Еще один особняк в стиле позднего ампира стоит на углу Лялина и Барашёвского переулков. Без традиционного, привычного треугольного фронтона, но с центральным ризалитом, пилястровым портиком и невысоким аттиком.
Трехэтажный кирпичный, оштукатуренный домик позади особняка, глядящий в Барашевский переулок и построенный спустя пару десятков лет после главного дома, также принадлежал усадьбе, в нем располагались службы.
Тогда же, в пятидесятых годах девятнадцатого века, появилась и ограда с воротами.
И это не очередное дворянское гнездо, не городская усадьба кого-то из представителей высшего сословия, как может показаться. Это – наследие Москвы купеческой.
Двухэтажный кирпичный особняк с антресолью на месте нескольких сгоревших в 1812 году деревянных домов построили в 1833-1838 годах...
...Для потомственного почетного гражданина, купца Семена Гавриловича Попова
Построили на углу Лялиной площади – там, где спустя десятилетия по соседству вырастут доходные дома других коллег хозяина усадьбы: купца Силуанова и владельца технической и комиссионной конторы Матвея фон Штейна.
Всю свою оставшуюся жизнь Семен Гаврилович прожил в этой усадьбе, в 1854-м передав ее по наследству своей вдове Александре Николаевне и сестре Марии Гавриловне. Последняя жила в доме до 1880 года.
Чем больше я читаю о старинных особняках, тем чаще встречаюсь с тем, что домовладельцы прошлых веков нередко предпочитали время от времени менять место жительства. Строили новые дома или покупали чужие и перестраивали на свой лад. Здесь же семья не меняла жилища долгие десятилетия.
И, откровенно говоря, я прекрасно их понимаю.
Жить в таком ампирном особняке наверняка то еще удовольствие!
К сожалению, не сохранилось имени архитектора, эту красоту построившего. Вероятнее всего, здесь трудилась одна из многочисленных в те времена артелей плотников и каменщиков, строивших дома после пожара 1812 года, пользуясь чертежами...
...Из альбомов рекомендованных к строительству фасадов
К сожалению, за годы советской власти, когда в усадебном доме расположились вездесущие коммуналки, большая часть прекрасной лепнины, украшавшей фасад, была утрачена. Исчезли капители пилястр, обвалились панно и фризы. Даже стены растрескались и держались лишь чудом.
Но совсем недавно все это было тщательно восстановлено по старым эскизам и фото (5 фото).
Откровенно говоря, я давно полюбил рассматривать в деталях такие вот античные панно. Многими подобными особняками поделился с моим дорогим подписчикам, а некоторые еще ждут своей очереди.
Но эти три лепные картины над окнами второго этажа – что-то особенное!
Вы когда-нибудь видели столько эмоций, столько жизни и фотографизма в горельефах, украшающих дома? Я видел прекрасные, искусно исполненные маскароны и лица изваяний. Но тут буквально бросаются в глаза именно живые эмоции, великолепно исполненная мимика на каждом лице (3 фото).
Однако, прошли годы, и...
...Усадьба все же сменила хозяев
Её новым владельцем в 1890-х годах и до самой революции стал купец, потомственный почётный гражданин и щедрый благотворитель Петр Данилович Елагин. Тот превратил усадьбу в доходное имение, позднее снеся многочисленные мелкие хозяйственные постройки во дворе и заменив их основательным каменным сараем и прачечной.
После революции усадьба перешла Жилищному товариществу дома №12 по Барашевскому переулку. В годы НЭПа – трикотажно-галантерейному Акционерному обществу, а после 30-х годов традиционно превратилась еще в один в дом с коммуналками.
(3 фото)
В семидесятых коммуналки расселили, а особняк отвели под госконторы.
Офисы различных контор, правда, теперь уже частных, расположились здесь и после распада СССР.
(3 фото с сайта Mos.ru)
До самого 2019 года дом всерьез не реставрировали, лишь устраивали косметические ремонты, чинили кровлю да худо-бедно приводили в порядок помещения.
Лишь совсем недавно особняк удалось привести в надлежащее состояние.
Реставраторы восстановили ограду с воротами середины девятнадцатого столетия, фасады, исторические лестницы и белокаменный цоколь, воссоздали ту лепнину, о которой я говорил выше. Удалили следы многочисленных перепланировок дома, возродив интерьеры, лепнину потолка, паркеты, печи и камины.
И похоже, что возродившийся особняк готовится занять Посольство Республики Южная Осетия. Табличка, говорящая об этом, уже висит на пилоне исторических ворот, однако при этом на сайте Посольства до сих пор указан прежний адрес в Курсовом переулке.
Было бы интересно узнать об этом поподробнее.
А еще отрадно, что не все гуляющие по старинным московским переулкам, в том числе и по Лялину переулку мимо особняка Попова – Елагина, бесконечно куда-то торопятся. Некоторые явно кое-что вокруг себя замечают. :)
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!