Найти в Дзене
Ретро FM

«Я бы годами летал»: космонавты о постоянном стремлении на орбиту

Космонавтами не становятся не по зову сердца. Они не ждут вечера пятницы, чтобы на два с лишним дня забыть о работе. Наоборот: каждый побывавший на орбите счастливчик проводит свою экспедицию на одном дыхании и мечтает как можно скорее снова отправиться в полёт. Неудивительно, что отзывы покорителей звёздного пространства очень похожи друг на друга.

Режиссёру Климу Шипенко повезло. В отличие от большинства профессиональных космонавтов, ему не пришлось ждать своего полёта несколько лет: шанс побывать в космосе свалился на него неожиданно. За несколько месяцев Клим вместе с Юлией Пересильд прошёл отбор и специальную подготовку под руководством Антона Шкаплерова и отправился на орбиту, чтобы снять первый в истории космический фильм. Если бы у Шипенко была ещё одна возможность слетать, он воспользовался бы ею не задумываясь. Даже несмотря на нервную ночь перед исторической командировкой.

«Второй раз? Да! Даже бы не думал. Согласился бы полететь, конечно. Я скучаю по космосу, скучаю по невесомости. Юля тоже, я знаю. Это какое-то время, которое уже вспоминается, как сон. И ты думаешь: “Блин, такой опыт!”. Конечно, когда всё происходило, это была повседневная жизнь: сегодня я тренируюсь перед полётом в космос, завтра я лечу на Байконур. Воспринималось как норма. Потом сажусь в ракету и лечу. Всё по плану. А сейчас, когда вспоминаешь, думаешь: “Блин, была бы возможность это повторить, круто было бы...” <…> Ночь перед полётом нервно прошла, я выпил снотворного где-то в 8 вечера, потому что нам надо было вставать в 3 утра. Я заснул, но проснулся через 2 часа. Потом где-то до полпервого-до часа ходил туда-сюда, потом лежал ворочался, пытался заснуть и как-то ближе к ночи задремал, но очень нервно, чутко. В 3 часа ночи меня уже разбудили — отправили на всякие врачебные медицинские процедуры».
-2

Герой России Шкаплеров вторит товарищу по экипажу: будь его воля, он бы жил постоянно на МКС, а на Землю летал бы, чтобы проведать близких.

«Вернуться всегда хочется на чуть-чуть. Если бы была возможность раз в месяц на выходные слетать домой, повстречаться с родными и близкими и вернуться обратно на станцию, я бы годами летал! Это самая лучшая, самая интересная, самая романтичная работа. Закончить экспедицию раньше — ни в коем случае. Я продлевался по два-три месяца, это были лучшие дни. Каждый космонавт хочет больше полетать, насладиться невесомостью, прекрасными видами, побыть в космосе. А уже потом об этом вспоминать на Земле».
-3

Анна Кикина переквалифицировалась в космонавты-испытатели из радиоведущей. Резкий поворот в её судьбе произошёл благодаря открытому набору в отряд космонавтов. Всего в России их проводилось три. Анна стала единственной девушкой из двадцати человек, прошедших все проверки. А ведь требования к кандидатам жёсткие — по физической подготовке, антропометрии, профпригодности и т.д.

Герой России Кикина нисколько не жалеет о своём выборе и очень скучает по космосу.

«Ещё до отбытия со станции уже было желание вернуться в космос. На самом деле, правильно говорят: первые два месяца на станции ты только привыкаешь, обустраиваешься, «доезжаешь». Потом ты работаешь один-два месяца, а потом два месяца ты собираешься домой. Как только я почувствовала, что настало время собираться домой, я подумала: «Да как же так! Всё так быстро летит! Мне нужно ещё столько успеть сделать! Почему всё так быстро заканчивается?» Время пролетело молниеносно».
-4

Лётчик-космонавт, Герой России Иван Вагнер скучает по потрясающим космическим пейзажам. Картины, которые Иван наблюдал в иллюминаторе, сподвигли его заняться фотографией. Во время пребывания на орбите Вагнер старался всё запечатлеть, однако он понимает, что полной красоты момента никакая камера передать не сможет. Поэтому стремится снова попасть на МКС.

«Космос вдохновил на фотографирование. Больше всего впечатлила ночная Земля. Грозы. Особенно, когда пролетаем над экватором, и видим грозы… Это новогодняя ёлка, только масштабами побольше. Полярные сияния. Серебристые облака. Это всё очень завораживает. А в сочетании со светящимися ночными городами, которые проглядывают сквозь разрывы в тучах, — просто невероятная картина».
-5

И всё-таки космонавты — люди земные, поэтому о доме тоже скучают. Да и семью в полёт брать не получается. У лётчика-космонавта, Почётного гражданина Байконура, Героя России, любящего мужа Олега Артемьева ситуация объяснимая.

«Там мы скучаем по Земле, а здесь — о космосе скучаем, конечно. <…> Лучше скучать меньше о космосе. Потому что, если много будешь по космосу скучать, жена отругает».

Фото: Ретро FM