Хотели бы вы когда-нибудь увидеть продолжение фильма "Начало" Кристофера Нолана? Знаю, многие зрители выступают последовательными противниками любых сиквелов – от кино они ждут только свежие оригинальные истории. Но среди публики достаточно и тех, кто гораздо благосклоннее относится к уже известным персонажам и к понятным сюжетным конструкциям – им возвращение в привычный мир дает ощущение уверенности. Потому многие и любят большие франшизы – посмотрев один фильм, ты представляешь, что увидишь в следующих. Впрочем, кажется, Нолан не очень любит возвращаться к уже раскрытым им темам. Или это только кажется?
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Мы пока точно не знаем, чем занимается сценарист и постановщик после получения заветного режиссерского "Оскара", но слухи указывают на то, что Нолан в качестве приоритетного направления рассматривает съемки ремейка культового фантастико-приключенческого сериала "Заключенный" 1967 года. В центре сюжета оригинального телешоу находился ушедший со службы британский секретный агент. Вместо отдыха на Карибах его "пенсия" превратилась в ссылку в загадочную Деревню, больше похожую на лагерь для заключенных. На протяжении полутора десятков серий герой ищет способ покинуть "курорт", но все его попытки оказываются тщетны.
На первый взгляд, это классический шпионский триллер с элементами детектива, мистики и даже фантастической антиутопии, но я вижу в возможном погружении Кристофера Нолана в эту историю еще один аспект. Мне кажется, что формально заявленный ремейк "Заключенного" вполне может оказаться замаскированным сиквелом или спиноффом "Начала", одного из самых ярких фильмов этого автора. Разумеется, могу ошибаться и выдавать желаемое за действительное, но, по-моему, за столь неожиданным выбором пути на следующие пару-тройку лет у Нолана стоит нечто большее, чем простая любовь к сериалу из детских воспоминаний.
Даже на самом поверхностном уровне связь двух произведений очевидна – героями манипулируют, используя сон. В сериале главный герой, получивший вместо имени прозвище Номер Шесть, подвергается воздействию специальных средств, заставляющих его уснуть, а затем внутри сна ученые и противники формируют в сознании персонажа необходимую им картину мира. Это не такой сложный механизм, который придумал Нолан для "Начала", но в ремейке "Заключенного" режиссер вполне может вернуться к тому способу запуска осознанных сновидений, который он уже использовал прежде.
В паре эпизодов "Заключенный" и "Начало" перекликаются еще более настойчиво – в сериале Номер Шесть в какой-то момент понимает, что в его сны вторгаются посторонние, и обращает это знание против своих врагов. Точно так же Сайто в самом начале фильма Нолана осознает, что давно находится внутри своего сна, и это разрушает возведенные Коббом конструкции. Учитывая заметное пересечение идей внутри двух проектов, было бы логично объединить манипуляции со сновидениями в единую конструкцию – режиссер мог бы вписать работающие механизмы с Архитектором, Имитатором, Извлекателем и остальными, чтобы придать технологии основательность и достоверность.
Но прямолинейное скрещивание "Начала" и "Заключенного" было бы слишком грубым ходом – было бы неправильно делать из нового фильма Нолана банальный сиквел или приквел, потому что внутренний стержень сериала работает иначе. Несмотря на почтенный возраст, оригинальное шоу поднимает актуальные для сегодняшнего дня вопросы виртуальной реальности, искусственного интеллекта, корректировки сознания. В "Заключенном" нашлось место и философскому высказыванию, и традиционным для того времени размышлениям о границах личной свободы, и весьма неожиданному сопоставлению индивидуализма злоупотреблению власти. Изнанка сериала даже несколько богаче нолановской "сонной" фантастики, поэтому "Начало" и нового "Заключенного" лучше аккуратно поместить в одну вселенную, дав легкие перекрестные отсылки.
Вольно или невольно Нолан существенно расширил свою аудиторию "Оппенгеймером", да и в силу возраста часть зрителей может сегодня ничего не знать о "Начале". Поэтому правильнее было бы снимать не однозначное "Начало 2", а что-то вроде "Начало: Пробуждение силы". Это позволит развивать новые идеи, не опасаясь испортить фильм 2010 года и не требуя от новых зрителей знания и понимания всех деталей истории Доминика Кобба. Позаимствовав часть мифологии и устройства мира из своего фильма, Кристофер Нолан может предложить переосмысленное, дополненное, расширенное видение своего концепта "жонглирования снами". Это вполне может понравиться и поклонникам "Начала" и ценителям оригинального "Заключенного".
На этом месте стоит отключить свои "хотелки" и здраво подойти к "правилам жизни" самого Кристофера Нолана, а он, будем честны, вряд ли особенно ретиво стремится выстроить новую киновселенную вокруг своего "Начала". Но большая очевидная связь вроде камео персонажей и не нужна, достаточно сделать определенные повествовательные параллели – дальше зрители всё достроят сами. "Начало" остается одним из самых любимых публикой фильмов Нолана, поэтому даже небольшие намеки на связь добавят интереса к новой ленте и ажиотажа вокруг премьеры. Все-таки именно фильм об архитекторах сновидений задал особую траекторию карьере режиссера – он сумел доказать, что может не только про Бэтмена рассказывать, но и выдавать оригинальные идеи, будоражащие воображение.
Связующей нитью двух лент вполне может служить устройство PASIV – то самое "портативное автоматическое устройство внутривенного ввода сомнацина", с помощью которого персонажи погружались в общие сны. В "Начале" вскользь упоминалось, что технология и аппарат были разработаны военными для обучения солдат во сне. Для нового "Заключенного" это источник сюжетного наполнения – главный герой фильма может быть как изобретателем, так и подопытным на испытаниях устройства. Уже одна такая связка двух лент делает их интереснее и объемнее. А ведь для такого соединения даже делать ничего не нужно, только указать названия прибора или теории.
Остается лишь выждать решение самого режиссера. После успеха "Оппенгеймера" Нолан может позволить себе многое, но готов ли он изменить своим принципам не вдаваться в детали уже вышедших собственных картин? Прежде Кристофер лишь однажды согласился на участие во франшизе, сняв трилогию о Темном рыцаре – ни одной своей ленте он никогда не придумывал ни приквелов, ни продолжений. И хотя многие примеры расширения киновселенных кажутся нам порой избыточными и необязательными, в случае с "Началом" это было бы интересно. А главное, это стало бы логичным шагом эволюции для Нолана-сценариста и Нолана-постановщика. Это вызов. Это задача со звездочкой. Это новое Начало.
Повторюсь – всё изложенное выше является разыгравшейся фантазией, которую мне часто не удается полностью обуздать. Нет пока никакой информации не только о возможной связи будущего "Заключенного" с "Началом" – Нолан вполне может посмеяться над всеми инсайдерами и объявить о начале работы над каким-то совсем иным проектом. Что же, я и этому буду рад, а свой текст про несбывшуюся мечту о "Начале 2" буду перечитывать в качестве антидота к своему неуемному воображению.
Честное слово, такой материал – исключение из правил данного канала, обычно я пишу о том, что уже посмотрел, и о том, что меня как-то впечатлило. Посмотрите предыдущие статьи, и если вам такое интересно, заглядывайте к Киноведу в штатском регулярно – будет много интересного. А еще у нас есть телеграм-канал с памятными датами, музыкой и необычными фото. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, фантазируйте, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: