Найти тему
Странствия поэта

Как Тютчев восхищался подделкой, а 30 лет спустя сделал интересную приписку

Я всегда говорил, что если вы хотите узнать будущее, познать тайны прошлого и рационально воспринимать настоящее, то читайте стихи. Хороший поэт описывает свою эпоху во всей её палитре. Он радуется, размышляет, заблуждается и грустит, потому что он живой человек, а не агитационная машина, задача которой - повлиять на массы в этот момент.

Заблуждаются все, потому что истинна неподкупна.

Читая комментарии и отзывы многих подписчиков этого канала я часто слышу фразу «сейчас время такое». Но постойте! Оно разве, когда-то было другое? Само по себе время (эпоха) не может настать, потому что «так было нужно». И сами люди не появляются на пустом месте. Помните, как у Лермонтова в «Герое нашего времени»:

Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.

Печерин размышляет о врождённом эгоизме в человеке. Он знал, что эго ослепляет и вводит в ещё большие заблуждения. Вот так и люди, которые «якобы появились в нужный момент» лишь воспользовались случаем, чтобы утешить своё эго.

Всё это сложные вопросы, которые не опишешь одной статьёй, но я приведу интересный случай их жизни русского поэта.

Есть и такие люди, кто постоянно питает надежду на лучшее. Их цель — не нажива (утешение своего эго), а развитие своей страны и своего народа. Это достаточно редкий тип людей, чаще всего они находятся в тени эгоцентриков, которым неинтересно ничего, кроме своего личного мнения.

Фёдор Тютчев в молодости
Фёдор Тютчев в молодости

Вот Фёдор Тютчев пишет стихотворение «К Ганке», которое посвящено чешскому филологу и слависту Вацлаву Ганке. Это был 1843 год, где молодой поэт восхищался найденным Ганке манускриптом «Краледворская рукопись», позже признанным подделкой, которую сделали Ганке и Йозеф Линда (чешский писатель). Но Тютчев, вероятно, этого не знал. Самым главным для него было то, что вероятно наступает время объединения всех славянских племён.

Вековать ли нам в разлуке?
Не пора ль очнуться нам
И подать друг другу руки,
Нашим кровным и друзьям?
Веки мы слепцами были,
И, как жалкие слепцы,
Мы блуждали, мы бродили,
Разбрелись во все концы.
А случалось ли порою
Нам столкнуться как-нибудь, —
Кровь не раз лилась рекою,
Меч терзал родную грудь.
И вражды безумной семя
Плод старинный принесло:
Не одно погибло племя
Иль в чужбину отошло.
Иноверец, иноземец
Нас раздвинул, разломил:
Тех обезъязычил немец,
Этих — турок осрамил.
Вот среди сей ночи темной,
Здесь, на пражских высотах,
Доблий муж рукою скромной
Засветил маяк впотьмах.
О, какими вдруг лучами
Озарились все края!
Обличилась перед нами
Вся Славянская земля!
Горы, степи и поморья
День чудесный осиял,
От Невы до Черногорья,
От Карпатов за Урал.
Рассветает над Варшавой,
Киев очи отворил,
И с Москвой золотоглавой
Вышеград заговорил!
И наречий братских звуки
Вновь понятны стали нам, —
Наяву увидят внуки
То, что снилося отцам!
Вацлав Ганка
Вацлав Ганка

Вплоть до конца 19 века этот манускрипт считался величайшей гордостью чешского народа, который говорил о том, что даже в 13 веке у славян существовала высокая культура и литература. Видимо, путём мистификации Ганка хотел решить извечную проблему «оглядывания на Европу».

Рукопись якобы найденная Ганке была признана подделкой на основе лингвистического анализа текста ещё при жизни Тютчева. Уже в 20 веке это подтвердил радиоуглеродный анализ.
Рукопись якобы найденная Ганке была признана подделкой на основе лингвистического анализа текста ещё при жизни Тютчева. Уже в 20 веке это подтвердил радиоуглеродный анализ.

Но ничего не поделать, в Италии в 14-го века уже жил Петрарка, а в 16-м веке в Англии появится Шекспир. У нас в России расцвет русской культуры начнет Ломоносов, а закончит Пушкин. А потом её развитие пойдет по спирали, подарив нам «Серебряный век поэзии», а позже и шестидесятников.

Все эти поэты отражали времена и людей, которые в ней жили. Это были не просто абстрактные темы и рефлексия как у многих творческих людей сегодня, а настоящие летописи эпохи. Сам Тютчев спустя 30 лет припишет:

Так взывал я, так гласил я.
Тридцать лет с тех пор ушло —
Все упорнее усилья,
Все назойливее зло.
Ты, стоящий днесь пред богом,
Правды муж, святая тень,
Будь вся жизнь твоя залогом,
Что придет желанный день.
За твое же постоянство
В нескончаемой борьбе
Первый праздник Всеславянства
Приношеньем будь тебе!..
-4

Поэт не зря подметил: «Всё назойливее зло», так как ему казалось, что нет времён темнее и страшнее, где славянство находится под угрозой. Хорошо, что он не видел наше время, когда как таковую культуру (во всём мире) заменила сиюминутная «игра на чувствах и эмоциях». Наше время, несмотря на его вроде как сердобольность и любовь к ближнему, считается самым холодным в истории человечества.

Конечно, тут приложили руки современные технологии - интернет и соцсети. Но это тема для другой статьи.

Трагедии у нас молниеносно сменяются радостью, грусть — абстрактными победами, а надежда — бесконечными обещаниями. Но времена не выбирают, и задача сегодняшнего поэта — отразить ту палитру и краски, которые укажут на «нерв» нашего времени.

Нужно только откинуть агитационную чушь, сиюминутную игру на чувствах ради коммерции и сосредоточится на действительно ценных вещах.

Спасибо за внимание!