Найти в Дзене
A.LIST

​​Кабачный круг: кабаки, откупщики и госконтроль.

История кабаков на Руси. Продолжение

До того момента, как государство выбрало контроль за производством и продажей алкоголя в качестве отличного способа наполнения казны, существовала традиция: люди дома варили мед и выкуривали вино или брагу в том количестве, которое им было нужно для праздников. Но с появлением царских кабаков это запретили повсеместно и велели покупать напитки в кабаках.

Сначала народ и духовенство просили снести кабаки, потому что «подле государева кабака жить не мочно», но потом такие просьбы прекратились.

Верховная власть контролировала и получала налоги от деятельности кабаков, но не вкладывала денег. Открывать царевы кабаки, местным общинам нужно было за свой счет - «ставить на свои деньги».

Надзор за деятельностью кабаков и продажами был у наместников (воевод) и приказах управляющих областями. В Москве было особое учреждение – Новая четь, которое в 1678 году переименовали в Приказ новой четверти.

Вино приготовлялось на винокурнях при кабаках или покупалось у торговых людей и помещиков (дворян) или покупалось «откупщиком», взявшем на откуп кабак в удобном ему месте и поэтому в одних кабаках торговали «верные целовальники», а в других «откупщики».

Те напитки, которые делали монастыри какое-то время не попадали под контроль, но так как они начали производить их уже не только для себя, но и на продажу, открывая собственные кабаки, то очень быстро решили вопрос с закрытием таких заведений, оставив монастырям право «курить вино» для собственных нужд (не всем).

Начиная с 16 века право на винокурение было предоставлено торговым людям и боярам, но со временем такое право осталось только у дворян, вплоть до середины 19 века. Конечно же были исключения исходя из ситуации в регионе и давали специальные разрешения на курения вина, но, в общем и целом, контроль за продажами сохранялся.

В царских указах об «отдаче кабачных сборов» местным властям предоставляли право отдавать кабаки на «веру» или «на откуп». На «вере» означало клятву, присягу, что выбранный общиной кабатчик будет исполнять свою работу честно, при этом при вступлении в должность он для пущей строгости целовал крест.

В кабацкие выборные на вере мало кто шел по доброй воле, а вот откупщиком мог стать любой житель (не крепостной), но к началу 18 века должности кабатчика на «вере» практически исчезли, уступив место «откупщикам».

Почему? «Головой», ответственного за кабаки в регионе, выбирали зажиточного, уважаемого человека, а вот уже на должность целовальника в кабаке выбирали обычно бедных людей, отрывали их от дома, а «чем питаться ему не спрашивали», кабак накормит.

«В ларешные и рядовые целовальник выбирать людей, которые б великого государя казну собрали с немалой прибылью, и буде выборные чего не доберут, те недоборные деньги велеть управить на них выборных».

Сама система контроля и плана сбора денег по кабакам была устроена таким образом, что каждый год нужно было увеличивать выплаты в казну, минусов у кабака быть не могло ☺, поэтому приказы сравнивали доходы прошлого периода и ставили план на следующий год. Все расходы кабаков шли под контролем и с разрешения наместников, по самым выгодным и дешевым ценам «с великим сбережением для казны». Но если покупка была по высшей цене, то «разыскивать за то накрепко».

Вот поэтому одни бежали от таких должностей, чтобы не разориться, а другие, наоборот, получали возможность нажиться, разоряя уже посетителей кабаков. Такая деятельность привлекала людей, которые могли всеми правдами и не правдами могли и выплаты в казну обеспечить и себя «любимого» вознаградить за труд.

Найти добрые слова в исторических документах об «откупщиках» очень не просто ☺.

А что изменилось сегодня, если сравнивать с давно прошедшими годами?