В последнее время очень быстро набрал популярность формат коротких видео. В них можно встретить самые разнообразные тематики – от кулинарии до большого спорта, от моды до повседневных моментов жизни обывателей. Этим форматом не гнушаются и в образовании – свои аккаунты иногда начинают вести учителя, ученые и преподаватели. Совсем недавно финский университет организовал целый курс, который преподается в TikTok. Почему полный метр уступает короткометражке, а та проигрывает формату коротких видео на видеохостингах? Доцент факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Никита Кочетков дал нам два простых и понятных объяснения.
Первое объяснение
В этологии – науке о поведении – есть понятие о «смещенной активности», которое было введено нобелевским лауреатом Николасом Тинбергеном. Под этим термином понимают нефункциональное поведение – действия, которые помогают нам справиться со стрессом. В состоянии конфликта мы ходим туда-сюда, нас тянет что-то пожевать, кто-то постоянно носит с собой бутылку с водой, чтобы пить. Это могут быть манипуляции с какими-то мелкими предметами (канцелярскими принадлежностями, брелоками), элементами одежды или… серфинг в интернете. При такой смещенной активности серфинг играет роль не получения информации, а именно отвлечения от окружающих проблем, выполняя функцию снятия стресса за счет простых и коротких действий. В общественном транспорте часто хочется не смотреть полнометражное серьезное кино, а листать ленту новостей. Или же смотреть что-то короткое, что будет аналогом лузганья семечек. Этим же механизмом можно объяснить существование максимально простых мобильных игр, в которые можно играть одной рукой. Несмотря на то, что для смартфонов есть сложные красочные игры, рассчитанные на продолжительное времяпровождение, у таймкиллеров стабильно высокое количество скачиваний и происходит это из-за того, что в такие игры можно играть везде, а самое главное – в общественном транспорте, в коротких перерывах, что дает небольшую разрядку.
Второе объяснение
Перенасыщение информацией вследствие развития интернета приводит к тому, что людям, воспитанным на цифровых технологиях, может быть сложно переработать большой массив информации, систематизировать ее. Отсутствие такой систематизации может привести к так называемому «клиповому мышлению» – привычке потреблять информацию определенной и при этом крайне небольшой размерности. Формат коротких видео хорошо вписывается в эту логику. Смотреть длинный фильм без перерывов становится сложно, параллельно хочется заниматься еще какими-то делами – менее продолжительными и более простыми, то есть той самой смещенной активностью.
Следовательно, короткие видео, короткие игры, короткие текстовые сообщения будут в большинстве случае носить не информационную функцию, не функцию передачи культурного опыта, а снятия социального стресса, который так характерен для людей в мегаполисах.