе другую работу.
Так что ещё до близкого знакомства с агентами и Матрицей нам уже объяснили, в чём тут конфликт: один бунтарь это проблема для всей Матрицы. Только, признайтесь, при первом просмотре мы этого не поняли.
Когда Нео убегает от агентов, у него появляется выбор - вернуться или пройти по карнизу. И это заслуживает упоминания потому что, на самом деле, это один из немногих выборов, который Нео делает, но при этом в разговоре с Морфеусом нет слова "выбор", он просто говорит: "Шанс есть в обоих случаях, оставляю это за тобой".
Нео ловят, и он попадает на допрос к агенту Смиту. И тут происходит ещё одна интересная вещь. Во-первых, агент Смит тоже хоть и даёт Нео выбор, но не употребляет этого слова:
Мои коллеги верят, что я впустую трачу с вами время. Но я убеждён, что вы захотите совершить правильный поступок.
И, на самом-то деле, понятно, почему - агент Смит это программа, которая действует по заложенному алгоритму, для него само понятие "выбора" сильно обесценено.
А во-вторых, он не называет Морфеуса человеком:
Мы знаем, что вы связывались с определённой... личностью. Мужчиной, который называет себя "Морфеус".
Нео встречается с Морфеусом и помимо ещё одного референса в сторону судьбы:
— Ты веришь с судьбу, Нео?
— Нет.
— Почему?
— Потому что мне не нравится идея, что я не контролирую свою жизнь.
Морфеус рассказывает нам, что такое Матрица:
— Матрица везде. Это всё вокруг нас. Даже сейчас, в этой самой комнате. Ты можешь увидеть её, выглянув в окно или включив телевизор. Ты можешь почувствовать её, когда идёшь на работу, когда идёшь в церковь или платишь налоги. Это мир, который натянут тебе на глаза, чтобы спрятать их от правды.
— Какой правды?
— Что ты раб. Как и все остальные, ты был рождён в оковах, рождён в тюрьме, которую не можешь понюхать, попробовать или потрогать. Тюрьме для твоего разума.
Обратите внимание, что Морфеус не рассказывает нам про какие-то программные ограничения, про какие-то плохие события, про что-то необычное, наоборот - он говорит про самые обычные события. Именно поэтому, кстати, основные мысли нам до сих пор озвучивают всякие второстепенные персонажи - потому что Матрица это не программа, а образ мышления. Директор корпорации, находясь в рамках Матрицы, мыслит ровно теми же категориями, что и агенты, программы, написанные для Матрицы искусственно.
Культовая сцена с выбором таблеток, мы её пока просто отложим на потом, потому что она ещё важнее, чем кажется.
Хотя, впрочем, одна из сторон этой важности раскрывается прямо сейчас. Морфеус рассказывает, что таблетка содержит код, который поможет отследить месторасположение реального тела Нео. Тут, вроде, всё понятно - в мозг Нео, как и в мозг других людей передаётся какой-то сигнал, чтобы он мог видеть этот мир Матрицы. Раз этот сигнал есть, то его можно отследить, можно как-то на него воздействовать. И тут, если следить не только за сюжетом, но и смотреть вглубь диалогов, вспомнив, что нам говорили, что Нео не существует, а Морфеус не человек, мы тут сильно задумываемся, а как отличить реальный мир от вымышленного, программу от человека? Эту фразу именно в этот момент, кстати, произносит и Морфеус, спрашивая Нео, как бы он отличил реальный мир от нереального?
А продолжается это в сцене попадания в тренировочную программу:
— Это... Это не реально?
— Что такое "реально"? Какое определение ты дашь слову "реально"? Если ты говоришь о том, что ты можешь почувствовать, понюхать, попробовать на вкус и увидеть - то "реальность" это просто электрические сигналы, обрабатываемые твоим мозгом.
Ещё одна любопытная деталь - рассказывая о реальном мире, Морфеус опять переходит на "программный" сленг: "У нас есть только биты и отрывки информации". Только не думайте, что всё однозначно - в этой же сцене он чётко ассоциирует себя с человечеством.
Чуть позже Морфеус рассказывает Нео, что когда Матрица впервые была создана, в ней родился человек, который мог менять её по своему желанию. Он освободил "первых из нас", а когда он умер, оракул предсказал, что он вернётся и положит конец войне. Ну и Морфеус верит, что поиски Избранного окончены. И опять - если мы не будем просто смотреть дальше на крутейшую боевую сцену, а остановимся и подумаем над сказанным - а откуда Морфеус это знает? Почему он так уверен, что неизвестный паренёк по имени Томас Андерсон - их будущий спаситель?
Ну а по сюжету мы продолжаем развивать ту мысль, которая появилась как намёк, а теперь уже показывается напрямую - если мысли это электрические импульсы, то при желании их можно подделать, буквально загрузить в человека необходимые данные. В данном случае - знания о кунг-фу и джиу-джитсу
Мы, кстати, получаем ещё один намёк на то, что Нео - не человек.
— Как он?
— Десять часов без отдыха. Он прямо машина.
Сцена с неудачным прыжком и ещё одна демонстрация того, что наш разум заперт нашими ощущениями, ведь именно то, что Нео видит, то, что он привык думать определённым образом, мешает ему выйти за рамки.
Когда Нео знакомится с агентами, Морфеус опять спойлерит нам весь сюжет:
— Рано или поздно, кто-то сразится с ними.
— Кто-то?
— Не буду лгать тебе, Нео. Каждый мужчина или женщина, которым приходилось сражаться с агентами, погибли. Но там, где они провалились, ты добьёшься успеха.
— Почему?
— Я видел, как агент пробивал кулаком бетонную стену, как в них выпускали целую обойму, но попадали только в воздух. Но всё же их скорость и сила всё ещё принадлежат миру, основанному на правилах. А потому они никогда не будут настолько сильными и быстрыми, насколько ты можешь быть.
— Что вы пытаетесь мне сказать? Что я смогу уклоняться от пуль?
— Нет, Нео. Я пытаюсь сказать, что когда ты будешь готов, тебе это не понадобится.
И опять Морфеус не даёт нам никаких ответов - почему он сам не может быть настолько быстрым? откуда он всё это знает? почему именно Нео? Ну и, конечно, то, что в будущем мы увидим всё, о чём он говорит - и пробитую стену, и уклонение от пуль, и, в итоге, ситуацию, когда Нео не надо будет от них уклоняться, тоже весьма любопытно.
Сайфер беседует с агентом Смитом, который ищет коды доступа к Зиону, но сам Сайфер их не знает, поэтому обещает выдать агентам Морфеуса. Ну и, помимо этого, в очередной раз загоняет нам о том, что вкус еды - это просто переданные Матрицей нервные импульсы.
Отсюда мы плавно перетекаем в сцену обеда команды "Навуходоносора", где продолжается обсуждение того, что такое вкус, и как машины могут понять, что такое вкус. Но самое интересное в другом - нам опять второстепенный персонаж поднимает важную тему, на этот раз это Мышонок, который предлагает Нео определённые услуги со стороны разработанной им женщины в красном. А на брезгливую иронию со стороны остальных членов команды заявляет:
— Отрицать наши влечения - это отрицать то, что и делает нас людьми.
Мы опять видим этот вопрос - если всё наше восприятие это электрические импульсы, то чем отличается машина от человека, что нас делает людьми?
Нео приходит к Оракулу, и мы продолжаем развивать тему того, являются ли наши мысли - нашими. Оракул говорит, чтобы Нео не беспокоился о вазе, тот после этих слов начинает искать вазу, поворачивается и разбивает её.
Ну и мельком вбрасывает информацию о нескольких жизнях Избранного, которую мы узнаем только в конце третьего фильма:
— У тебя есть дар, но, похоже, ты будто чего-то ждёшь.
— Чего?
— Следующей жизни, может быть. Кто знает.
Плюс - она говорит, что либо Нео, либо Морфеус должен будет умереть. А ещё - напоминает Нео, что тот не верит в судьбу и считает, что сам контролирует свою жизнь.
Сайфер предаёт команду и впервые поднимает самый главный вопрос о том, является ли выбор красной таблетки путём к свободе. Сайфер признаёт, что как он был несвободен в Матрице, ровно также он несвободен и сейчас.
— Он сделал нас свободными.
— "Свободными". Это ты называешь свободой? Всё, что я делал - это то, что он мне говорил.
Морфеуса захватывают машины, и пока там агент Смит рассказывает про первую Матрицу, которая была идеальным миром без страданий, мы опять сталкиваемся со словом "выбор" и понимаем, что надо остановиться и подумать. Агент Смит продолжает допрос, натравливая на "Навуходоносор" охотников, потому что "у нас нет другого выбора", Танк готовится отключить Морфеуса, потому что "у нас нет выбора", а Нео решает, что "нам надо сделать выбор", но когда Тринити его одёргивает, он говорит, что должен это сделать. И это очень любопытная сцена - мы ведь как-то базово привыкли считать, что человек отличается от программы тем, что у него есть свобода выбора, и вот тут нам показывают, что это, вообще-то, не совсем так - и о свободе выбора можно забыть в некоторых вариантах типа внешних обстоятельств или, как у Нео, просто из-за веры и чувства долга.
А пока агент Смит рассказывает Морфеусу свою теорию о том, что же такое быть человеком на его взгляд:
Я бы хотел поделиться одним открытием, которое я сделал, пока тут нахожусь. Я это понял, когда пытался классифицировать ваш вид. И я понял, что вы, на самом деле, не млекопитающие. Каждое млекопитающее на этой планете инстинктивно развивает у себя равновесие с окружающим миром. Не не вы, люди. Вы приходите в какой-то регион и размножаетесь, и размножаетесь, пока не потребите все природные ресурсы. И единственный для вас способ выжить - распространиться в другой регион. На этой планете есть ещё один вид организмов, живущий по такому принципу. Знаете, какой? Вирусы. Человеческие создания - это заболевание, раковая опухоль этой планеты. Вы - чума, мы - лекарство.
А через пару мгновений мы сталкиваемся ещё с одним вопросом насчёт человечности - а может ли программа испытывать эмоции? И с учётом всего предыдущего, всех вот этих моментов с симуляцией вкуса, передачи мыслей по проводам и всего остального - а почему бы и нет? Почему агент Смит, который является самой первой версией программы, которая должна была следить за Матрицей, и которая была написана, чтобы уничтожать бунтарей, не должен воспринимать своё желание как ненависть?
Слышите меня, Морфеус? Я буду с вами честен. Я ненавижу это место, этот зоопарк, эту тюрьму, эту реальность, называйте её как хотите. Я не могу больше оставаться здесь. Этот запах. Если такая вещь вообще существует. Я чувствую, как пропитан им, я могу почувствовать вашу вонь. И каждый раз, когда это происходит, я боюсь, что каким-то образом заражусь им. Это омерзительно, не правда ли? Я должен покинуть это место, должен стать свободным.
Особенно интересно, что это самый эмоциональный момент в фильме. Кто там ещё вообще проявлял эмоции? Нео? Не особо. Морфеус? Не смешите мои тапочки. Тринити? Ну, да, но тоже не особо ярко - что можно списать на тяжёлые жизненные условия. А вот программа внезапно выдаёт очень эмоциональную речь.
А ещё один момент - агент Смит призван уничтожать бунтарей, но он не в состоянии это сделать - это уже пятая версия Матрицы, а людей всё равно отпускают. И он мечтает выбраться, уничтожить Зион, и завершить свою задачу, стать свободным. И внезапно ещё одно понятие, которое обычно используют для определения "человека" - свобода - прекрасно вписывается в программируемую логику. И на закуску - а является ли решение Смита покинуть предназначенный ему город и стать свободным - выбором? Или то, что он нарушил протокол, сняв наушник ради разговора с Морфеусом? Мы опять в соседних сценах сравниваем выбор человека и выбор машины - и они не то чтобы принципиально различаются.
Тем временем в копилку подозрений на то, что Нео - машина, падает очень конкретная фраза Тринити: после той самой сцены с пулями она говорит, что Нео не просто быстро двигался или что-то ещё, а именно, что он двигался как агенты.
И через пару минут мы получаем подтверждение того, что эта фраза не случайна - в столкновении со Смитом в метро Нео не просто сражается с ним на равных или как-то похоже двигается, они буквально копируют и движения, и даже мысли друг друга.
В итоге агент Смит всё-таки убивает Нео, но тот воскресает благодаря поцелую Тринити, видит Матрицу как код, уничтожает Смита и завершает фильм звонком, как мы узнаем позже, Архитектору. И вот это всё тоже, в принципе, можно выразить фразой: "А какого?" Если Нео человек, то нет буквально никаких причин для того, чтобы он настолько резко получил такой сильный апгрейд по силам.
Ну что же, наше долгое путешествие подошло к концу, и, надеюсь, вы понимаете, что "Матрица" - это просто абсолютно уникальная вещь. На первый взгляд это просто такой, стильный качественный боевик о том, что парень узнаёт, что живёт в симуляции, и становится Избранным, благодаря силе любви (тм). Но если прислушаться получше, то становится понятно, что весь фильм - это большое исследование человечности. Весь фильм перед нами поднимаются вопросы о том, кто же такой человек, что делает нас людьми? Ну или наоборот - что такое Матрица, и почему мы можем быть уверены, что мы - не её часть?
Причём фильм не даёт каких-то ответов или даже подсказок, он просто говорит: "Вот тебе мысль про возможность симуляции органов чувств, подумай над этим, а я пока пойду дальше". И при этом если вы думаете, что я скажу, что вот, мол, смотрите, нам уже в первом фильме накидали доказательств того, что Нео и Морфеус - программы, то нифига, фильм умышленно даёт нам огромное количество намёков в эту сторону, но при этом точно также умышленно никогда не поднимает эту тему, не выводит её на поверхность. И "Матрицу" действительно можно смотреть как боевик про Избранного и больше ничего, и если у вас при просмотре даже мысли не возникло, что Нео как-то чересчур подозрительно для человека себя ведёт - то с этим нет никаких проблем, это по-прежнему цельная единая история. Ну а все более глубокие темы служат в нём не для сюжетного поворота или чего-то ещё, а для того, чтобы мы могли над ними подумать. И это очень важно - мы не должны думать над темой человечности, но мы можем думать над ней. Помните, как Морфеус объяснял, что Матрица - это больше стиль мышления? Так вот, фильм "Матрица" как раз пытается нас научить выйти за рамки своей личной кинозрительской Матрицы, чтобы мы не просто смотрели на красивую картинку и впитывали чужие мысли, а чтобы мы думали над тем, что видим, чтобы мы думали о поднятых темах собственные мысли, давали фильму собственные интерпретации. И судя по тому, что вопрос: "Как доказать, что мы живём не в Матрице?" - до сих пор время от времени мелькает, у фильма это весьма неплохо получилось.
Ну а как это всё развивают во втором и третьем фильме, мы рассмотрим немного позже.
Продолжение разбора трилогии "Матрицы" тут:
А почитать, о чём на самом деле была четвёртая "Матрица" можно тут: