Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Суровые канадские парни

Оглавление

Есть такая фраза, авторство которой приписывают очень многим людям, "Трудные времена рождают сильных людей", однако, сейчас не об этом, а о действительно сильных людях, рожденных в трудные времена - о франко-канадцах в начале их нелегкого пути по освоению Северной Америки. Канада во время французского режима (1604-1760) в силу своей военной и технической слабости по сравнению с английскими колониями была вынуждена вести единственный ей доступный вид наступательных действий - террористические диверсии против слабозащищенных объектов противника., а это практически всегда 100% успех.

О командирах, возглавлявших эти пограничные рейды, по всем колониям разносилась громкая слава, преумноженная слухами и домыслами до невероятных размеров, для французов они были героями, для англичан подлыми убийцами. Чтобы рассказать о всех канадских партизанских вожаках и их делах, мне не хватит ни сил ни времени, но в меру своих возможностей я, так сказать, точечно знакомлю своих читателей и подписчиков с самыми выдающимися операциями объединенных сил французов и индейцев.

К годовщине боя при Фалмуте и взятия форта Лоял 20 мая 1690 года, я планирую нарисовать иллюстрации и написать соответствующую статью, и , чтобы не раздувать ее до неприличных размеров, я хочу кратко изложить здесь биографию нескольких франко-канадских командиров, принимавших участие в той операции.

Барон де Сен-Кастен

Жан-Винсент д'Аббади, барон де Сен-Кастен ( годы жизни 1652–1707), родился во Франции, и повторил судьбу многих младших, дворянских сыновей. В 13 лет поступил на службу в полк Кариньян-Сальер в звании энсина (соответствует нашему прапорщику), и отправился вместе со своей частью в Канаду, где принял участие в двух походах против ирокезов, а когда в 1667 году полк был отозван во Францию, молодой барон оказался в числе 300 солдат и офицеров, которые приняли решение обосноваться в Новом Свете.

В 1668 году де Сен-Кастен в составе военного отряда, чтобы отобрать назад у англичан форт в заливе Пенобскот, впервые оказался во французской Акадии, с которой юноша связал свою жизнь на следующие 33 года. Ему полюбился этот приморский край с его высокими приливами, стройными соснами, крутыми скалами и туманами, и, скорее всего, с его неопределенным статусом спорной, приграничной территории и удаленностью от канадского губернатора в Квебеке. Своей храбростью и удалью он быстро завоевал уважение товарищей и индейцев абенаки - местного туземного племени.

Слева направо: барон Сен-Кастен, Эртель, де Портнёф, Хоупгуд
Слева направо: барон Сен-Кастен, Эртель, де Портнёф, Хоупгуд

После того, как англичане были изгнаны, юный Жан-Винсент обосновался в заливе Пенобскот и тесно сошелся с великим вождем абенаки-пенобскотов Мадокавандо, и даже взял за себя его дочь. В 1674 году Сен-Кастен попал в руки голландского капера, воевавшего на стороне англичан и даже принял пытку огнем, но сумел бежать, что прибавило ему авторитета и среди французов и индейцев. В том же году губернатор Канады де Фронтенак фактически назначил молодого барона главным агентом влияния среди туземных племен Акадии.

Этой деятельностью Сен-Кастен с успехом и занимался до своего убытия на Родину в 1702 году. Барон практически стал членом племени пенобскотов-абенаки: участвовал в их советах, церемониях и войнах, возглавляя военные экспедиции абенаки против англичан и ирокезов. Однако, в мирные годы Сен-Кастен не брезговал сменить индейскую набедренную повязку на штаны, чтобы заниматься контрабандной торговлей все с теми же англичанами, за что ему крепко пеняли в последние годы жизни.

Эртель

Жозеф-Франсуа Эртель (годы жизни 1642-1722) с 1716 года сеньор де ла Френьер. Коренной франко-канадец из Труа-Ривьер, в 6 лет стал самым взрослым мужчиной в семье из-за ранней смерти отца и старшего брата. Рос в обстановки постоянной угрозы нападения ирокезов, первый боевой опыт получил в 15 лет, а в 1661 году был похищен ирокезами, прошел традиционное испытание пытками и пробыл в плену около 2 лет, пока не сумел бежать.

Следующие 20 лет провел занимаясь сельским хозяйством, но часто отвлекался, чтобы поучаствовать в любой мало-мальски заметной заварушке против ирокезов. Часто привлекался властями в качестве разведчика, проводника и индейского переводчика. В 1678 году был послан с тайной миссией в Гудзонов Залив, где англичане построили несколько факторий для торговли с индейцами, и вернулся назад с большим грузом мехов, который власти Новой Франции сочли контрабандой и Эртель, пока шло разбирательство, провел несколько месяцев в тюрьме.

С 1681 года постоянно получал командование над туземными контингентами, которые вместе с французскими войсками ходили войной против ирокезов. В 1689 году губернатор де Фронтенак решил отомстить ирокезам за их нападение на Монреаль, а заодно и англичанам, которые, как полагал, де Фронтенак и натравили ирокезов. В начале 1690 года было организовано три экспедиции возмездия от каждого из трех канадских городов: Квебека, Монреаля и Труа-Ривьера. От последнего командиром был выбран Эртель, который набрал отряд из 25 французов (практически все его родственники) и 25 индейцев для нападения на английское поселение Салмон-Фолс.

Эртель успешно справился с заданием, разорив Салмон-Фолс и убив и пленив около 100 англичан. На обратном пути он встретился и объединился с экспедицией де Портнёф шедшей из Квебека, чтобы разорить Фалмут.

Де Портнёф

Рене Робино де Портнёф (годы жизни 1659-1726). Коренной франко-канадец, родился в Квебеке в семье Рене Робино де Беканкура, барона де Портнёф. Тоже из младших сыновей. Зимой 1689/1690 годов году лейтенант Портне во главе отряда из 50 канадцев и 60 индейцев отправился действовать против Фалмута в заливе Каско. Во время промежуточной остановки в деревне абенаки Нориджвук к де Портне присоединился отряд Эртеля и абенаки де Кастена, доведя таким образом общее число франко-индейских сил до 400-500 человек.

После разорения Фалмута де Портнёф продолжил службу в Акадиии и часто объединялся с абенаками де Сен-Кастена в своих рейдах против англичан. Очевидно, о много почерпнул от своего старшего товарища, потому что в 1693 году был разжалован в рядовые из-за контрабандных сношений с англичанами и сожительством с индейской женщиной. Это не помешало Портнёфу продолжить воевать и смыть свой позор подвигами на поле боя. Однако, решение о его восстановлении в чине лейтенанта откладывалось вплоть до 1703 года.

Хоупгуд (Хоупхуд) - Вохава

Военный вождь абенаки из деревни Нориджвук, сын вождя Робин Худа. О нем известно крайне мало, кроме того, что англичане его люто ненавидели. Мазер Коттон, священник и один из первых историков Новой Англии, упоминал Хоупхуда, как "этот чертов парень, некогда слуга (скорее всего кабальный - прим. Ф.Д.З.) одного христианина из Бостона". Участвовал в нападении на Дувр в 1688 году, был в набеге на Салмон-Фолс вместе с Эртелем, и, конечно, присутствовал при осаде и взятии Фалмута.

После Фалмута Хоупхуд со своими войнами предпринял набег на селение Фокс-Пойнт, но был разбит, ранен и даже потерял ружье, которым очень дорожил. Как сообщает Коттон, Хоупхуд решил, что на побережье стало слишком горячо и отправился вглубь континента на запад, где по дороге на него напал некий бродячий отряд французских индейцев:

по странной ошибке приняв Хоупа Худа и его товарищей за индейцев, которые недавно нанесли им оскорбление в Канаде, яростно набросилась на них и в слепой ярости убили его и значительную часть его отряда.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.

P.S. В последнее время материалы на канале выходят реже, это связано не с желанием автора писать, а с нехваткой времени и сил, которые уходят на работу и семью.