Найти тему

Каким должен был стать главный ударный самолёт американских авианосцев. Штурмовик McDonnell Douglas A-12 Avenger II. США

Этот малоизвестный и нереализованные проект самолёта во многом оказался очень важным для развития мировой и Российской боевой авиации. Именно для борьбы с ним, в тогда ещё существовавшем СССР, были инициированы программы ЛМФС, ЛФС и МФС, которые в конечном итоге вылились в первые отечественные истребители пятого поколения, такие как Су-57. Так что уверен рассказ о нём будет интересен самому широкому кругу любителей истории авиации.

Авиация реальная и альтернативная | Блог альтернативная история | Дзен

Краткая историческая справка

McDonnell Douglas/General Dynamics A-12 Avenger II проект американского штурмовика, предложенный компаниями McDonnell Douglas и General Dynamics. Он должен был стать всепогодным палубным самолётом-невидимкой, заменяющим Grumman A-6 Intruder в ВМФ и Корпусе морской пехоты США.

Разработка А-12 была затруднена из-за перерасхода средств и нескольких задержек, что вызвало вопросы о способности программы достичь своих целей; эти сомнения привели к отмене программы в 1991 году. Ее отмена оспаривалась в судебном порядке, пока в январе 2014 года не было достигнуто мировое соглашение между сторонами.

-2

Конкурс на создание нового штурмовика и предпосылки к этому

В 1983 году ВМФ США начали программу усовершенствованных тактических самолетов (ATA). Программа заключалась в разработке и замены штурмовиков A-6 Intruder к 1994 году. Одним из условий для будущего самолёта было использование в его конструкции стелс-технологий малозаметности, разработанных для ВВС США.

Контракты на концептуальное проектирование были заключены с отраслевыми командами компаний McDonnell Douglas / General Dynamics и Northrop / Grumman / Vought в ноябре 1984 года. В 1986 году команды получили контракты на дальнейшую разработку концепции.

Команда McDonnell Douglas/General Dynamics была выбрана победителем, 13 января 1988 года. Команда-соперник во главе с компанией Груман, к удивлению, так и не смогла подготовить законченный проект. Команда McDonnell Douglas/General Dynamics получила контракт на разработку, и самолет ATA получил обозначение A-12. Первоначально первый полет планировался на декабрь 1990 года.

Изначально ВМФ планировал закупить 620 самолетов А-12, а морская пехота хотела получить 238 машин. Кроме этого, ВВС в будущем рассматривали возможность заказа ещё около 400 самолётов А-12.

-3

Технические требования к самолёту

А-12 Эвенжер II рассматривался как возможная замена в ВВС истребителя-бомбардировщика General Dynamics F-111 Aardvark и британских истребителей-бомбардировщиков Panavia Tornado.

По конструкции, штурмовик представлял собой летающее крыло в форме равнобедренного треугольника с кабиной, расположенной вблизи вершины.

Самолет должен был быть оснащен двумя турбовентиляторными двигателями General Electric F412-D5F2, каждый из которых развивал тягу около 58 кН. Всё вооружение на штурмовике, в угоду малозаметности, планировалось устанавливать во внутренних отсеках, и он должен был нести, до двух ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, двух ракет класса «воздух-земля» AGM-88 HARM и комплекта боеприпасов класса «воздух-земля», в том числе неуправляемые или высокоточные бомбы. Кроме этого, была поставлена задача что А-12 также должен был быть способен доставлять и ядерное оружие. Таким образом, по тех.заданию, боевая нагрузка А-12 должна была составить 2300 кг.

История разработки

Начиная с начала 1990 года у McDonnell Douglas и General Dynamics начались задержки и непрогнозируемое увеличение затрат. Из-за сложностей с композитными материалами вес самолета увеличился на 30% по сравнению с проектным. Это было крайне нежелательно для самолета, которому нужно было действовать с борта авианосца.

Технические трудности, связанные со сложностью используемой радиолокационной системы, также привели к увеличению затрат. По одной из оценок, А-12 должен был съесть до 70% бюджета ВМФ на самолеты. Однако всё же после многочисленных задержек проектные работы были успешно завершены, в октябре 1990 года. После чего сроки первого полета были сдвинуты на начало 1992 года.

В правительственном отчете, опубликованном в ноябре 1990 года, были зафиксированы серьезные проблемы с программой разработки А-12. В декабре 1990 года министр обороны Дик Чейни поручил ВМС обосновать продолжение программы и указать причины, по которым ее не следует отменять. Ответ ВМФ и подрядчиков не убедил министра обороны, поскольку он отменил программу в следующем месяце. 7 января 1991 года, программа разработки штурмовика А-12 была прекращена, официальной причиной стало нарушение контракта.

Правительство посчитало, что подрядчики не смогут завершить программу, и поручило им вернуть большую часть 2 миллиардов долларов, которые были потрачены на разработку А-12. McDonnell Douglas и General Dynamics оспорили это в Федеральном суде. Причины отмены проекта обсуждаются и остаются предметом споров, до сих пор, так как проект был на достаточно высокой стадии готовности.

Реальный макет «Эвенжера II» доживший до наших дней:

Телеграмм канал Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/kakim-dolzhen-byl-stat-glavnyj-udarnyj-samolyot-amerikanskih-avianostsev-shturmovik-mcdonnell-douglas-a-12-avenger-ii-ssha/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉