Найти тему
Школа Вокала.

5 простых секретов красивого пения от Ирины Ульевой.

Недавно писала про Ирину Ульеву в статье:

Сегодня для вас 5 простых секретов красивого пения от Ульевой.

1. Многократно слушайте произведения в исполнении выдающихся певцов с вашим типом голоса

2. На начальном этапе разучивания произведения не используйте аккордовый аккомпанемент

3. Развивайте квадратные мышцы лица

4. Чаще пойте итальянские песни на итальянском языке

5. Пойте на публике популярные произведения, которые выучены на «отлично»

Подробно о каждом секрете.

Секрет 1.

Многократно слушайте произведения в исполнении выдающихся певцов с вашим типом голоса.

Казалось бы, что может быть проще этой мысли: хочешь научиться петь — слушай хорошее пение.

Но речь идет не о простом слушании во имя эмоционального и эстетического наслаждения, ради которого люди ходят в оперу, на концерты, покупают музыкальные диски.

Мы говорим об эффективном методе улучшения качества собственного голоса.

Прежде чем подробно рассмотреть все составляющие этого секрета, напомним, в какой последовательности нужно работать над вокальным произведением.

Секрет 2.

На начальном этапе разучивания произведения не используйте аккордовый аккомпанемент.

Мы уже упоминали этот секрет, когда говорили о том, как правильно следует разучивать вокальное произведение. Но он стоит того, чтобы поговорить о нем отдельно.

В наше время при большом количестве доступных классических минусовок, велик соблазн сразу же запеть под аккомпанемент академического оркестра.

Еще великий русский композитор и педагог М. Глинка указывал, что аккомпанемент может помешать певцу правильно воспринять мелодию произведения.

А ведь мелодия — это одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. П. Шишову, 1927). И эту мысль, однажды рожденную композитором, нам нужно понять и воспроизвести.

В этом нам должен помочь наш мозг, который активно участвует в процессе пения.

Чрезмерное обилие звуков мешает мозгу четко запомнить мелодию, ее ритм, движение, мелизмы.

Необходимо отметить, что очень многое в восприятии мелодии должно уходить на подсознание.

Чем сложнее вокальное произведение, тем большее значение имеет работа подсознания. Можно сказать, что подсознание — это работа мозга на «автопилоте».

В любом произведении — множество нот, и наш мозг должен запомнить их все, со всеми характеристиками. И в результате, помочь нам воспроизвести звуковую волну, ту самую звуковую волну, которую однажды сочинил для нас композитор и зафиксировал в нотной записи.

Но певец, контролирующий во время пения каждую ноту в отдельности, будет иметь большие проблемы с вокальной техникой. Очевидно, что такое исполнение будет далеко от идеального.

Образно говоря, ноты — это слепок звуковой волны. И ваша задача — воспроизвести эту звуковую волну, а не просто пропеть ноты.

Создание звуковой волны — важнейшее условие красивого исполнения вокального произведения.

Итак, запомните, никогда не следует начинать разучивать произведение ни под оркестр, ни под аккорды фортепиано или какого-либо иного инструмента!

Секрет 3.

Развивайте квадратные мышцы лица

Квадратные мышцы лица находятся в области верхней губы, носа и щек.

Мало кому известно, что хорошо развитые квадратные мышцы лица улучшают качество звуковой волны, пуская ее в резонаторы.

Между тем, вот что писал по поводу значения резонанса великий итальянский певец и педагог Э. Барра : «Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом, резонанс обеспечивает яркость, полетность голоса, его неутомимость, долговечность».

Упражнения на развитие квадратных мышц лица есть во всех наших курсах. Это одно из важнейших упражнений, которое необходимо выполнять регулярно!

Пример упражнения на развитие квадратных мышц лица есть также в нашем видеокурсе «20 упражнений маэстро Барра» (упр. 13 и 14).

Вообще, что касается вокальных упражнений, — их в вокальной литературе опубликовано сотни, а, может быть, и тысячи.

Если задаться целью — сочинять вокальные упражнения, можно легко придумывать их по паре штук каждые пять минут.

Это, конечно, шутка. А если серьезно, то дело в том, что реально полезных упражнений не так уж и много.

В итальянской школе, пожалуй, их наберется всего несколько десятков. Они составляют костяк школы. Эти упражнения базируются на строгой, логичной теории, объясняющей саму механику классического пения.

Остальные упражнения, если их и можно признать полезными, то только при условии, что они являются своеобразной импровизацией от базовых.

Следует иметь в виду, что существует множество упражнений, которые не только бессмысленны, но и вредны.

В среде вокалистов порой можно услышать мнение, что итальянские упражнения петь опасно, потому что можно навредить голосу.

Это, действительно, так. При бездумном употреблении любое лекарство может обернуться ядом.

Мало просто знать, какие упражнения полезны, какие бессмыслены, а какие вредны.

Запомните: если вам не ясен смысл конкретного упражнения или нет примера его правильного исполнения, — не стоит его исполнять вовсе!

В наших обучающих курсах все упражнения не только подробно объяснены. На прилагаемом аудиодиске продемонстрировано, как их правильно исполнять. А по эффективности итальянским упражнениям, проверенным поколениями певцов и педагогов, — нет равных!

Секрет 4.

Чаще пойте итальянские песни на итальянском языке.

Очень полезно не только слушать итальянских певцов и певцов итальянской школы, но и петь итальянские песни на итальянском языке. Подчеркнем именно на итальянском языке!

А теперь объясним, в чем суть этого секрета.Общеизвестно, что итальянский язык — самый певучий в мире.

«Нельзя не учитывать способствующие пению фонетические особенности итальянского языка, с неизменностью звучания гласных относительно любых соседних согласных, с частым удвоением сонорных согласных, перед которыми звучание гласных требует высоко поднятого нёба, с отсутствием сложных звукосочетаний и активностью артикуляции» (проф. Российской академии им. Гнесиных Л. К. Ярославцева).

К тому же теплый климат Италии благоприятствует хорошему состоянию голосового аппарата практически в любое время года. Темпераментная речь развивает квадратные мышцы лица, настраивает резонаторы.

Поэтому неслучайно, что оперное искусство зародилось именно в Италии.

Бурное развитие оперного искусства, совершенствование вокальной техники привело к созданию итальянской вокальной школы, т. е. системы эффективных упражнений, специальных приемов, специфических ощущений и особых секретов, — школы, направленной на развитие певческого голоса до его оптимального звучания.

В результате, союз вокального исполнительства, сочинительства, педагогики и науки привел к появлению такого понятия как «эталонное звучание классического голоса».

Можно считать, что этот эталон окончательно сформировался к середине XIX века, когда опера окончательно отказалась от услуг кастратов, которых заменили тенора, научившиеся петь в верхнем регистре не фальцетом, а полноценным смешанным звуком.

Когда вы поете песни или арии на итальянском языке, возникает чувство, что вы оседлали звуковую волну, и она сама несет ваш голос к слушателям.

Таким образом, у вас вырабатывается ощущение правильного классического голосоведения.

Это ощущение необходимо поймать, закрепить и в дальнейшем переносить на произведения, написанные на других языках.

При разучивании итальянских вокальных произведений вы можете пользоваться справочником по итальянскому языку, который приведен в конце учебника каждого из наших обучающих курсов.

Мы специально решили заострить ваше внимание на этом секрете, потому что из записей, присылаемых на наш сайт http://belcantoschool.ru в раздел «Определения типа голоса», достаточно большой процент занимают песни на английском языке.

Желание начинающих певцов исполнять популярные англоязычные шлягеры естественно и вполне понятно, но на этом пути не следует ждать быстрого улучшения вокальной техники.

Пойте по-итальянски!

Секрет 5.

Петь на публике популярные произведения, которые выучены на «отлично»

Это даже не столько секрет, сколько хитрость.

Почему лучше петь популярные произведения? Потому что люди лучше воспринимают то, что знакомо. И это касается не только пения, но и человеческого восприятия в целом.

Но тут есть небольшая ловушка. Ведь, если вокальное произведение у всех на слуху, то вы просто обязаны спеть его не ниже определенного уровня.

Как этого добиться?

Очень просто. Вам поможет второй принцип нашего секрета: петь на публике только те произведения, которые выучены вами на «отлично».

Слушателю все равно, сложное произведение вы поете или легкое.

Именно поэтому лучше спеть хорошо легкое произведение, чем плохо — сложное.

При обучении вокалу также следует соблюдать этот принцип: разучивая произведения от простого к сложному, от популярного к менее известному.

Читайте полностью 5 простых секретов красивого пения Ирины Ульевой.

классический вокал.
классический вокал.