Наверное, когда ты рождаешься шестой из одиннадцати детей в семье, когда твоя мать беременеет 18 раз за 22 года, когда ты постоянно видишь ее измученной и больной, а потом она, надорванная этим конвейером, умирает у тебя на руках, не дожив и до 50 лет... Наверное, неудивительно, что вопросы контрацепции, женского репродуктивного здоровья и права женщины распоряжаться своим телом будут очень значимыми для тебя, а в какой-то момент - станут делом всей жизни. Жизни, в которой, впрочем, найдётся немало такого, обо что споткнутся самые благожелательные биографы...
Рожать нельзя предохраняться
Маргарет Хиггинс родилась в 1879 году в штате Нью-Йорк, в большой многодетной семье. Мать Маргарет была убеждённой католичкой, считала вынашивание и рождение детей своим супружеским долгом, поэтому девочка росла в окружении 10 братьев и сестёр. С раннего возраста ей пришлось научиться заботиться о младших, брать на себя часть обязанностей по дому, потому что мать почти всегда была больной и уставшей.
Отец Маргарет, как ни странно, был при этом атеистом, и, как она вспоминает потом в своей автобиографии, именно он научил ее мыслить критически и независимо, задавать вопросы и самостоятельно искать ответы.
Маргарет отучилась в колледже на медсестру, что очень пригодилось ей, когда она была вынуждена ухаживать за угасающей от болезней матерью. Вскоре после смерти матери Маргарет вышла замуж за архитектора Уильяма Сэнгера и уехала в Нью-Йорк. В браке с Уильямом Маргарет родила трёх детей.
Она работала в госпиталях для бедных, где часто сталкивалась с несчастными женщинами, измученными бесконечными родами, женщинами после подпольных прерываний беременности, с людьми, имеющими крайне слабые представления об интимной жизни и зачатии, гигиене и личном здоровье.
В 1912 году семья Сэнгер переехала в район Гринвич Виллидж, известный своей богемной и свободолюбивой атмосферой. Маргарет познакомилась с известными активистами, интеллектуалами и либералами того времени, и эти зёрна упали в подготовленную почву. Она твёрдо решила бороться против патриархального и дремучего отношения к женщине и женскому телу, ратовала за интимное просвещение и обсуждение репродуктивной политики общества на самом высоком уровне.
Маргарет знакомилась с представителями анархических и социалистических кругов, ездила в Европу, где перенимала опыт протеста и пропаганды в оппозиционной среде, а также изучала имеющиеся методы контрацепции и контроля за рождаемостью. В этот период она написала две просветительские статьи по вопросам полового воспитания - "Что должна знать каждая мать" и "Что должна знать каждая девушка".
"Каждая женщина должна стать абсолютной хозяйкой своего тела", - писала Маргарет в программной статье. Слоганом издания она выбрала фразу "No Gods, No Masters" ("Ни богов, ни хозяев").
Женский бунт
Газета неофициально и быстро распространялась по Нью-Йорку и за его пределами. Однако Маргарет возражала не только общественным устоям, но и букве закона. На территории США в то время действовал закон Комстока (Comstock Act), запрещавший любую пропаганду и распространение материалов с непристойным содержанием. А тема контрацепции была непристойной совершенно точно.
Маргарет получила предупреждение и предписание закрыть газету. Но, вдохновившись общественным резонансом, она написала совсем уж мятежный текст под названием Family Limitation ("Ограничение семьи"), в котором подробно описала всё возможные методы контрацепции и контроля рождения детей.
После этого она была обвинена в нарушении закона Комстока и вызвана в суд. В случае, если бы ее признали виновной по всем предъявленным статьям, Маргарет грозило бы до 45 лет тюремного заключения.
Испугавшись - по её словам, не тюрьмы, а того, что она не сможет заниматься своим делом, она бежит в Англию под вымышленным именем.
Уехав, Маргарет была вынуждена оставить своих детей, и во время её отсутствия её пятилетняя дочь умерла от пневмонии. Эта трагедия сильно повлияла на Маргарет, она долго жила с чувством боли и огромной вины. Однако удивительным образом это же и повысило градус общественной поддержки и сочувствия, призывы освободить Маргарет от судебного преследования звучали всё чаще. Через год, в конце 1915 г., она смогла вернуться, суд, опасаясь общественного давления, смягчил обвинения, и Маргарет была оправдана.
В 1916 году Сэнгер вместе с сестрой и другой помощницей открыла первый в США центр контроля рождаемости - клинику для женщин в Бруклине. В первый же день в клинику выстроилась очередь примерно из ста женщин, беременных и нет. Но через три дня работы полиция закрыла центр. Впоследствии активистки ещё два раза открывали клинику, но им в итоге было предъявлено обвинение в нарушении законов штата Нью-Йорк, запрещающих распространение контрацептивов.
Маргарет продолжала поддерживать общественное внимание и резонанс вокруг темы контроля рождаемости. В 1917 г. она начала выпускать новое издание Birth Control Review, где обсуждала борьбу против закона Комстока и права женщин.
"Мы утверждаем, что это только её право [женщины] решать, будет ли она иметь детей или нет, и сколько детей она родит, если решит стать матерью", - писала она.
Сэнгер стала известной активисткой, ее взгляды разделяли многие политики, артисты и бизнесмены того времени. В 1918 году была одержана значительная победа - суд в Нью-Йорке разрешил врачам предписывать пациенткам контрацепцию.
Сэнгер организует первую в истории США конференцию по контролю рождаемости, после которой было принято решение о создании Американской Лиги Контроля Рождаемости - для сотрудничества разных специалистов для претворения в жизнь образовательных, просветительских и законотворческих реформ, а также дальнейших исследований темы.
Миссия Лиги описывалась так:
"Мы хотим чтобы дети 1) были зачаты по любви; 2) рождены матерью по осознанному желанию; 3) для их рождения были бы обеспечены условия здоровой наследственности. Таким образом, мы стоим за то, что каждая женщина должна обладать силой и свободой предотвратить зачатие за исключением случаев, когда эти условия будут удовлетворены".
В 1923 году Сэнгер основала Клиническое Исследовательское Бюро - первую легальную клинику в США по контролю рождаемости, весь персонал которой состоял из женщин. Долгое время клинику финансировала семья Рокфеллеров, но это держалось в тайне, так как Рокфеллеры опасались повредить своей общественной репутации.
С Уильямом Сэнгером Маргарет разводится, а в 1922 году выходит замуж за нефтяного магната Ноа Сли, средства и финансовую поддержку которого она без колебаний использовала для реализации своих проектов.
В 1926 году Маргарет читает ставшую особым моментом в её биографии лекцию перед женским отделением Ку-клукс-клана. Она использовала очень образные и простые слова, и встреча прошла успешно, по её воспоминаниям. Позже она получила приглашения из других ячеек этой организации.
Пятна на солнце
И здесь, пожалуй, стоит поговорить о пятнах на солнце. Несмотря на свой просветительский пыл и борьбу за права женщин, Маргарет Сэнгер была сторонницей расовой теории и евгеники - учения об улучшении человека или определенной расы путем селекции (отбора наиболее перспективного потомства).
"Евгеническая и цивилизационная ценность контроля рождаемости становится очевидной для просвещённых и умных людей… Контроль рождаемости соответствует конечным целям евгеники… Пропаганда контроля рождаемости - это основа евгеники… Только так мы можем улучшить качество расы. Неравенство между рождаемостью «неполноценных» и «полноценных», которое является величайшей угрозой цивилизации, невозможно преодолеть естественным путём… Сокращение и препятствование высокой рождаемости умственно и физически неполноценных людей - это самая важная насущная проблема", - писала Сэнгер в 1921 году.
Контроль рождаемости, за который так ратовала Маргарет, касался, в её представлении, не только репродуктивной свободы белых женщин среднего класса, но и жёсткой государственной политики в отношении классов низших и семей иной расовой принадлежности. Насмотревшись на необразованных и тёмных женщин во время своей работы в госпиталях для бедных, пережив всё тяготы многодетной и бедной семьи с матерью - ревностной католичкой, Маргарет без колебаний ратует за контроль рождаемости "не для всех".
Сэнгер не считала, что все люди равны, и упоминала не раз в своих рассуждениях чистоту именно белой расы. "Цветные" расы, по её мнению, значительной уступали белой по многим характеристикам. Также её заботило состояние физического и ментального здоровья потенциальных родителей, и в этом отношении она выступала за предоставление "нездоровым" людям выбора - сегрегация или стерилизация. И она была готова работать ради этого и сотрудничать в том числе и с темнокожими активистами - в 1930 году при участии Сэнгер и по инициативе афроамериканских политиков была открыта первая клиника по контролю рождаемости в "чёрном" Гарлеме. Весь персонал в клинику был набран из афроамериканцев, реклама клиники шла в тех районах и церквях, где жили афроамериканцы.
Впоследствии Маргарет Сэнгер смягчила риторику, но убеждённость в том, что чрезмерное размножение нищих и нездоровых слоёв населения создаёт огромное бремя для общества, осталось с ней до конца жизни.
Социальную и демографическую политику нацистов в Германии в 1930-е годы Маргарет отчасти одобряла, хоть и осторожно:
"Я восхищаюсь храбростью правительства, которое выступает за стерилизацию неполноценных. Но моё восхищение связано с определением слова «неполноценный». Если под «неполноценностью» подразумеваются физические или умственные дефекты человека, то это похвально, но если «непригодный» относится к расе или религии, то я это осуждаю".
Со временем она признала, что ошибалась в вере в евгенику. Но даже после Второй мировой войны Сэнгер писала, что необходимо уделить особое внимание вопросу рождения детей в голодающих странах и значительно его ограничить. А в 1955 году Сэнгер сказала, что родительство должно рассматриваться как привилегия, а не как право.
Победа и смерть
После победы над законом Комстока в 1936 году Маргарет много работала на административных должностях в американских и международных организациях по контролю рождаемости. Она выступала, писала, участвовала в рабочих группах и обмене опытом. Уже ближе к концу своей жизни она уговорила известную благотворительницу Кэтрин МакКомик спонсировать исследования врача Грегори Пинкуса, ставшего одним из "отцов" пероральных контрацептивов - противозачаточных таблеток.
Умерла Маргарет Сэнгер в 1966 году от острой сердечной недостаточности. В том же году Верховный Суд США легализовал контроль над рождаемостью. Полувековая борьба Маргарет Сэнгер увенчалась успехом.
В русскоязычном информационном поле имя Маргарет Сэнгер не пользуется широкой известностью - так, всплывает порой при обсуждении разных аспектов репродуктивной политики. Многие ее убеждения справедливо подвергаются критике. При этом не стоит, наверное, забывать, что эта женщина добилась снятия запрета на распространение контрацепции, объяснила женщинам понятие "репродуктивной свободы", научила целое общество планировать семью, а государство - контролировать рождаемость. И это достойно, по крайней мере, уважения.
Ещё:
_____________________
- Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.