Страниц: 200
Оценка: 6/10
Первое издание: 2023 (?)
Увлекательность: 5/10
Прописанность героев: 7/10
Сюжет: 6/10
Глубина: 6/10
Эмоции: 5/10
Идея: 5/10
Как вы могли заметить, прочитанные мною книги стали как-то подозрительно хорошо вписываться по алфавиту — и это не случайность. Есть такая штука, как «избыток выбора», из-за которого я тону в количестве отложенных книг и могу тратить много времени на поиск следующей на прочтение. Я эту проблему решила, ограничив пул одной буквой алфавита за раз. Но вот я нарушаю эту мной же созданную традицию и перехожу сразу к букве «П» — всё из-за этого сборника рассказов.
Те, кто знает меня близко, знают и о моей любви ко всякому «ретро» и к необъятным уютным просторам страны. Панельки, Наутилусы напополам с Электрофорезом, одежда в стиле семидесятых-девяностых — это всё про меня. Да что я рассказываю: можно просто упомянуть, что при всей тяге к классической фантастике, киберпанку и серии книг Сапковского я избрала «той самой» игру Atomic Heart.
Поэтому у «Провинциалов» был невероятно высокий шанс меня заинтересовать: и обложка, и название, и аннотация, и даже плейлист — манило всё. Однако реальность не совсем совпала с моими ожиданиями, давайте остановимся на этом подробнее, пока я не продолжила рассказывать о своих хобби.
Первое, о чём задумываешься: сорок рассказов на 165-200 страниц (в зависимости от форматирования) — как-то слишком много, что же там за архивация такая. Как оказалось, рассказы эти действительно малы, и некоторые вовсе больше похожи на заметки и занимают пару абзацев. Однако важен не размер произведения, а его смысл. Идеи, которые закладывает автор, и сюжет, заинтересовывающий читателя.
И в плане смыслов у меня и произошёл разрыв между ожиданием и реальностью. Что вы ожидаете от книги с названием «Провинциалы»? Мне казалось, я встречусь с зарисовками о красивой, размеренной жизни, увижу приятных персонажей. Панельки. Протоптанные в снегу тропинки во дворах хрущёвок. Закат над неухоженным оврагом, который ты видишь, сидя на ржавых советских качелях. Однако я увидела то, из-за чего захотелось переименовать книгу в «40 нехороших людей». В каждом из рассказов я видела неприятных людей: алкоголиков, изменщиков, склочных и недалёких, и потому в некоторых рассказах лучиками света были просто запутавшиеся люди.
Начинается сборник с рассказа о Москве. Главный герой приехал из провинции, видится с другом, а тот неприятно изменился: сам только переехал, работает на должности с низким порогом входа и оттого низкой зарплатой, но при этом загордился. Наш герой недоволен. Но в этом рассказе меня удивил другой «герой»: описывается здесь некий комиссионный книжный магазин, и выставляется он не в лучшем свете.
«У книжного их встретила громкая музыка и несколько утонченных девиц. Подобных девиц Роман видел и в провинции, но здесь они были куда более и изнеженными и надменными. Выпив вина, приятели покрутились возле тощих парней, с которыми Гуторов перекинулся парой слов, а потом спустились в подвал, где и находился книжный магазин. Покопавшись немного в стопках потертых книг и выпив еще немного вина, они отправились в бар. Цель визита так и осталась для Романа загадкой».
Сначала я подумала, что это навет на магазин «Ходасевич», но потом погуглила и узнала, что возле Китай-города, где по рассказу оказались герои, есть несколько книжных. Однако странность остаётся странностью: ни разу я не встречала подобных мероприятий с неким «гламурным» подтекстом у книжных, и тем более неоткуда там взяться «изнеженным и надменным девицам». Обычно всё происходит мило и по-домашнему, а в упомянутом уже мной «Ходасевиче» живёт концентрация этого уюта.
Где-то на середине сборника я поймала волну, и читать стало проще. Однако не сказать, что приятнее: просвета в тучах человеческих пороков я так и не нашла. Не знаю, возможно, человек я такой, но не нравится мне читать или смотреть, как другие люди оступились или совершили глупые поступки. Их жизнь — пусть живут, как считают правильным. Осуждать, делить все решения на правильные или нет — не про меня. И в контексте такой беспробудной тоски название сборника мне кажется кощунственным, неправильным, оно как будто берёт всех людей, живущих за пределами Москвы, и маркирует ярлыком «провинциал» в негативном ключе.
Относительно стиля письма автора я не смогла сложить однозначное впечатление, так как местами были шероховатости, слишком тяжёлые предложения, но чаще читалось всё легко. Чтобы вы составили своё мнение, приведу отрывок, над которым из-за случайной нелепости я смеялась долго. Но не считая этого момента — он неплохо демонстрирует, как пишет автор.
«Вот только мало кто знал, что, самозабвенно служа мужу, Ирина все же позволяла себе иногда небольшой отдых. Когда любимый задерживался допоздна на работе, ее навещал любовник. Но, справедливости ради, стоит заметить, что муж ее занимался тем же самым.»